140 миллионов рублей потратят власти Рязани на музей Солженицина, в место пенсий, вместо квартир многодетным, вместо спортивных секций для детей, вместо стипендий…
Министерство культуры России пообещало найти финансирование на оборудование экспозиций в новом музее Александра Солженицына, который планируется открыть в честь 100-летия писателя. Всего на эти цели нужно 60 млн руб., но дали 140 млн.руб. Об этом стало известно 12 сентября. Как рязанцы отреагировали на новость в соцсетях, кто создавал петицию против появления музея в Рязани, как к предстоящему событию отнеслись известные горожане — в обзоре «7×7».
Правильное место
О создании в Рязани музея писателя Александра Солженицына заговорили в 2013 году. Через два года в сюжете на телеканале «Культура» сообщили, что в рязанском музее истории молодежного движения создадут музей Солженицына. Рязанцы возмутились тем, что узнали о значимых новостях из федеральных СМИ. Музей истории молодежного движения сначала собирались «переселить» в дом Михаила Салтыкова-Щедрина на улице Ленина, 42, а затем и в новое хранилище музея Сергея Есенина — в село Константиново Рыбновского района.
В 2018 году стало известно, что музей Солженицына разместят в доме Салтыкова-Щедрина, музей истории молодежного движения останется на своем месте.
12 сентября в Доме Правительства России прошло заседание комитета по подготовке к празднованию 100-летия Солженицына. Его вдова Наталья Солженицына заметила, что Рязань была знаковым местом для писателя.
— Рязанская область — очень правильное место для того, чтобы быть включенным в юбилейную программу. Там Александр Исаевич прожил 12 лет, написал «Один день Ивана Денисовича». Регион расположен близко от Москвы, там находится есенинское Константиново, — высказала она свое мнение.
Входящий в комитет губернатор Рязанской области Николай Любимов сообщил в ответ, что здание будущего музея реставрируют, работы закончатся к декабрю 2018 года. Замминистра культуры РФ Алла Манилова пояснила, что «на изготовление и приобретение оборудования, а также интеграции контента» потребуется 60 млн руб., вопрос о выделении средств сейчас обсуждается.
«Словом Солженицына разрушили СССР!»
В 2016 году в соцсетях впервые появились негативные комментарии по поводу создания музея в Рязани и в отношении самого писателя. Председатель регионального отделения «Партии возрождения России» и регионального Общероссийского движения «Россия» Евгений Пискун создал петицию «Мы против музея Солженицына в Рязани», адресованную губернатору Олегу Ковалеву. «В Рязани к 100-летию со дня рождения А. И. Солженицына планируют открыть музей его имени. Солженицын ненавидел нашу Родину! Ряд общественных организаций города и его жители считают, что в своих произведениях А. И. Солженицын показал, что он не входит в число тех, которые, как сказал писатель, есть „отечества отцы, которых взять мы должны за образцы“». В петиции он сослался на пост блогера «7×7» Валерия Розанова в интернет-газете «Завтра», где дал развернутое описание, почему городу не нужен музей писателя.
«Родился Солженицын в 1918 году, то есть уже при советской власти. Сын царского офицера и богатейшей на Кубани казачки. Семья его родителей по революционным канонам того времени была разорена. Дух ненависти к Советской стране в семье А. И. Солженицына и у него самого был по этой причине естественным и, как увидим в дальнейшем изложении, стойким и переросший затем у него в ненависть к своей стране», — с этого началось перечисление причин. По словам Пискуна, на фронте писатель призывал свергнуть главнокомандующего Иосифа Сталина, за что попал в исправительно-трудовую колонию, где писал доносы на своих сокамерников.
Петицию подписал 1371 человек. В комментариях люди со всех российских регионов соглашались с автором, назвали Солженицына предателем, а организацию музея в его честь — позором.
С 2018 года информагентство «Красная весна» опубликовало более 50 заметок, посвященных протестам россиян против изучения произведений Александра Солженицына в школе, против установки памятников и монументов, против проведения Года Солженицына.
В мае 2018 года стало известно, что на реставрацию здания музея из федерального бюджета выделили около 140 млн руб. Пользователи соцсетей вновь раскритиковали эту идею.
«Что писал Солженицын, не могло быть и не было»
После новости о предстоящем выделении еще 60 млн на создание экспозиции в соцсетях снова появилось множество комментариев с критикой. В группе «Типичная Рязань» во «ВКонтакте» новость собрала около 100 комментариев. Из них более 90% были негативными. Рязанцы посоветовали построить на эти деньги пристань и очистить реки, отремонтировать дороги, повысить пенсии, оплатить срочные операции детям. Упомянули даже отсутствие вытрезвителей в городе: «Детских садов в городе не хватает, хосписа в городе ни одного нет, вытрезвители позакрывали — денег в бюджете на это нет. А вот центр Солженицына нам крайне необходим, без него мы ну никак жить не сможем».
Открытие музея Солженицына сравнили с открытием «Ельцин-центра» в Екатеринбурге, с покупкой голодного человека в кредит шубы, с чествованием Степана Бандеры. По мнению подписчиков группы, он писал «сплошную ложь»: «То, что писал Солженицын, не могло быть и не было. Противоречит здравому смыслу».
Слова в поддержку писателя и его творчества написали два рязанца. Уроженец Пителинского района, выпускник радиотехнической академии считает, что 60 млн руб. — небольшая сумма по сравнению с тем, какие долги Россия прощает другим государствам: «Великий человек! Не боялся правду писать о коммунистах даже при их власти. Ветеран войны, несправедливо осужден, 11 лет спустя освобожден из-за отсутствия состава преступления. Лауреат Нобелевской премии. А у пенсионеров эти деньги не отберут, пенсионный фонд тут ни при чем, 60 млн руб. — это мизер. Вон, мы Ираку сначала 10 млрд, потом еще 12 млрд $ дали и списали!»
«Ваши вопросы настораживают»
Автор петиции против открытия музея Солженицына в Рязани Евгений Пискун пояснил свою позицию журналисту «7×7»:
— Я достаточно зрелый человек и могу сказать, что и когда он только начал публиковаться, «взахлеб» его никто не читал. Разве что «Один день Ивана Денисовича» — да, это было для нас что-то новое в литературе. «Матренин двор» — такая зарисовка о деревенской жизни, но о чем она? Собственно, ни о чем. Какой-то намек там на что-то есть, но на что? «Раковый корпус»… Я бы не стал комментировать это произведение с художественной точки зрения, потому что я не литератор. Тут дело не в «литературности», а в том, что любое художественное произведение нужно рассматривать и с точки зрения художественной, и политической. Ведь автор выражает свою позицию.
Пискун назвал Солженицына «неясной фигурой» и предателем:
— В книге «Архипелаг ГУЛАГ» он приводит такие данные, которые были засекреченными данными КГБ. А он-то откуда их знал? Или почему его реабилитировали? Словом, двойственной трактовки его личности быть не может, трактовка только одна: он — предатель. Он во время войны пошел против Верховного главнокомандующего — это однозначно расстрел. А его только лишь посадили. Вот вам еще одно «темное пятно», — продолжил Пискун.
Единственный «плюс», который собеседник увидел в личности Солженицына, — это то, что он не принял награду от президента Бориса Ельцина.
Педагог, основатель Научно-просветительского центра по изучению Александра Солженицына, руководитель рязанского Солженицынского общества Владимир Крылов сначала заявил, что не имеет права давать развернутые комментарии «неофициальным изданиям, потому что это дело политическое». Потом все же высказался об открытии музея:
— Вопрос о 100-летии [праздновании] поддержан полностью президентом, это дело политическое, поэтому здесь не может быть никаких «барахтаний» вправо-влево. Все на государственном уровне, все законно, у нас откроется центр Солженицына, и с точки зрения власти, все это правильно.
На вопрос корреспондента «7×7», почему в 1980-х годах большинство людей восторгалось творчеством писателя, а теперь заняло совсем противоположную позицию, рязанский солженицыновед ответил:
— Вы совершенно неправильно трактуете обстановку. Это молодежь сейчас все читает в сотовых телефонах, а нормальное общество как было ориентировано на литературу, так и остается быть ориентированным на литературу. Его читает культурный истеблишмент, и правильно делает, а всем читать Солженицына не надо, для всех это вредно. А социальные сети — это грязь, это помойка, мы на них не обращаем внимания. Это не те, кто формирует культурный облик населения, вы зря на него ориентируетесь.
Правозащитник, блогер «7×7» Александр Бехтольд предположил, что страна возвращается к коммунистическому прошлому, к советскому режиму, и поэтому отношение к Солженицыну у тех, кто не хочет думать и понимать эти процессы, может быть только негативным.
— Страна возвращается к тому, что у нас было до 1991 года. По факту уже где-то переименовываются улицы Мира в улицы Сталина, где-то бюсты ставятся. Страна возвращает то, что мы отрицали в 91-м году и думали, что это уже никогда не вернется. В этом отношении труды Солженицына — это приговор системе Сталина и той коммунистической системе, которая была. Рязань, в отличие от других городов, отличается постоянством, приверженностью к тому времени. У нас часто побеждают на выборах коммунисты, у нас до сих пор стоит памятник вождю [Ленину] на главной площади города. И, коль скоро политика у нас такая, Солженицын просто обречен быть облитым грязью. А сейчас на музей Солженицына деньги даже выделили… Это какая же будет кость в горле у большинства сограждан, которые мечтают вернуть коммунистическое прошлое? Я знаю таких, которые просто мечтают вернуться туда, в то время. И для них Солженицын — абсолютно неприемлемая фигура.
Путинский режим не может предать забвению Нобелевского лауреата, он ими не разбрасывается. Он [Солженицын] признан мировым сообществом, а мы хотим показать миру, какие мы белые и пушистые — преданные демократическим ценностям. Но это только слова, на самом деле диктатура возвращается, порядки прежние возвращаются, и мы это чувствуем каждый день. Аресты, политические заключенные. Не расстреливают только пока официально, — заключил он.
<hr/>
Александр Солженицын — писатель, публицист, диссидент, лауреат Нобелевской премии 1970 года. Противник коммунистических идей и режима. В Рязани прожил 12 лет, начиная с 1957 года. Работал учителем физики и астрономии в гимназии №2. Здесь же редактировал рукописи произведения «В круге первом», написал рассказ «Щ-854», «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича».
Екатерина Вулих, «7×7»