В Беларуси бизнесу, желающему использовать энергию солнца, ветра, воды и биогаза, придется проходить конкурс – пускать на рынок всех государству слишком дорого.
Недавно государство ввело квоты на создание в нашей стране установок по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), желая, чтобы ветряков, солнечных батарей и других установок в нашей стране не появилось слишком много.
Как объясняли ранее в «Белэнерго», «зеленая» энергия обходится государству дорого. Ведомство должно покупать эту энергию по тарифу 41 цент за 1 кВт.ч при себестоимости 9 центов.
В 2014 году «Белэнерго» потратило на оплату «зеленой» энергии 29 миллионов долларов, а в этом году сумма может увеличиться до 40 миллионов.
Именно с этим связан скандал с нарушением антимонопольного законодательства, в котором Министерство экономики обвинило «Белэнерго». Энергетики пытались остановить выдачу разрешений на подключение новых «зеленых» установок к сетям, так как накануне введения квот начался бум строительства установок ВИЭ.
Инвесторов, желающих работать с ВИЭ много, так как это довольно выгодно – государство предусмотрело для них много льгот. Поэтому очевидно, что с введением квот в стране активизируется борьба за право создать свою установку, использующую энергию солнца, ветра, воды и биогаз.
По каким правилам будет вестись эта борьба, «Ежедневнику» объяснила Дарья ЖУК, управляющий партнер белорусского офиса международного юридического альянса COBALT.
Правила игры регулирует постановление правительства под названием «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии», которое вступило в силу 21 августа нынешнего года.
Из документа следует, что получить квоты может любой претендент на конкурсной основе, если он отвечает определенным критериям (каким именно, не ясно) и набрал наибольшее количество баллов среди всех претендентов.
Однако для некоторых проектов будут сделаны исключения – они смогут получать квоты без конкурса. В список счастливчиков войдут проекты по международным инвестиционным договорам, а также установки, финансируемые за счет внешних займов под гарантии правительства и некоторых других. Кроме того вне конкурса получат квоты одобренные правительством проекты международной технической помощи, а также проекты иностранной безвозмездной помощи.
Как раз именно с этими внеконкурсными случаями и возникает больше всего вопросов у юристов – не понятно, как будут распределяться квоты внутри привилегированного круга и как попасть в этот круг.
По словам Дарьи Жук, из текста документа четко не следует, будет ли некий свой конкурс внутри внеконкурсных проектов. Если нет, то означает ли это, что квоты получат все «проекты-исключения».
Нет четких критериев, с какими инвесторами будут заключать инвестиционные договора или международные договора (данный термин, в принципе, не ясен). Кто получит гарантии правительства под внешние займы – тоже тайна.
В целом не понятно, какая часть квот из ежегодно устанавливаемых будет направлена на внеконкурсные предложения.
«Мы видим, что законодатель вновь оставляет место для маневра. Надеемся, что этот вопрос будет уточнен регулятором в ближайшем будущем, чтобы сохранить положительные эффекты от внесенных изменений и не создавать новых тормозящих факторов развитию данной отрасли в Беларуси», – сказала юрист.
ЕЖЕДНЕВНИК
Источник: realty.ej.by