Что китайцу – хорошо, американцу – смерть: РД-180

Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин сделал на выставке «ЭКСПО», которая в настоящее время проходит в Харбине, заявление о том, что Китай собирается купить российские ракетные двигатели РД-180 для своих ракетоносителей.

Об этом Рогозин заявил после своей встречи с вице-премьером Госсовета КНР Ван Яном.

Примечательно, что двигатель РД-180 был разработан в середине девяностых годов специально для американских ракет «Атлас III» и «Атлас V», причем, после последнего ухудшения отношений между Россией и США, Пентагон выделил 160 млн долларов на разработку собственного двигателя, но уже сейчас понятно, что если этот двигатель и будет готов, то не ранее 2019 года.

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает, что китайская и американская сделки по РД-180 – это две параллельные истории.

«Китай давно хотел получить наши двигатели, чтобы развить свои ракетные технологии до нового уровня, поэтому данная сделка – это результат старых переговоров, а не следствие тех ограничений, которые сегодня введены в США по поводу импорта российской ракетной техники», — констатирует Фролов.

Что касается экспорта нашей ракетной техники в США, то здесь, по мнению Фролова, аналогичная ситуация с закупкой Россией до 2014 года ракетных комплектующих на Украине.

«Это дешевле и эффективней, чем создавать такие двигатели у себя с нуля», — считает Фролова.

Так что, если в случае с США – это был обычный экспорт товаров, то в случае с Китаем – это скорее экспорт технологий за рубеж, поскольку американцы в отличие от китайцев, имеют необходимый технологический потенциал, чтобы создать в ограниченные сроки свой аналог.

Другой вопрос, что в случае американских ограничений на импорт российских двигателей в США играет роль не только фактор политики санкций, но и внутриамериканские бизнес-интересы.

Согласно изданию The Washington Post, Пентагон в пятницу официально уведомил о том, что не будет помогать преодолеть запрет Конгресса на поставку ракетных двигателей США, несмотря на то, что это затрагивает интересы компании ULA.

ULA– это совместный проект компаний Lockheed Martin и Boeing, который десятилетие являлся на рынке США монополистом по запуску ряда направлений коммерческих спутников, благодаря своей ракете «Атлас-V», двигателями которой являются как раз РД-180.

В настоящий момент ULA не хватает российских двигателей для того, чтобы реализовать весь план запусков. Примечательно, что благодаря запрету Конгресса ULA начала испытывать конкуренцию со стороны компании SpaceX, которая недавно была аттестована Пентагоном на контракты, ранее принадлежащие ULA.

В результате ULA оказалась в шатком положении, что может привести к весьма непредсказуемым последствиям для американской индустрии коммерческих спутников, учитывая, что компания SpeceX создана миллиардером Элтоном Маском совсем недавно.

Пресс-секретарь Пентагона лейтенант-коммандер Кортни Хилсон заявила, что министерство обороны понимает все проблемы, связанные с тем, что запуски из-за запрета на РД-180 может теперь выполнять только один подрядчик, но в то же время считает, что необходимы срочные меры по устранению современных рисков.

Поэтому из-за данного запрета компания ULA должна будет ждать мифического 2019 года, когда американская промышленность, может быть, создаст аналог РД-180.

Дмитрий Сикорский

Источник: rueconomics.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *