Израиль открывает новые возможности беспилотников
Израильские компании намерены сохранить мировое лидерство в области разработки беспилотной авиатехники, развивая линейку продукции в соответствии с оборонными потребностями своей страны. Основное направление этой деятельности – создание платформ дальнего обнаружения.
Вместе с тем эксперты «Джейнс» указывают, что пока израильская промышленность не начнет разрабатывать и производить более крупногабаритные аппараты типа ударных БЛА, приоритетным спросом на мировом рынке будет пользоваться израильская бортовая аппаратура для оснащения беспилотной техники и, в частности, широкий спектр датчиков дальнего обнаружения и радиотехнической разведки.
Секретные и универсальные
Опыт применения БЛА в сложной обстановке на Ближнем Востоке обусловил доминирование Израиля в области проектирования, разработки и производства этого типа техники. Кроме того, регулярные военные кампании в Ливане и секторе Газа, а также продолжающиеся противоповстанческие (ППО) и контртеррористические (КТО) операции внутри страны позволили силам обороны Израиля (ЦАХАЛ) отточить навыки развертывания БЛА и эффективного использования полученных с их помощью данных разведки, наблюдения и сбора информации (РНСИ).
Однако ни ЦАХАЛ, ни оборонная промышленность Израиля не собираются останавливаться на достигнутом. В стране продолжается инвестирование огромных средств в беспилотные программы, в основном секретные. Развивающийся глобальный рынок оборонных и с недавних пор коммерческих БЛА неразрывно связан с израильскими игроками типа «Аэронотикс» (Aeronautics), «Элбит системз» (Elbit Systems), «Исраэль аэроспейс индастриз» (Israel Aerospace Industries – IAI) и «Рафаэль» (Rafael).
Беспилотные авиационные аппараты ЦАХАЛ в основном приписаны к ВВС и в ограниченном количестве – к СВ и силам специального назначения. На вооружении ВВС ЦАХАЛ состоят БЛА «Аэролайт» (Aerolight) компании «Аэронотикс», «Херон» (Heron) и «Серчер» (Searcher) компании IAI, «Гермес-450» (Hermes 450), высотный «Гермес-450» и «Гермес-900» компании «Элбит системз». Кроме того, по существующим данным, которые ВВС отказались комментировать, на вооружении этого вида войск состоят барражирующие аппараты «Хароп» (Harop) компании IAI и «Далила» (Delilah) компании «Исраэль милитари индастриз» (Israeli Military Industries – IMI).
Накопленный опыт оперирования беспилотниками позволил израильским ВВС сформулировать перспективу применения БЛА, предусматривающую переход от поддержки пилотируемых платформ к этапу, когда в условиях боевого применения истребители будут играть вспомогательную роль. «Они будут дополнять БЛА и из соображений безопасности и сбережения средств применяться только в тех операциях, которые требуют их обязательного присутствия, – сообщил пресс-секретарь израильских ВВС. – С технологической точки зрения это уже осуществимо. Теперь необходимо интегрировать возможности и изменить концепцию применения. В то же время БЛА никогда не смогут полностью заменить пилотируемые истребители».
Среди основных задач беспилотной авиатехники, применяемой в современных боевых условиях на локальном ТВД, называют разведку, управление воздушным движением, поддержку сухопутных войск и другие. «В числе существенных преимуществ БЛА в сравнении с пилотируемой авиатехникой – способность выполнять продолжительный полет, низкая радиолокационная заметность и относительно небольшие эксплуатационные расходы, – напоминает представитель ВВС. – В ходе операции «Протектив эдж» в секторе Газа БЛА применялись для решения многих задач, а в спокойное время занимались сбором разведывательных данных».
Основным преимуществом БЛА с точки зрения ВВС является универсальность. Беспилотник сравним с многоцелевым истребителем и его можно модифицировать, оснащать системами для решения разных задач. «Если необходимо, на БЛА могут устанавливаться лазеры и другие средства, – отметил пресс-секретарь израильских ВВС. – Новые технологии позволяют беспилотным аппаратам обеспечивать высококачественную разведку, что делает их важной составляющей парка ВВС. В ходе последней кампании («Протектив эдж») ВВС требовалось отслеживать и идентифицировать отдельных террористов в населенных пунктах. Выполнение этой задачи можно возложить на перспективные БЛА».
Однако, по данным мировых СМИ, состоящие на вооружении израильских ВВС и разрабатываемые БЛА имеют некоторые упущения в части своих возможностей. Во всяком случае ни ЦАХАЛ, ни промышленность не могут подтвердить, что у них имеются планы по созданию ударного беспилотника, аналогичного аппаратам, разрабатываемым в США по программам UCAS-D и UCLASS.
Хотя в прессе проходили сообщения о том, что Израиль разрабатывает малозаметный ударный БЛА, эта информация не подтверждалась ни израильской промышленностью, ни ЦАХАЛ. По всей вероятности, у Израиля нет нужды в таких моделях. ВВС страны применяют беспилотную авиатехнику в основном для обеспечения национальной безопасности и проведения ППО и КТО в городских условиях. Вместе с тем работы, проводимые в Иране (в распоряжение которого попал и был скопирован американский БЛА RQ-170), а также политические условия в Сирии и Ираке могут изменить мнение Иерусалима.
Не исключено, что израильские специалисты в области БЛА могут быть вовлечены в зарубежные программы в рамках СП, однако генеральный директор компании «Малат» (Malat) из Israel Aerospace Industries (IAI) Барух Бонен отказался обсуждать этот вопрос.
Среди самых новых поступлений в парке израильских ВВС фигурирует БЛА «Гермес-900». Его разработка завершилась в 2011-м, а в 2013-м подписан контракт стоимостью 90 миллионов долларов на серийное производство в течение трех лет неразаглашаемого количества платформ. «Элбит системз» рассчитывает завершить этот заказ в соответствии с графиком.
Как планируется, в текущем году на вооружение ВВС поступит тренажерная система компании «Малат» для поддержки эксплуатации беспилотных систем «Херон-1» и «Херон-TP», которые по-прежнему применяются для разведки, наблюдения, обнаружения цели и сбора информации (РНОЦСИ).
Израиль продолжает разрабатывать и развертывать малоразмерные БЛА, способные обнаруживать и идентифицировать системы вооружения противника, заметить и зафиксировать которые становится все труднее благодаря в том числе усовершенствованным тактическим приемам, методам и способам ведения боевых действий.
Помимо сил специального назначения артиллерийский и пехотный корпусы являются теми немногочисленными составляющими СВ ЦАХАЛ, которые используют БЛА независимо от ВВС. В 2010 году в составе артиллерийского корпуса начал действовать полк «Скай райдер», применяющий мини-БЛА «Скайларк» (Skylark) для разведки в тылу противника, в том числе для оценки боевого ущерба. В рамках контракта, заключенного в 2008-м на сумму 50 миллионов долларов, предусматривалось поставить в числе прочих составляющих 100 аппаратов «Скайларк-I-LE» большой продолжительности полета.
БЛА «Скайларк-1-LE» интенсивно применялся в операции «Протектив эдж», в частности для обнаружения военнослужащих противника. Кроме того, этот БЛА использовался для повышения эффективности СВ в ударных операциях, сбора разведданных и оценки боевого ущерба, а также для оказания помощи в принятии решений посредством передачи оперативной информации с переднего края.
Модификация «Скайларк-2» применялась для отслеживания представителей вооруженной бригады «Иззаддина аль-Кассама», которые используют обширные сети туннелей для контрабанды оружия и боеприпасов в сектор Газа. Управление военной разведки ЦАХАЛ (Аман) применяло платформы «Скайларк» для выявления и нанесения на карту сети туннелей ХАМАС.
Источник в израильских ВВС сообщил о применении ударных БЛА вместо пилотируемых истребителей F-16 для поражения повстанцев твердотельными боевыми элементами. Официальные представители не раскрывают количество БЛА, принимавших участие в этой кампании, однако телевизионные компании в тот период выражали недовольство помехами, которые относили на счет применявшихся на беспилотниках систем РЭБ.
Комиссия ООН по правам человека 22 июня опубликовала доклад, описывающий предполагаемые военные преступления во время конфликта в Газе в 2014 году как Израиля, так и группировки ХАМАС. Этот документ включает восемь упоминаний об участии БЛА в ходе кампании, о чем свидетельствуют обе стороны. Однако и те, и другие категорически отвергли точность упоминаемых в докладе данных.
Легкие и тихие
«Мы прогнозируем устойчивый рост мирового рынка БЛА, в особенности будет увеличиваться спрос на все более крупногабаритные платформы. Но и доля малых БЛА будет устойчиво расти, – считает Барух Бонен. – В числе растущих требований со стороны заказчиков – увеличенные дальность, продолжительность полета и полезная нагрузка (ПН). Для обеспечения таких потребностей уже сейчас реализуется целый ряд программ, еще несколько проектов стартует в ближайшее время».
Как известно, прилагаются усилия для минимизации габаритов и веса бортовой ПН, ведь такому БЛА легче избежать обнаружения и перехвата. Сейчас проводятся оценочные работы, необходимые для начала новых проектов в соответствии с потребностями рынка, хотя решений пока не принято.
К концу года будут приняты решения по разработке совершенно новых беспилотных систем и модернизации существующих БЛА с интеграцией минимальных или существенных изменений.
На авиасалоне «Париж эйршоу-2015», который прошел в июне в Ле Бурже, компания «Элбит системз» представила новейший БЛА семейства «Скайларк» – «Скайларк-I-LEX». Как и предыдущая версия I-LE, беспилотник I-LEX представляет собой переносной мини-БЛА с электрическим двигателем и предназначен для проведения разведки при ППО и КТО. Платформа также может использоваться для защиты границ, морского наблюдения и в интересах правоохранительных органов.
Аппараты «Скайларк-I-LEX» уже состоят на вооружении пехотных батальонов в сухопутных войсках ЦАХАЛ. Они выполнили тысячи боевых вылетов. «Оперативный успех системы обеспечил получение в текущем году нескольких международных контрактов на поставки «Скайларк-I-LEX», – информировал представитель «Элбит системз».
Системные усовершенствования новой версии БЛА включают оптимизированные характеристики, повышенные безопасность и летные качества, шифрованный канал связи, возможность геопозиционирования и параллельной работы двух аппаратов на расстоянии до 40 километров. Модификация I-LEX контролируется перспективной наземной станцией управления, способной автоматически отслеживать БЛА и обнаруживать движение. Изображения загружаются в дистанционный видеотерминал для передачи данных операторам передового базирования.
Максимальная взлетная масса «Скайларк-I-LEX» составляет 7,2 килограмма, масса ПН – до 1,2 килограмма, высота полета – свыше 4500 метров, продолжительность – три часа. По оценке «Элбит», система является неслышимой на высоте 100 метров и выше, она идеальна для городских условий.
Умнеющие не по годам
В то время как планеры беспилотников за последние несколько лет мало изменились, оптимизация и миниатюризация ПН продолжается. «Основная задача сегодня состоит в поиске целей на ТВД в очень короткое время, – подчеркивает представитель IAI. – Они становятся менее заметными и сконцентрированными, что обусловливает разработку усовершенствованных видеокамер с более высоким разрешением и изменение взгляда на их применение. Мы приобретаем новые возможности, которые позволяют получать расширенную, ранее недоступную информацию. В этой связи IAI осознает, что находится в начале пути и у нее все впереди».
Одна из концепций применения БЛА состоит в том, чтобы полученные с применением альтернативных ПН данные видовой разведки и другую информацию передавать по каналам обратной связи ведущей платформе, например самолету G550 «Гольфстрим» (Gulfstream), для последующей обработки, анализа и распространения.
Определенный потенциал видится в интеграции функций дальнего радиолокационного обнаружения и управления и разведки источников электромагнитных сигналов (РИЭС). Эта концепция уже реализуется лидирующими компаниями. В частности, на салоне в Ле Бурже подразделение IAI – компания «Элта системз» (ELTA Systems) презентовала реализуемый совместно с австрийской «Шибел» (Schiebel) проект утсановки на борт БЛА S-100 «Камкоптер» (Camcopter) системы радиотехнической разведки (РТР) средств связи.
«Главное предназначение БЛА в варианте РИЭС – дальнее обнаружение. Это также одна из основных задач таких систем на сегодня, – убежден Бонен. – Габариты систем раннего обнаружения – одна из причин, по которой растут размеры и масса БЛА».
Пример перспективной бортовой ПН для БЛА в варианте РИЭС – система с высокочастотным пеленгатором ELK-7065, которая сначала осуществляет РТР средств связи, а затем определяет геопозиционирование источника сигналов.
Подразделением «Таммам» (Tamam) корпорации IAI разработана мультисенсорная система М-19HD на базе многоцелевой бортовой стабилизированной оптоэлектронной аппаратуры MOSP (multi-mission optronic stabilized payload). М-19HD в феврале прошла все летные испытания на борту БЛА «Херон», хотя ее установка планируется на «Херон-TP». Она также может быть интегрирована на высотные и средневысотные беспилотники большой продолжительности полета типа HALE (high-altitude long-endurance) и MALE (medium-altitude long-endurance), а также пилотируемые платформы и аэростаты.
Система включает стабилизированный карданный подвес, в котором установлены средневолновый формирователь ИК изображений высокой четкости, телевизионная камера высокого разрешения с зарядовой связью, низкоуровневая камера, коротковолновая ИК камера с узким полем зрения, лазерный дальномер и целеуказатель.
Компания «Рафаэль эдванст системз» представила контейнерную систему сбора информации, наблюдения и разведки в режиме реального времени «Рекке-U» (Recce-U), которая создана на базе «РеккеЛайт» (RecceLite). Как сообщил представитель фирмы, эта ПН способна одновременно осуществлять сбор данных по двум каналам с помощью ИК системы с высоким разрешением и цифровой системы видовой разведки. Разнообразие режимов сканирования обеспечивает оптимальное фотографирование всех обследуемых территорий и сочетает высокую точность зоны захвата с качеством снимков, в то время как сама система способна выполнять автоматическую съемку либо с помощью заранее подготовленной программы полета, либо с применением обновлений, передаваемых на борт в реальном времени. Кроме того, оператор может инициировать неавтоматическое сканирование отдельных целей.
«Рекке-U» включает широкополосный цифровой канал связи, который передает данные РНСИ на наземную станцию управления, тогда как бортовой компонент включает датчик с зарядовой связью круглосуточного применения и ИК датчик для РНСИ и обнаружения самодельных взрывных устройств.
«Рафаэль» также создала широкополосный канал связи тактического звена DLV-53, предназначенный для поддержки выполнения беспилотниками операций РНОЦСИ и в особенности тех аппаратов, которые оснащены многочисленными датчиками и требуют линии передачи данных со скоростью 100 Мбит/с.
DLV-53 позволяет применять единый блок для одновременной связи в пределах и вне пределов прямой видимости, радиорелейной связи и протоколов связи непосредственной авиационной поддержки.
По словам представителя «Рафаэль», беспроводной канал широкополосной связи стал ключевым компонентом инфраструктуры для решения задач РНОЦСИ, обеспечивая удаленных и локальных пользователей высокоточными данными, полученными видовой разведкой и РЛС с синтезированием апертуры.
Растущий рынок мультиразведывательных платформ с многосенсорными блоками в настоящее время требует выделенных каналов передачи данных в 100 Мбит/с и выше. Линия связи DLV-53 включает программируемый многоскоростной модем, поддерживающий передачу от 200 Кбит/с до 274 Мбит/с, систему адаптивного кодирования в полете и технику модуляции в реальном времени. Это позволяет устройству контролировать скорость передачи данных и занятость спектра, а также осуществлять в рабочем режиме их выбор без разрыва связи, максимизируя таким образом технические возможности в зависимости от условий распространения и окружающей среды.
И для себя, и на продажу
Объем экспорта «Элбит» в Азии и Южной Америке в 2014 году впервые превзошел показатели США. Его доля достигла 35 процентов (3 млрд долл.) от общего уровня продаж компании.
«Элбит» рассчитывает на рост поставок своей продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), государства которого планируют увеличивать военные расходы вплоть до 2018 года. Переориентация стратегии Минобороны США в АТР и рост напряженности в отношениях с Китаем обусловливают потребность в технических решениях «Элбит» в будущем.
IAI также прикладывает усилия по увеличению своего экспорта, составившего 80 процентов в общем объеме бизнеса компании, хотя внутренний рынок и работа с ВВС ЦАХАЛ остаются важным направлением.
Занятая Израилем позиция в числе топовых мировых поставщиков БЛА не должна измениться даже в долгосрочной перспективе, считают эксперты «Джейнс». В то же время, по их прогнозам, чтобы развить успех, необходимо решение о разработке крупногабаритных платформ типа ударных БЛА.
Любовь Милованова
Источник: vpk-news.ru