На страже береговой зоны

 

Создание нового вооружения для флота – процесс, который, пожалуй, несоизмеримо сложнее, чем в любом другом виде Вооруженных Сил или роде войск. Технологическая цепочка – начиная от разработки концепции проекта до старта его производства, спуска на воду и прохождения ходовых и государственных испытаний – занимает годы до главного дня в судьбе любого корабля – подъема Андреевского флага. И все же, несмотря на сложности предыдущих лет, нынешний год оказался щедрым на такие события. Перекрещенное синим диагональным крестом белое полотнище взвилось сразу на нескольких кораблях и судах Военно-морского флота страны.

 

 

В Новороссийской военно-морской базе Андреевские флаги были подняты сразу на трех новых противодиверсионных катерах проекта 03160 «Раптор». Они поступили на вооружение отряда противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ. Быстроходный патрульный катер «Раптор» способен работать в прибрежной зоне морей, проливах и устьях рек, его оборудование позволяет выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от базы. На катерах имеется помещение с местами для досмотровой или антитеррористической группы, водолазов или спасателей (в зависимости от выполняемых задач).

 

 

Всего, как сообщил заместитель Главнокомандующего ВМФ России по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук, в соответствии с кораблестроительной программой до конца 2015 года боевой состав флота должны пополнить 8 новейших патрульных катеров проекта 03160 «Раптор».

 

 

Еще одним противодиверсионным катером – на этот раз проекта 21980 «Грачонок» – пополнилась в этом году Краснознаменная бригада кораблей охраны водного района ЧФ. Эти катера (в составе флота их уже пять) предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими группами в акваториях пунктов базирования флота. Катера «Грачонок» оснащены современными гидроакустическими станциями обнаружения подводных диверсионных сил и средств, а также навигационными радиолокационными станциями. На вооружении – ПЗРК «Игла», крупнокалиберные пулеметы и гранатометы.

 

 

Ноу-хау для флота

 

Всего в 2015 году ВМФ России получит две подводные лодки и восемь боевых кораблей основного класса, а также несколько десятков боевых кораблей меньшего класса и судов обеспечения. Об этом сообщил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов.

 

«Всего флот пополнится почти пятью десятками новых кораблей и судов», – отметил замминистра.

 

На Тихоокеанском флоте Андреевский флаг в этом году был поднят на новом десантном катере «Иван Карцов». Корабль производства ОАО «Восточная верфь» пополнил состав бригады десантных кораблей.

 

«Иван Карцов» – десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» – новый российский катер на воздушной каверне. Принцип движения такого корабля похож на движение судна на воздушной подушке: и в том и в другом случае под днище судна подается воздух, который снижает гидродинамическое сопротивление и улучшает скоростные качества судна. Вследствие повышения давления воздуха под днищем специальной геометрии образуется и удерживается воздушный пузырь (каверна), который играет роль воздушной «смазки».

 

 

«Иван Карцов» предназначен для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье десанта, колесной и гусеничной техники. Корабль способен взять на борт до пяти единиц бронетехники и около ста десантников. Максимальная скорость – 35 узлов, максимальная дальность плавания – 300 миль. На вооружении находятся крупнокалиберные пулеметы и переносные зенитно-ракетные комплексы.

 

 

Три аналогичных десантных катера обзавелись Андреевским флагами и на Балтийском флоте. Корабли с именами «Мичман Лермонтов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Денис Давыдов» пополнили соединение десантных кораблей БФ. Десантные катера этого проекта фактически не имеют аналогов в мире. Высокая скорость обеспечивается не только наличием воздушной каверны, но и мощными дизельными двигателями, а также вентилируемыми водометными движителями.

 

Многофункциональность и высокий уровень автоматизации и интеграции систем отличает и еще одну новинку, поступившую в этом году на вооружение ВМФ России. Речь идет о новейшем судне связи «Юрий Иванов», головном судне проекта 18280. По своим тактико-техническим характеристикам и возможностям судно существенно превосходит аналогичные проекты предыдущих поколений. Его водоизмещение – более 4 тысяч тонн, дальность плавания – не менее 8 тысяч миль, а экипаж – 120 человек. Помимо самого современного оборудования для обеспечения коммуникаций, на «Юрии Иванове» предусмотрена и установка противовоздушного вооружения

 

 

По всем параметрам перевооружения

 

Накануне Дня ВМФ состав Черноморского флота пополнился новой дизель-электрической подводной лодкой «Старый Оскол». Она была заложена на заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге в 2012 году. Это уже третья дизельная подводная лодка, которая вошла в состав вновь сформированного соединения подводных лодок ЧФ. Заложенные в 2010-2011 годах на заводе «Адмиралтейские верфи» подлодки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» в настоящее время завершают испытания на Северном флоте. В августе «Новороссийск» совершит межфлотский переход на ЧФ. Прибытие подлодки «Ростов-на-Дону» к месту постоянной дислокации ожидается в декабре.

 

Не забывают в ВМФ России и о необходимости обновления вспомогательного флота. В этом году российский ВМФ принял несколько новых судов. Так, на Камчатке церемония подъема Андреевского флага состоялась на новом гидрографическом катере «БГК-2152». Кроме выполнения гидрографических работ, обслуживания и ремонта береговых и плавучих средств навигационного оборудования БГК может осуществлять лоцманскую проводку и лидирование подводных лодок в пунктах базирования, а также доставку личного состава, специального оборудования и грузов на необорудованное побережье.

 

В состав судов обеспечения ТОФ приняты и два рейдовых буксира проекта 16609. Главное их предназначение – выполнение швартовых операций с новыми подводными лодками проекта 955 типа «Борей». Кроме того, судам обеспечения предстоит выполнять буксировочные и кантовочные операции с кораблями группировки войск и сил на Северо-Востоке России.

 

Важным этапом обновления вспомогательного флота стал прием в состав ВМФ уникального по своей многофункциональности спасательного буксирного судна проекта 22870 «Профессор Николай Муру». Судно, построенное Астраханским филиалом Центра судоремонта «Звездочка», предназначено для выполнения задач по буксировке и снятию с мелей кораблей и судов, борьбы с пожарами на аварийных кораблях, судах и объектах береговой инфраструктуры флота.

 

 

«Оснащение судна специальным оборудованием позволяет проводить эвакуацию экипажей аварийных кораблей в море и оказывать комплексную неотложную медицинскую помощь пострадавшим, – подчеркнул начальник штаба Новороссийской военно-морской базы капитан 1 ранга Валерий Смирнов. – Энергетическое оборудование обеспечивает подачу электроэнергии на обесточенное аварийное судно или корабль. Кроме того, буксир обладает возможностями для поддержания аварийных кораблей на плаву и выполнения сложных водолазных работ на глубинах до 60 м, может выполнять задачи по сбору нефтепродуктов с поверхности моря, вести поисковые и обследовательские работы».

 

Особенность судна – наличие системы динамического позиционирования, обеспечивающей удержание судна в назначенной точке моря без использования якорей. Это позволяет с большей точностью производить обследование объекта на глубине подводными аппаратами с борта судна, что особенно важно при спасательных и судоподъемных операциях.

 

Спасение без компромиссов

 

Шесть новейших серийных катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, постройку которых ведет ОАО «Нижегородский теплоход», планируется принять в состав ВМФ до конца 2015 года. Об этом сообщил начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота России капитан 1 ранга Дамир Шайхутдинов. Отличительная особенность катеров данного проекта – высокая энерговооруженность и ледовый класс, что позволяет им эффективно действовать на внешних рейдах мест базирования ВМФ и за их пределами с удалением от мест дислокации на 50 миль.

 

«Среди дополнительных функций катера – возможность осуществлять поисковые, осмотровые и обследовательские работы с помощью штатного малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата и буксируемого гидролокатора, – рассказал капитан 1 ранга Дамир Шайхутдинов. – Впервые на катерах этого типа предусмотрена система джойстикового управления техническими устройствами».

 

Всего таких катеров флот по госконтракту должен принять 16. А еще в состав ВМФ планируется принять четыре многофункциональных катера проекта 23370, которые являются первыми судами ВМФ, созданными по модульному принципу. Это – катера-катамараны нового поколения, которые спроектированы и строятся на подмосковном заводе ОАО «КАМПО». Они предназначены для проведения подводно-технических работ и спасательных операций в пределах прибрежной морской зоны, отработки учебных задач водолазов и спасателей. Первый такой катер уже принят и вошел в состав аварийно-спасательного отряда Каспийской флотилии. Многофункциональный модульный катер представляет собой судно катамаранного типа, на свободной площади палубы (около 100 кв. м) которого размещается пожарное, водолазное, поисково-спасательное или другое оборудование. Имущество укладывается в специальные функциональные модули в контейнерном исполнении. Контейнеры являются сменными. В зависимости от установленного в них оборудования катер может использоваться по различному назначению – как водолазный, поисково-спасательный, пожарный или экологический. Скорость катера около 10 узлов, дальность плавания – до 200 миль.

 

Субмарины нового облика

 

Андреевский флаг поднят и на подводной лодке проекта 636 «Старый Оскол», а до конца 2015 года в состав ВМФ России будет передана очередная дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар». В активной фазе строительства на «Адмиралтейских верфях» находятся еще две подводные лодки этого проекта – «Колпино» и «Великий Новгород».

 

Строительство серии подводных лодок проекта 636 для Черноморского флота ведется в точном соответствии с графиком, подчеркнули в штабе ВМФ России. В итоге ЧФ будет иметь в своем составе соединение подводных лодок данного проекта, обладающих большой дальностью и автономностью плавания, и оснащенных современными комплексами вооружения, эффективными радиотехническими и навигационными комплексами. Лодки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» завершают подготовку к переходу на Черноморский флот после успешно выполненной программы испытаний систем вооружения на Северном флоте. В текущем году они прибудут к месту постоянного базирования в Новороссийск, где для них создана соответствующая инфраструктура комплексного базирования.

 

Вообще, подводному кораблестроению ВМФ России намерен уделить самое пристальное внимание. В этом году на «Севмаше» заложена многоцелевая АПЛ проекта «Ясень-М». Приказом главнокомандующего ВМФ ей присвоено имя «Архангельск».

 

«АПЛ «Архангельск» вобрала в себя лучшие достижения подводного кораблестроения, – подчеркнул главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. – Подводные лодки этого проекта станут важной компонентой ударной мощи флота и смогут эффективно действовать в составе группировок на любом удалении от пунктов базирования».

 

 

В проекте данной АПЛ применен ряд технических решений, ранее не использовавшихся в отечественном подводном судостроении. Причем элементная база комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированного оборудования и систем жизнеобеспечения является исключительно российской. В ближнесрочной перспективе субмарины этого проекта станут основными многоцелевыми АПЛ ВМФ России.

 

При этом адмирал Виктор Чирков считает, что нужно смотреть на перспективу и развивать мощности под строительство атомных подводных лодок пятого поколения. Проектно-конструкторские работы по пятому поколению подлодок уже ведутся.

 

«Технические требования Главного командования ВМФ жесткие, но они продиктованы рациональным, комплексным подходом к развитию подводных сил, – отметил Виктор Чирков. – Нам нужны малошумные, маневренные лодки, имеющие высочайшие параметры скрытности и обладающие мощным вооружением. Группировки стратегических подводных лодок будут постоянно обновляться, чтобы соответствовать тем высоким требованиям, которые нам предъявляет стремительное развитие научно-технического прогресса».

 

Флаг – поднять!

 

Этот год, как и следующие, обещает быть богатыми на события, связанные с вводом в строй ВМФ новых кораблей и судов. Уже до конца 2015 года в состав флота войдет построенный в Санкт-Петербурге на ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» головной корабль противоминной обороны нового поколения «Александр Обухов» (проект 12700). Корабли этого проекта являются первыми в классе минно-тральных кораблей, построенные по уникальной отечественной технологии из композитных материалов. Корабль имеет самый большой в мире корпус из монолитного немагнитного материала, сформированный методом вакуумной инфузии. Преимуществом конструкции немагнитного корпуса является его высокая прочность, что позволяет достичь большей живучести при действиях в противоминных операциях на море. Согласно кораблестроительной программе до 2050 года, ВМФ России планирует получить около 30 кораблей проекта 12700, предназначенных для решения задач траления мин и постановки минных заграждений.

 

 

А на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь»  в этом году заложен новый большой десантный корабль проекта 11711, которому приказом главкома ВМФ Чиркова присвоено наименование «Петр Моргунов» – в честь начальника береговой обороны Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны генерал-лейтенанта Петра Алексеевича Моргунова. Корабль будет иметь водоизмещение 5 тысяч тонн и сможет принять на борт 13 танков или более 30 бронетранспортеров и боевых машин пехоты. Этот БДК станет крупнейшим среди класса больших десантных кораблей, входящих в состав ВМФ России.

 

 

Как подчеркивает адмирал Виктор Чирков, «необходимость обновления состава десантных кораблей на всех флотах давно назрела. Мы планируем обновить состав десантных кораблей на флотах до 2050 года практически полностью».

 

При этом, по словам начальника управления кораблестроения ВМФ России капитана 1 ранга Владимира Тряпичникова, в ближайшие 5 лет будет развернуто строительство нового поколения больших десантных кораблей, которые в разы будут превосходить по своему водоизмещению БДК «Петр Моргунов», обладать еще большей десантовместимостью и нести на борту не один, а несколько вертолетов. Первый такой БДК планируется построить уже к 2020 году.

 

Требованиям завтрашнего дня будет соответствовать и новая техника для вспомогательного флота. Так, дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, заложенный в этом году на Адмиралтейских верфях, будет эффективно обеспечивать действия корабельных группировок кораблей ВМФ России в арктической зоне. По своим характеристикам «Илья Муромец» способен выполнять задачи в сложной ледовой обстановке – ему под силу преодолевать ледяной панцирь в метр толщиной. Дальность плавания судна значительно перекрывает общую протяженность Северного Морского пути, которая от Карских ворот до залива Провидения составляет около 5.600 км.

Дмитрий Сергеев

Источник: tvzvezda.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *