Пожалуй, ни одной науке не приходилось так часто отвечать на подобный вопрос. Между тем ответ на него неизменен уже не первое тысячелетие.
Философия есть наука о мышлении , причем о мышлении определенного рода – о научном, логически последовательном мышлении, мышлении, которое независимо от воли и сознания конкретного исследователя, воспроизводит в понятиях материальный мир и его объективные законы. Философия, иначе говоря, есть наука о методе, о том, как человеческое мышление осознает форму внутреннего самодвижения содержания предмета – причем независимо от конкретного человека и от конкретного предмета его изучения. В любой сфере, где человек занят практической деятельностью, в любой сфере, где человек занят творческим трудом, словом, в любой сфере являющейся предметом человеческого мышления, философия находит свой предмет в виде этого мышления. В этом смысле она есть наука о всеобщих законах мышления, природы и общества. В этом же смысле не так далека от истинности позитивистская точка зрения, будто бы любая конкретная наука есть сама себе философия. Правильнее, однако, было бы говорить, что философия, приложенная к предмету какой-либо конкретной, позитивной науки, и составляет саму эту науку. Тут возникает закономерный вопрос: зачем в таком случае вообще тратить время на философию: не лучше ли глубже разобраться в вопросах конкретных наук? Это, что называется, вопрос философский.
Необходимо ли рыбе обладать познаниями в гидродинамике, чтобы плавать? Или водителю автомобиля глубоко разбираться в устройстве двигателя, чтобы ездить? Точно так же для ученого сегодня, по большей части, нет необходимости понимать, на каких объективных законах основана его деятельность. Все, что ему необходимо – научиться использовать эти законы в своей собственной научной сфере, понимать правила, по которым работает его частная наука. Но как быть, если в какой-то науке свод таких правил еще не создан? И тут ученому волей-неволей приходится становиться философом – стихийным, неумелым философом, а стало быть – и дурным. Те навыки, которые он стихийно усвоил в своей области, не могут тут ему ничем помочь – и к решению сложнейших проблем он подходит с точки зрения одного лишь здравого смысла. Но, как писал Энгельс, здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования.
Отметим, что объективные законы самодвижения понятий, которые составляют предмет философии, в известной мере совпадают со здравым смыслом. За тысячелетия научного познания человечество не могло не придти к тому, что о чем бы мы ни рассуждали, должны выполняться определенные правила рассуждений: непротиворечивость, последовательность, основательность. Словом, к тому, что принято называть формальной логикой. Сегодня это направление получило колоссальное развитие уже в виде логики математической. Но едва ли формальная логика есть именно тот метод, который мы искали, когда пытались решить проблему, возникающую в конкретных науках и конкретной человеческой деятельности: очевидно, метод должен существенным образом зависеть от предмета этой деятельности, рассматривать не логику движения понятий вообще, а логику движения понятий, в которых отражается этот конкретный предмет. Задача философии состоит в том, чтобы поставить логический же аппарат для создания подобной логики. Для этого у нее не так много средств: чтобы создать теорию познания научного мировоззрения философская наука должна построить эту теорию, прежде всего, по отношению к самой себе и тем дать логику всякого научного познания и всякого развития вообще. Эта обращенная
на самое себя философия составляет логическую систему, систему категорий, охватывающих все логически мыслимые виды движения мысли, диалектическую логику. Диалектическая логика интересна нам лишь постольку, поскольку она помогает нам восстанавливать диалектику конкретных наук: нам интересно не столько “дело логики”, сколько “логика дела”. Для этого нужно использовать логику как науку о знании во всем объеме его развитии, науку об отражении движения мира в движении понятий. Но прежде чем говорить о движении понятий, недурно было бы установить, что же такое есть понятие – развернуть его логический вывод. Но это и значило бы выполнить “дело логики”, составить свою диалектическую систему.
Такая работа была впервые проведена выдающимся немецким философом Г.В.Ф. Гегелем – и до сих пор система, предложенная им в “Науке логики” остается единственной в своем роде. Само собой, нам важна не столько система гегелевских категорий, сколько диалектический метод – из-за него мы и затеяли весь этот разговор. Но метод этот должен быть сначала развернут, будучи примененным по отношению к самому себе, иначе мы не получим сознательной диалектики. В этом деле большое подспорье может оказать изучение диалектики, стихийно привнесенной в другие науки, выделение общего в них, воссоздание того метода, которому подчинены они все. Неоценимую помощь может оказать опыт изучения логики величайшего образца сознательного применения диалектики – “Капитала” Карла Маркса. Но ведь и для того, чтобы наблюдать логику “Капитала” нужно иметь представление о логике самой по себе. И в этом деле Гегелю пока что нет замены, несмотря на его идеализм, порою излишний мистицизм, туманность и многословие, избыточность текста, отягощенного малопонятными для современного читателя сведениями из истории философии, несмотря на подчас устаревшие положения и методологические принципы и многочисленные “ошибки идеалиста”, – гегелевская система остается единственной: много было написано о диалектике, особенно в советское время, но нигде не дается ее самой.
Основная задача нашего кружка состоит в том, чтобы вычленить эту диалектическую сердцевину из гегелевских построений, очистить ее от идеалистической шелухи и изложить ее – пусть не на сорока листах – а в виде доступного современному человеку учебника, снабженного примерами и задачами. В подавляющем большинстве курсов к диалектике подходят несистемно: ее или сводят к сумме примеров и частных сюжетов – хуже этого сложно себе что-то представить, или забывают о строгости изложения, злоупотребляя доказательствами при помощи авторитета, запугивания и запутывания, или дают в опосредованной форме через произведения более поздних авторов (Энгельс, Вазюлин, Ильенков и др.) – часто гениальных философов, но, опять же, чтобы по достоинству оценить гениальность их логических построений следует иметь представление о диалектической логике как таковой.
Те недостатки, которые есть в нашей работе, в известной мере связаны с нашим одиночеством в решении этой достаточно амбициозной задачи. Если вам интересен марксизм и философия марксизма, если вы уже пришли к осознанию необходимости работы с Гегелем, но не можете побороть страх перед “Наукой логики”, если вы, наоборот, в пятый раз читаете “Логику” в свободное от другой философской литературы время и готовы помочь в ее освоении другим – приглашаем вас принять участие в работе нашего кружка и хоть немного приблизить светлое будущее теоретического марксизма.
Программа: https://docs.google.com/document/d/1fgmm0rPqv_OVY9qn1UnuhoVbi3Y1-FZnDaFvl0HL_pI/
Для записи: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScF2kWy_HY4Qdjx3X8wsPFNN3jqp5-TLHxmI-v3xDYru-0_vw/
Занятия проходят онлайн в программе Discord каждое воскресенье, начиная с 03.02.. Приглашение на сервер будет выслано в течение трех суток с момента записи.
С товарищами из Москвы возможно проведение очных занятий. Первое такое занятие (ознакомительное) состоится 27.01.2019
Курс предполагает выполнение домашних заданий после каждого семинара и проведение экзамена для перевода на второе отделение в конце учебного семестра.