Разработчики перспективного американского конвертоплана V-280 «Доблесть» стремятся достичь скорости полета в 520 км/ч и сохранить все свойства обычного вертолета, включая возможность зависания и высокую маневренность на небольших скоростях. При этом конструкторы фирмы Bell Helicopter хотят добиться от новой машины низкого уровня радиолокационной и тепловой заметности.
Инженеры фирмы Bell Helicopter и разработчики оружия для перспективного конвертоплана V-280 «Доблесть» планируют использовать стелс-технологии на новой машине, пишет американский военный обозреватель Крис Осборн в своем издании Warrior. По его словам, сейчас специалисты изучают способы уменьшения радиолокационной и тепловой заметности нового летательного аппарата, который должен быть готов к боевому применению к 2030 году.
Разработчики признают, что работают над снижением фона конвертоплана в инфракрасном диапазоне волн и придают фюзеляжу боевой машины такие очертания, которые вызовут у вероятного противника большие проблемы при обнаружении V-280 радиолокационными средствами.
«Мы будем использовать некоторые пассивные меры с точки зрения того, как мы формируем нашу новую машину, чтобы сделать ее невидимой. Идея состоит в том, чтобы радикально уменьшить эффективную поверхность рассеивания перспективного конвертоплана, чтобы максимально затруднить вероятному противнику обнаружение V-280 в сантиметровом и дециметровом диапазоне волн», — признался Винс Тобин, вице-президент Bell Helicopter по перспективным системам.
Многие специфические решения в области технологии «стелс» сегодня остаются секретом, объяснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Однако, по словам эксперта, есть несколько параметров, которые обязательно должны учесть разработчики нового летательного аппарата, если они хотят добиться его малой заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. К таковым относится, в частности, снижение тепловой сигнатуры (теплового портрета) конвертоплана, связанной с выхлопными газами двигателей и формированием корпуса боевой машины с целью снижения интенсивности отражений от импульсов радиоэлектронных средств противника.
Радиолокационная станция неприятеля посылает электромагнитные сигналы в сторону цели со скоростью света. Затем они отражаются от летательного аппарата и поступают на вход приемного устройства РЛС. По эхо-сигналам определяются форма, размер и скорость летательного аппарата противника. Поэтому постановка помех радиоэлектронным средствам может серьезно затруднить, а временами и сделать полностью невозможной работу РЛС вероятного противника.
Винс Тобин, в свою очередь, рассказал, что сейчас инженеры Bell Helicopter исследуют самые современные технологии создания двигателей, которые способны радикально снизить интенсивность и температуру выхлопных газов.
«Мы ищем любые возможности уменьшить тепловую сигнатуру нашего перспективного конвертоплана. Разработчики двигателей находятся в постоянном поиске новых технологий, которые позволят гарантировать как максимальную мощность мотора, так и подавление его теплового портрета», — объяснил Тобин.
Ключевая стратегия, уточнил Тобин, заключается в том, чтобы как можно полнее использовать возможности по подавлению теплового портрета двигателя вместо того, чтобы ставить помехи радиоэлектронным средствам противника.
При создании перспективной боевой машины V-280 фирма Bell Helicopter намеревается творчески развить технологии, которые были использованы при конструировании конвертоплана Bell-Boeing V-22 Osprey. Эта машина, по свидетельствам американских экспертов, хорошо справляется с большинством поставленных задач. Недавно V-22 был отобран военно-морскими силами США как летательный аппарат для доставки на надводные корабли личного состава, оружия и необходимых материальных средств.
«Bell Helicopter возьмет лучшее от V-22 и всех остальных демонстраторов, которые были у нас ранее, и применит все передовое и достигнутое к конвертоплану следующего поколения. В частности, на V-280 будет прямое крыло в отличие от V-22, на котором крыло поворотное. Это существенно уменьшит сложность создаваемого аппарата», — сказал Дэн Бэйли, один из менеджеров программы V-280.
По словам Бэйли, разработчики специально создают дополнительные колебания в системе вращения лопастей и модернизируют отдельные механизмы управления, которые должны позволить улучшить маневренность боевой машины на небольших скоростях полета.
Bell Helicopter также будет проектировать вариант ударного конвертоплана с немного отличающейся от базовой версии конфигурацией фюзеляжа.
«У ударного конвертоплана V-280 будет пушка, 2,75-дюймовые (70-мм) неуправляемые ракеты (что-нибудь типа Hydra-70 от General Dynamics Armament and Technical Products) и один из вариантов управляемых ракеты класса «воздух-земля».
Это может быть или УР «Hellfire», или ракета следующего поколения — с инфракрасной или лазерной системой самонаведения. В этом плане мы пока открыты для обсуждения и не остановились на каком-то конкретном варианте», — объяснил Тобин.
В конвертоплан следующего поколения V-280 «Доблесть» в течение 2030-х будет интегрирован высокотехнологичный датчик с сектором обзора 360 градусов, который в настоящее время используется на многофункциональном истребителе пятого поколения F-35.
«Вместо того чтобы установить сенсоры на турели, мы установили датчики на летательном аппарате с сектором обзора 360 градусов. То есть с каждого отдельно взятого датчика получается фрагмент изображения, которые затем сшиваются воедино, и на выходе получается одно непрерывное изображение для пилота. Причем оба пилота конвертоплана могут использовать ту же самую систему и картину», — сказал Тобин.
Эта технология позволит войскам, находящимся позади летательного аппарата, через очки или шлемы в полном объеме иметь данные по складывающейся в районе боевых действий обстановке, добавил Тобин.
Созданная фирмой Northrop Grumman система с распределенной апертурой позволяет обнаруживать огонь противника из всех видов оружия, включая стрелковое. Датчики будут в состоянии различить местоположение и тепловую сигнатуру стрельбы из крупнокалиберных пулеметов и малокалиберной зенитной артиллерии.
Это предоставит возможность конвертоплану уничтожить противника в самые короткие сроки и тем самым снизить риск поражения боевой машины, пилотов и десанта на борту.
V-280 должен получить систему, которая позволит экипажу успешно управлять боевой машиной в сложных метеоусловиях и преодолевать любые препятствия для навигации. Часть этого оборудования будет также включать систему под названием «Управляемый полет над местностью». Эта аппаратура предоставит возможность пилотам быстро изменить курс или высоту полета конвертоплана, если машина приближается к опасному препятствию, такому как горная вершина, складка местности или здание.
Новый ударный вариант конвертоплана, как ожидается, будет использовать модернизированные датчики целеуказания и ночного видения от вертолета «Апач». При этом инженеры Bell Helicopter утверждают, что создают летательный аппарат с открытой архитектурой, что позволит обновлять программное и аппаратное обеспечение нового конвертоплана, интегрируя самые передовые технологии, причем сразу, как только они появляются.
Конвертоплан создается в расчете на применение на нем оружия, датчиков, компьютерных процессоров и авиационной радиоэлектроники, которые еще появятся к 2030 году.
Кроме того, будущий летательный аппарат будет использовать топливосберегающую технологию двигателя, что даст возможность пролететь конвертоплану по крайней мере 800 км на одном топливном баке. Это позволит перспективной боевой машине при выполнении большинства боевых задач не пользоваться аэродромами передового базирования и дозаправкой в воздухе.
Конвертоплан V-280, по замыслу создателей аппарата, должен также уметь зависать в разреженном воздухе на высоте 2 тыс. м при температуре -35°C, иметь боевой радиус по крайней мере 434 км.
По данным на январь 2017 года, готовность опытного образца V-280 составляет 81%. Крылья уже установлены. В течение следующих нескольких месяцев инженеры Bell Helicopter начнут установку редукторов и топливных баков. Собранная машина пройдет испытания на виброустойчивость и будет продута в аэродинамической трубе.