Неудачный запуск ракеты «Фалькон-9» («Сокол-9») стал третьим подряд сбоем в космонавтике США за последние шесть месяцев.
Вновь все вспомнили небезызвестную истину о том, что космос ошибок не прощает. Первопричина неудач даже не в технологических недоработках – их можно устранить в ходе дополнительно проведенных исследований. Сказывается, в первую очередь, подход к освоению космоса.
В Соединенных Штатах руководствуются принципом: участие государства в хозяйственной деятельности должно быть сведено к минимуму. Делается это для того, чтобы частный бизнес мог получать сверхприбыли и делиться ими с государством в виде налоговых отчислений.
Механизм этот функционирует исправно, однако именно в космической отрасли его работа нарушилась. Ведь продвигаемая калифорнийской частной корпорацией «Спейс экс» ракета «Фалькон-9» должна была, по задумке НАСА, потеснить с глобального рынка космических запусков ветерана, российский ракетоноситель «Протон», за счет снижения цены на доставку грузов на орбиту едва ли не наполовину. Более того, она должна была в недалеком будущем обеспечить США независимость от России в доставке грузов и космонавтов на орбиту.
В мировой прессе уже утверждалось, что России предстоит перенести очень болезненный удар конкурентов – намного более дешевых и экономичных новейших американских ракет-носителей, первая ступень которых может приземляться в заданном районе после использования.
Говорилось и о скором наступлении «новой эры», когда освоение космоса перейдет в руки частных компаний с их краеугольным принципом – извлечение прибыли. Особенно много шума наделал проект по запуску космических туристов «Спейсшип-2». Небедные знаменитости и просто богатые люди, заплатив несколько сот тысяч долларов, занимали очередь, чтобы испытать на себе все прелести кратковременного пребывания на околоземной орбите. Реклама всех этих достижений была очень убедительной.
Но вот и очередной испытательный полет «Спейсшип-2» завершился полным фиаско. Из высказываний специалистов можно сделать однозначный вывод: причиной провала послужило банальное желание «оптимизировать» расходы. Руководство компании-разработчика напирало на то, что вся изюминка проекта в абсолютно новом, инновационном, как это принято сейчас говорить, виде топлива. Но горючее – горючим, а между тем выяснились очень интересные детали. Космоплан не прошел необходимую для подобных случаев проверку со стороны Федерального агентства гражданской авиации США. Все было в рамках закона, но лоббисты выхлопотали для «Спейсшип-2» льготный режим сертификации. Поэтому, как предполагают, чудо техники не прошло предварительного испытания в аэродинамической трубе. Ограничились лишь компьютерным моделированием – в итоге получили разбитый летальный аппарат и гибель одного пилота. При этом вину за случившееся, недолго думая, возложили на человеческий фактор – экипаж, мол, выполнил одну из операций слишком рано.
Нечто подобное имело место и в ходе последней аварии «Фалькона-9» – руководство компании утверждает, что речь идет о недоработке в системе подачи топлива, конкретным виновником назван датчик измерения давления. Но ведь ничего не стоило дублировать этот прибор, верно? Показателен в этом отношении и подход верных учеников американцев: причиной неудачного запуска южнокорейской ракеты было признано неудовлетворительное качество пироболтов фирмы «Ханхва», решившей сэкономить на качестве металла. А ведь поначалу Сеул огульно обвинял наш Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, якобы изготовивший некачественную первую ступень…
Конечно, причины недавних аварий вполне могут быть устранены в будущем, ведь они из разряда «детских болезней» – недочетов, возникающих при создании нового технически сложного изделия. Но на это потребуются деньги и время, что автоматически ведет к удорожанию проекта. И тогда уже вряд ли можно будет говорить о конкурентоспособности американских изделий.
Небольшой штрих – о руководителе одной из компаний, взявшихся «приватизировать» космос.
Ричард Брэнсон, глава «Верждин галактикс», разработчика суборбитального самолета «Спейсшип-2», в ходе недавнего визита на Украину занимался не только поиском новых специалистов и технологий для своего проекта, но и раздачей советов киевскому правительству.
Не считая пожеланий присоединиться к его космическим проектам, он выдвинул инициативу по борьбе с наркотиками, рекомендовав властям Украины их легализовать…
Основы российского подхода к освоению космоса были заложены в советское время. Главная цель – обеспечение максимальной надежности. Для этого не жалели ни денег, ни материала, ни рабочего времени. Не допускалось ни малейшего отклонения от технических требований. Всем была памятна катастрофа корабля «Союз-11» в 1971 году, экипаж которого погиб из-за преждевременного срабатывания клапана подачи воздуха. Так вот, причиной последнего послужило то, что в процессе изготовления этого устройства были допущены отклонения от требований. И хотя величина каждого из них не превышала предела погрешности, вместе взятые, они сыграли роковую роль. Поэтому в нашей космической индустрии в советское время стремились исключить малейшие ошибки. По рассказам очевидцев, в некоторых технологических операциях к каждому рабочему был приставлен инженер, наблюдавший за точным выполнением предписаний. Разработкой узлов и агрегатов для космических кораблей занимались отраслевые НИИ, а отнюдь не невесть откуда взявшиеся фирмы, предлагающие «выгодные условия».
Конечно, бывало разное. Опять же, по рассказам очевидцев, при изготовлении теплозащиты для космического челнока «Буран» по вине нерадивого работника разбилась одна из металлических панелей. Начальство, используя личные связи, добыло на предприятии-изготовителе еще одну. Клей же пришлось использовать не тот, что предписывалось. В результате, когда «Буран» совершал свой первый полет, коллектив завода дружно молился за успех. Все завершилось благополучно.
Да, сегодня часть работ в нашей космической отрасли выполняется акционерными обществами. Но руководящая роль остается за государством. Думаю, поэтому американцы покупают и будут в обозримом будущем покупать надежные российские ракетные двигатели – даже в условиях санкций. Именно в период так называемой «лунной гонки», на рубеже шестидесятых-семидесятых годов прошлого века у нас были созданы одни из самых мощных ракетных движков. Вот они до сих пор и выводят американские ракеты на орбиту. Возникает вопрос: а куда, собственно, исчез мощный и эффективный двигатель, разработанный Вернером фон Брауном специально для полетов к Луне? Ответ обескураживает, потому что звучит следующим образом: нам говорят, что двигатель, как и ракета «Сатурн-5», не могут быть больше воспроизведены, поскольку их чертежи были бесследно утрачены… Странное дело. Тот же «Протон», который даже несколько старше «Сатурна-5», производится и летает до сих пор.
Если существуют подобные «непонятки» с двигателем, то многие вновь ставят под сомнение и американские полеты на Луну.
В качестве аргументов приводится много чего: и утеря оригиналов фотопленки, отснятой на Луне, и странные колебания флагов в безвоздушном пространстве, и отсутствие звезд на фото лунного неба, и подозрительно функциональные скафандры, до которых и нынешним еще далеко, и непонятное везение американцев, позволившее им совершать едва ли не в ручном режиме многократные стыковки на лунной орбите…
Сомнения начинают мучить и тогда, когда узнаешь: НАСА следит за всеми публикациями в мировом интернете, где так или иначе ставится под сомнение истинность американских лунных экспедиций. В 2009 году один из наших пользователей интернета, увеличив на компьютере фото лунного валуна, обнаружил на нем не только следы воздействия атмосферы и даже мох, но даже рыболовный крючок. Через несколько дней эта фотография на сайте НАСА уже была отретуширована.
На днях представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил о нашей готовности помочь провести международное расследование и уточнить местонахождение 400 килограммов лунного грунта, привезенного на Землю астронавтами. Якобы он спрятан от глаз публики.
Почему? Ведь Вашингтон мог бы показывать такую находку всему миру, постоянно напоминая о своих космических успехах…
Дмитрий Мельников
Источник: stoletie.ru