Движок космической программы США

В то время как неудачи российской космической отрасли получают широчайшую огласку, на трудности наших основных конкурентов в области освоения околоземного и не очень пространства принято смотреть сквозь пальцы. Хотя справедливости ради стоит отметить, что за рубежом тоже не все гладко в космическом хозяйстве. И это несмотря на толерантность и демократию.

Взять хотя бы проходившие сегодня в США летные испытания космического аппарата для мягкой посадки на Марс. К сожалению — неудача. Не полностью раскрылся парашют, автоматика отработала с ошибками, в результате чего запланированная мягкая посадка превратилась в жесткое приводнение неподалеку от Гавайских островов.

Надо сказать, что первое испытание парашютной системы корабля, получившего название «летающая тарелка», проходило почти год назад — 28 июня 2014 года. Как и сегодня, парашют не раскрылся до конца, скорость погасить не удалось, и перспективный спускаемый аппарат рухнул в море.

Происходи это все в России, последовал бы шквал статей в СМИ всех уровней, разоблачающий системный кризис в отечественной космической отрасли. Причем с требованием обязательно наказать виновных и снять с должностей руководителей разных уровней, вплоть до главы Роскосмоса включительно. А что у них?

Открываем сайт «Нью-Йорк Таймс», смотрим на главной странице, где собраны самые свежие и важные новости. Единственное, что хоть как-то касается катастрофы космического аппарата в районе Гаваев – это заметка о производстве освежителей воздуха, один из которых носит название «Гавайский ветер». Возможно, этот материал находится в платной секции? Да нет, если влезть в раздел Science, перейти в закладку Space & Cosmos и перейти в выделенный топик Mars, то можно вполне бесплатно почитатьзаметку о постигшей NASA неудаче.

Никакой ругани, никаких кровожадных требований. Был аппарат, да весь вышел. Потрачено 230 миллионов долларов. Следующим летом, кстати, планируется очередной эксперимент. Причем если начать спрашивать каждого политика США, что он думает о космической программе, то заметная часть опрошенных наверняка хочет ее сократить. По крайней мере, Барак Обама поступил именно так, прекратив финансирование программы по освоению Луны. Однако все прекрасно понимают, что трубить на каждом углу стоит только об удачных запусках.

Въедливый читатель сразу задумается: «А может быть, если о собственной космической программе «Таймс» не распространяется, то о существовании российской там вообще никто не слышал?» Не тут-то было. На той же закладке Space & Cosmos находим сразу несколько свидетельств того, что Россия сегодня тоже пытается летать в космос.

· Spacecraft Falls From Orbit Over the Pacific, Russia Says

· Russian Spacecraft Nears a Fiery Re-Entry

· Russian Space Station Cargo Ship Is Said to Be Out of Control

Как вы видите, тема российских неудач в космической отрасли освещается довольно подробно. Правильнее даже сказать — смакуется.

Несколько слов о двигателях

Правда, есть еще одна новость, где фигурирует Россия — это статья о том, что Пентагон хотел бы ослабить санкционный режим против нашей страны, поскольку американская космическая программа зависит от поставок российских двигателей РД-180.

Минобороны США с огромным удовольствием продолжило бы закупать российские ракетные двигатели еще, как минимум, лет пять. А там, глядишь, появятся собственные, и тогда уже можно будет закручивать санкции до упора, как этого требует видный американский политик Джон Маккейн. Хорошо, что сенатор Маккейн не помнит, что основным поставщиком титана для нужд авиационной промышленности США тоже является Россия, а то мог бы и с инфарктом слечь. Стратегическое сырье для «самых лучших в мире истребителей» — это вам не двигатели, которые Соединенные Штаты, в конце концов, научатся производить.

Ну, как минимум грозят научиться производить. Именно это и стало основным аргументом министра обороны США Эштона Картера и директора национальной разведки Джеймса Клэппера в их обращении к сенату. Высшие военные чиновники рассудили, что если уж на разработку новых двигателей уже выданы 220 миллионов долларов, то почему бы пока не закупить еще немного российских движков. Ведь разработка уже идет, а значит, брешь в обороноспособности скоро закроется.

Стоит ли говорить, что на проходившем в это же время саммите «семерки» ужесточение санкций против России было одной из ключевых тем? Да, наверное, не стоит. Одно дело подрывать экономику ЕС, втягивая Евросоюз в крайне дорогостоящее противостояние с Россией, а совсем другое — собственные нужды Соединенных Штатов. Хотя, нужны ли Штатам эти двигатели?

Если взглянуть на комментарии к статье «Таймс» о предложении Пентагона, то становится понятно, что импортозамещение — это не только направление политики России, но и мечта рядового американца. Каждый третий комментарий о том, что необходимо срочно избавиться от позорной зависимости Соединенных Штатов в области высоких технологий. Да вот только возобновление поставок РД-180 в интересах совсем не рядовых американцев.

За спинами Эштона Картера и Джеймса Клэппера стоят крупнейшие компании Локхид Мартин и Боинг. Совместное предприятие этих гигантов авиастроения ULA (United Launch Alliance) до недавнего времени обладало эксклюзивным правом на отправку в космос американских военных спутников. Теперь, после отказа от сотрудничества с Россией, аналогичное разрешение появилось и у компании Space-X, о чем не замедлило сообщить агентство Блумберг.

Логично предположить, что если компания Space-X раньше ULA разработает двигатель аналогичный РД-180, то деньги из военного бюджета потекут мимо привычной кормушки. Не удивительно, что Боинг с Локхидом занервничали и двинули в бой тяжелую артиллерию в виде лоббистов из высших эшелонов власти.

Таким образом, получается, что развитие космических технологий в Соединенных Штатах упирается не в гениальность конструкторов и самоотверженность инженеров, а в финансовые интересы крупных игроков американского рынка вооружений. Отсюда и слабое освещение неудачных запусков в прессе. Ведь не ради освоения космоса все затевалось.

Илья Новицкий

Источник: cont.ws

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *