Циолковский и его евросоциализм

Циолковский сам себя считал не техником, а философом. Он был одним из первых гуманистов-социалистов России, причём опиравшийся на опыт Германии и США. Интересны его идеи переустройства общества, основанные на ранжировании общества, прямой демократии, власти судей и евгенике. Причём мужчины и женщины в таком обществе имели бы свои правительства.

Писатель (и бывший эсер-боевик) Виктор Шкловский, несколько раз встречавшийся с Циолковским и специально для этого приезжавший в Калугу, в 1928 году записал следующий разговор с ним:

«Вечер. Циолковский меня спросил:

– Вы разговариваете с ангелами?

– Нет, – ответил я тихо в слуховую трубку.

– По строению головы могли бы разговаривать.

– А вы? – спросил я.

– Я постоянно разговариваю.

Я не испугался, поняв, что ангел – вдохновение».

Циолковский считал ангелов всего лишь высшими разумными существами, более совершенными, чем люди. Согласно его концепции, люди в будущем и в результате космоантропогенной эволюции как раз и должны превратиться в ангелов. «Человек тоже преобразится, – писал он в начале XX века, – и старого, грешного человека, живодёра и убийцы, уже не будет на земле. Будет его потомок совершенный ангелоподобный».

Циолковский в беседе с Чижевским пояснял свою мысль:

«Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о её судьбе из-за самой ракеты. Это было бы грубейшей ошибкой. Ракеты для меня – только способ, только метод проникновения в глубину Космоса, но отнюдь не самоцель. Недоросшие до такого понимания вещей люди говорят о том, чего в действительности не существует, что делает меня каким-то однобоким техником, а не мыслителем».

В подавляющем большинстве биографий Циолковский представлен именно как «однобокий техник», а не мыслитель мирового масштаба, коим он себя осознавал с ранних пор.

Мечты об идеальном человеке неотделимы в мировоззрении Циолковского от мечты об идеальном общественном строе. Знакомясь с философским наследием мыслителя-космиста, нетрудно убедиться, что размышления и работы, посвященные совершенствованию общества, занимают в его творчестве значительное место. Особенно интенсивно он начал заниматься этой проблемой после Февральской и Октябрьской революций, когда воочию убедился, что окружающая действительность более чем далека от совершенства. Он уже в апреле 1917 года написал программную статью «Идеальный строй жизни», где сформулировал своё кредо, впоследствии повторенное не единожды. Вместо неизбежных насилия и горя предлагался путь просвещения, основанный на уступчивости, милосердии и прощении.

Циолковский предлагает модель переустройства общества, основанную на принципах коллективизма и взаимовыручки. Задолго до начала социалистического строительства в России он не скрывал своей приверженности принципу «высшей коммуны» и иллюстрировал его возможности на примере низшей ячейки социальной организации:

«В каждой ячейке будет народоправство. Общество выбирает на определённое или неопределённое время судью, исполнителей, учителя детей и взрослых, техника, врача, проповедника нравственности и разрешителя браков. Последняя должность может соединяться с должностью судьи. Также должность учителя может совмещаться с должностью учёного и техника. Итак, в примитивном обществе можно ограничиться: судьею – он же проповедник нравственности, разрешитель браков и всяких спорных вопросов; учителем – он же учёный и техник; врачом, тоже учёный и техник; исполнителями, т. е. представителями силы, здоровья, добродушия, повиновения. Учитель и врач могут замениться одним лицом. Всего для примитивной ячейки понадобятся двое кроме исполнителей. Судей может быть два или более. Они управляют по очереди – то живя в своей ячейке, то переходя в высшую. Это главное лицо в обществе. Его решения не нарушаются, пока он судья. Но его могут во всякое время лишить этого звания».

Подобная низшая ячейка – лишь первая ступень в прогнозируемом идеальном общественном устройстве.

Следующий шаг – социальная ячейка второго класса, или мир избранных. Он состоит из мужчин и женщин, доказавших свою приверженность идеалам добра и справедливости и избранных путем голосования. При этом мужчины выбирают мужчин, женщины – женщин. Возраст избирателей и избранников не ограничен: дети голосуют и избираются наравне со взрослыми. Далее иерархия строится по тому же принципу: из ячейки второго порядка (или разряда) избирается следующая ячейка – третьего и далее – четвёртого порядка. В результате высшее общество окажется состоящим из наилучших людей.

«Сущность предлагаемого преобразования общества состоит в том, чтобы установить демократическую республику вроде американской, существующей в Соединенных Штатах Америки и доступной людям и сейчас по их свойствам. Но это в низах. Одновременно из них выделяются общества всё более и более близкие к коммунизму. Низшие же общества понемногу, может быть в течение столетий, переходят к другому строю, коммунистическому, введённому сознательно и добровольно».

Он описывал и регламентировал в мельчайших подробностях жизнь виртуального общества будущего. Вот как, к примеру, весной 1917 года представлялись ему законы и способы избрания представительной власти:

«Избирают все желающие обоего пола с определённого обществом сознательного возраста, ну хоть с 15-20 лет. Избирающим должна быть хорошо выяснена цель избрания и желательные качества избираемых. Каждый избиратель может быть избран. Для разъяснения сущности выборов могут быть назначены предварительные выборы наиболее толковых людей с ораторскими задатками. Но такой талант не есть ещё указатель на пригодность избираемого как члена высшего общества. Это тоже должно быть выяснено избирающим.

Весьма важно упростить способ выборов в смысле быстроты, точности и правдивости. В низшем обществе они должны быть тайные, так как взаимная зависимость современного мира мешает им быть открытыми для всех. Выбирать нужно всех взрослых членов поочередно, например по алфавиту.

Каждый держит в зажатой руке шарик чёрный или белый, чего никто не знает. Он подходит к ящику и кладет, под покровом, шарик в отверстие. Шарик задевает колокольчик и звонит. Сотне человек довольно 2 минут, чтобы положить шарики. По весу шариков можно проверить, не положил ли кто зараз два или более, хотя это видно и по звуку колокольчика. Положим, Иванов получил белых шаров больше всех других. Тогда он и выбран.

В обществе может быть закон, по которому только получивший более 1/3 всех шаров, или голосов, считается избранным. Тогда иное общество может остаться без начальства и высшего состава. В таком случае ему дают избранных из других обществ, где есть избыток. Из него оно и избирает. Для определения достоинства или годности всех, примерно ста, членов потребуется, значит, около 600 минут, или 10 часов.

Избранный не может быть исключён из высшего общества иначе как за преступление, т. е. за нарушение основных законов или частных законов общества. И то он подвергается суду избравших. Извергнутый исключается на определённое время и может быть снова избран низшим обществом для высшего. Последнее опять его может обвинить, а низшее оправдать или избрать. Только самое низшее может исключить временно из своего общества на отруба, а в случае серьёзных проступков лишить свободы на некоторое время.

Этот закон исключения применяется ко всем обществам, т. е. каждое общество может возвратить за проступки своего члена следующему низшему обществу. Это, рассмотрев поступок своего бывшего члена, может оставить его у себя, а может и ещё понизить. Но может и не найти состава преступления, т. е. вновь избрать изгнанного в то же высшее общество, и оно не может его не принять. В самом низшем обществе поступают так же – вплоть до лишения свободы. Но тут контроля не может быть, так как более низших обществ нет. Отрубники иногда талантливы и влиятельны, но официальных прав голосования не имеют.

Это страшно важный закон. Пренебрежение им может служить причиною введения деспотии. Надо поставить всех избранных в зависимость от всего человечества. При нарушении закона этой зависимости не будет: высшие общества будут зависеть только от самих себя и потому могут исключать несогласных с ними членов и развратиться.

Дети избранных, достигшие совершеннолетия, помещаются в основные общества. Там они своими заслугами и качествами могут возвышаться и переходить в высшие общества, насколько хватит сил и таланта. Иногда они снова достигают родителей, а иногда подымаются и выше их.

Браки возможны только между членами обществ одного класса, например, женщина 3-го класса не может выйти замуж за мужчину 2-го класса. Цель – улучшение пород на основании явлений наследственности».

Одной из самых интересных футурологических идей Циолковского можно признать требование раздельного существования власти по половому признаку. Мужчины избирают мужчин, женщины – женщин. Соответственно, и управляют сами собой: у мужчин своё правительство, у женщин – своё.

Сохранению лучших биотических, физиологических и психических свойств человека и человечества Циолковский уделял особое внимание. Эта проблема ставится во многих его работах. Аргументация следующая. Пока что мы можем уничтожать страдания и не допускать их только на Земле. Что же необходимо для этого? Прежде всего все существа должны быть сознательными, то есть понять, что страдания недопустимы, и стремиться к совершенству. Несовершенных людей, не способных это понимать, быть не должно. Убивать их, разрушая тело или уничтожая его голодом или холодом, нельзя, так как это погружает мир во зло. Значит, надо заботиться о них, как о себе. Нужно только не давать им размножаться. Тогда с течением времени они незаметно и быстро исчезнут с лица земли. Оставляя несовершенным свободу размножаться, мы делаем зло, так как наполняем мир несчастными, которые будут проклинать родителей за свои муки.

Размножение, и довольно быстрое, – вещь крайне важная. Только тогда человек будет господином Земли и хорошо устроится, когда население увеличится раз в тысячу. Сначала просто всячески поощряются обыкновенные браки по любви. Для этого на содержание детей родителям выдается достаточная сумма или продукты. Многодетных матерей следует награждать. Затем нужно провести опыты по улучшению породы людей. Отборные мужчины-производители, по согласованию с женихами и их невестами, оплодотворяют последних. Забеременев, женщина может жить с женихом до рождения ребенка и нового зачатия (производителем), после чего муж опять вступает в союз с той же женой. Один хороший производитель, таким образом, может в течение своей жизни оплодотворить тысячи женщин.

Циолковский не побоялся заявить о «праве первой ночи», но не с деспотической точки зрения, а с целью улучшения рода, и притом безо всякого насилия. Кто не хочет исполнять предложенного – и не нужно. Насилий быть не должно. Причем все женщины будут драгоценны, даже плохие, ведь их детей можно улучшить. Первое поколение уже много совершеннее. Второе будет ещё лучше (так как качество матерей повысится от хороших производителей) и т.д., «пока все люди не обратятся в плодовитых красавцев, здоровых и умниц». Возможно также искусственное оплодотворение, которое позволит преодолеть чувство ревности, зависти или ложного унижения мужей.

Циолковский действительно разделял и развивал евгенические идеи. Но при его жизни они считались вполне научными и пропагандировались многими выдающимися учеными – до тех пор, пока не были взяты на вооружение, политизированы и дискредитированы германскими нацистами. Конкретные же предложения Циолковского по «улучшению человеческого рода» ориентировались на их ненасильственное и добровольное осуществление.

Циолковский был одним из первых гуманистов-социалистов России, причём опиравшийся на опыт Германии и США (первую он видел в качестве лучшего социального государства того времени, Америку же – как образец лучшей политической системы и местного самоуправления). Это во многом отличало его от русских народников, также предлагавших множество утопий, но ориентировавшихся на «русский дух». Возможно, лишь христианские социалисты-евангелисты во главе с Иваном Прохановым, также видевшими идеалом устройства США, во многом имели идеи, схожие с идеями Циолковского.

Глава Русской православной церкви Кирилл, восхваляя в день успения руського князя Владимира свою конфессию, позволил себе и умолчать о руськом иудаизме (ведь Киев – он же и бывшая хазарско-иудейская, до 866 года, Куява, значительная часть населения которого и после включения города в состав Руси продолжала исповедовать иудаизм!), и оскорбить руський ведизм, чьи пантеоны богов и священные капища украшали и Великий Новгород, и Полоцк, и Киев, более того, древнюю руськую религию, ведущую свое начало от древнеиндийских Упанишад и Ригведы, лидер РПЦ уничижительно обозвал язычеством.

 А ведь именно руський ведизм и руський иудаизм были теми религиями, в духовном окормлении которых создавалось в 862 году полабско-ятвяжским князем Руриком и затем 125 лет успешно развивалось и крепло государство Русь.

Да, греческое христианство – очень важная религия для Руського света, включающего в себя Белорусский, Русский и Русько-Украинский миры, но не менее важные для Руського света и руський ведизм, и руський иудаизм.

Нельзя писать историю Руси/Руського света/России-Белоруссии-Украины однобоко, обрезано. Грекохристианская Русь – это только одна из трех ипостасей Руси! Тем более нельзя оскорблять другие основополагающие для Руського света религии. Если РПЦ устами ее лидера Кирилла Гундяева позволяет руський ведизм обзывать язычеством, то тем самым она провоцирует законные ответные обзывания: например, руськие ведии и руськие иудеи могут начать называть язычниками самих руських грекохристиан!

Негоже лидеру РПЦ сеять раздор и неприязнь между руськими конфессиями и верованиями. Негоже славу Руси приписывать только своей религии.

И о прозрении и реализации прозрения князем Владимиром.

Бесспорно, князь Владимир – величайшая личность в истории Руси/Руського света! Но сегодня мы о нем знаем только с точки зрения грекохристиан, что, конечно же, не исключает точки зрения на прозрение/реализацию прозрения Владимира от ведиев и иудеев Руси! Ведь даже РПЦ признает, что основную часть своего жизненного пути князь Владимир прошел ведием, почитая Святовита и Перуна. Поэтому смело можно утверждать, что именно ведизм (Перунова вера), а возможно и вкупе с руськокиевским иудаизмом способствовали духовному росту и пробуждению преподобного/будды/цадика Владимира, которое случилось с ним на 126 году существования государства Русь в 988 году, и наступившему в контексте греческого христианства. Или может быть известного нам только с подачи грекохристиан.

Духовная эволюция человека, достижения им уровня будды, старца, цадика…никак не зависит от религии. Пробуждение – явление надрелигиозное, всерелигиозное. А вот реализация этого пробуждения человеком происходит в форме той или иной религиозных традиций! Иисус в реализации своего пробуждения значимая личность и для христиан, и для иудеев, и для мусульман.

На правах простого руського смертного, считающего себя и ведием, и иудеем, и православным, осмелюсь предположить, что пробужденный князь Владимир – это духовная ценность и руського ведизма, и руського иудаизма, и руського грекохристианства!   

Источник: ttolk.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *