В субботу, 14 января, частная космическая компания SpaceX осуществила успешный запуск ракеты Falcon 9 с десятью спутниками Iridium на борту. Затем состоялась посадка первой ступени на платформу в Тихом океане. Весь запуск транслировался в режиме онлайн и стал блестящим успехом не только инженеров, но и PR-специалистов SpaceX.

 

Момент касания платформы также транслировался в сеть

 

Успех компании снова заставил специалистов обратить внимание на ее финансовые показатели. Пока SpaceX является частной компанией и не заявляет о выходе на IPO — видимо глава компании Илон Маск сначала хочет воплотить в реальность свои амбициозные планы, которые можно назвать осуществимой мечтой. Тем не менее, потенциальные инвесторы наблюдают за развитием SpaceX, так как компания является ведущей на новом рынке частных космических транспортных систем.

Издание The Wall Street Journal получило уникальные внутренние документы SpaceX, которые раскрывают действительно грандиозные планы компании. В частности, к 2025 г. SpaceX планирует получать доход более $35 млрд при операционной прибыли выше $20 млрд. Значительную часть этих денег составит выручка и прибыль от глобальной спутниковой сети SpaceX, судя по всему, именно она поможет компании реализовать амбициозные планы по освоению глубокого космоса. 

В течение 2011-2014 гг. SpaceX демонстрировала стабильный рост выручки от коммерческих запусков. Однако неудачный запуск 2015 г. значительно сократил доход компании и привел к потере примерно $250 млн.

В 2016 г. SpaceX заработала на запусках $1,8 млрд. Большую часть этих денег ($775 млн) принесли контракты с НАСА, вторая самая доходная часть бизнеса — сделки с компаниями ($480 млн), остальное приходится на контракт с Iridium ($215 млн), военные контракты и соглашения с другими компаниями. С 2011 г. компания была прибыльной, но авария в 2015 г. привела к убыткам более $200 млн. При этом на 2019 г. запланировано примерно в три раза больше пусков, чем в 2016 г.

Новый успешный запуск ракеты Falcon 9 и последующая посадка ее на платформу в Тихом океане, как ожидается, ускорят рост выручки. SpaceX может стать основным бенефициаром рынка малых спутников, который сегодня переживает бурный рост. Инвестиции в эту отрасль растут и, скорее всего, увеличатся при появлении большего количества доступных частных транспортных систем для вывода полезной нагрузки в космос. Ранее малые спутники не были коммерчески выгодными, так как стоили дорого, работали недолго и не могли нести большую полезную нагрузку. Но сейчас многие из этих проблем решены. В настоящее время почти каждый десятый космический аппарат на орбите — это небольшой спутник массой менее тонны.

SpaceX также рассчитывает на быстрый рост за счет создания глобальной сети коммуникационных спутников. SpaceX в сотрудничестве с Alphabet Inc. (GOOG, NASDAQ) планирует запустить на орбиту 4425 спутников для обеспечения широкополосного доступа в интернет из любой точки планеты. Первые 1600 спутников будут выведены на низкую околоземную орбиту и обеспечат интернетом США, Пуэрто-Рико и Виргинские острова. В планах SpaceX полностью обеспечить интернетом планету за рекордные пять лет. Проект потребует инвестиций не менее чем $10 млрд, но, по прогнозам, сможет генерировать более $30 млрд в год к 2025 г.
Данный совместный проект открывает новые перспективы для бизнеса, а также, вероятно, ускорит создание мощной ракеты-носителя Falcon Heavy, способной вывести в космос 54 т полезной нагрузки, или примерно 139 проектируемых SpaceX интернет-спутников. Это реализуемо для компании SpaceX, у которой есть технология возврата первой ступени.

Таким образом, развитие SpaceX продолжается, и компания занимает все более крепкие позиции на инновационных рынках. В случае выхода SpaceX на публичный рынок, ее акции, безусловно, будут иметь высокий спрос. Возможно, это произойдет к моменту создания огромного (по современным меркам) марсианского корабля, что было бы оправдано для сбора средств на этот проект. В то же время, регулярное транспортное сообщение на Марс может успешно коммерциализироваться, и SpaceX намерена двигаться в этом направлении.

 

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *