За два года в научном центре «Сколково» стремительно приблизить будущее, судя по всему, не успели.
Сейчас тут проживают около тысячи жителей, хотя планировалось, что к 2020-му году численность иннограда составит 15 тыс. сотрудников, еще 7 тыс. должны были каждый день приезжать сюда в технопарк на работу. Издание «Собеседник»узнавало, что успело сделать «Сколково» за время своего существования, и какие планы строят жители наукограда.
Добраться до города будущего можно на самом обычном автобусе со стеклами в разводах и бумажными билетами. Каждый день такой транспорт из прошлого привозит сюда сотни сотрудников. Многие приезжают из столицы, но есть тут и местные жители, успевшие «пустить корни».
Строить жилые кварталы, куда должны были заселиться ученые и разработчики, здесь начали в 2015-м. В начале 2017-го выдали ключи первым новосельцам, занявшим жилье в квартале «Тетрис».Комплекс, состоящий из четырех- и пятиэтажек,может принять полтысячи человек. Каждая квартира оснащена электронной системой «умный дом». По соседству — квартал «Квадро» с таунхаусами для семей.
Рядом гимназия, правда, цены точно из будущего — 85 тыс. руб. в месяц.
Официальные данные утверждают, что в кварталах практически не осталось пустых квартир, но в середине дня улицы наукограда пусты и заметены снегом.
По словам продавщицы местной продуктовой лавки, все это объяснить довольно просто – люди работают сутками, вот никого и не увидишь. Стоимость продуктов в магазинах «Сколково» приблизительно в 1,5 раза выше, чем в Москве. В ассортименте сырное разнообразие и множество непривычных энергетиков. Алкоголь не продают, мест для курения на улице не найдешь, а, если верить табличкам, то оно здесь и вовсе практически повсеместно под запретом.
Добраться до супермаркета – целое дело. По словам робототехника Артема Шкловца, тем, кто с машиной, живется проще, у него же поход только в одну сторону займет 50 минут. В 2017-м Артем оказался первым работником «Сколково», заселившимся в «Тетрис» и протестировавшим начинку «умный дом». Система контролирует климат в квартире, рассказывает сотрудник технопарка, батареи спрятаны в пол и могут настраиваться, везде панорамные окна. Если жилец постоянно дома, система автоматически перестраивается на снижение энергопотребления. Впрочем, сам Артем говорит, что этой возможностью не пользуется, поскольку оборудование то отключается, то вообще перестает работать и приходится вызывать ремонтников. Коммуналка тут и без экономии невысокая – капремонты и вывоз мусора оплачивает инноград, так что даже за зиму выходит 1200 рублей.
Купить жилье нельзя, можно только арендовать. Небольшая студия в 29 кв. м обходится мужчине в 32 тыс. руб. в месяц.
Апартаменты сдают уже полностью готовыми для проживания: отделка, мебель, сантехника. Приоритет в аренде отдается резидентам «Сколково».
Сплошь и рядом в технопарке напоминания о том, что ты находишься в городе будущего – один робот кофе сварит, другой блинчик предложит, но люди для обслуживания техники все равно нужны. К примеру, делаешь заказ продуктов через смартфон, платишь с его же помощью, но потом за продуктами приходишь и электронный чек продавцу показываешь. У беспилотного «Яндекс-такси» тот же принцип, ведет робот, но в водительском кресле сидит человек для подстраховки.
Как говорит Артем Шкловец, а он как раз занимается беспилотными технологиями, машины «без присмотра» начнут ездить по дорогам в лучшем случае лет через 15–20, поскольку нужно решить юридические моменты, ведь неясно, кто будет отвечать в случае ДТП, если авто управлял робот.
Приехал Артем сюда из Украины в 2014 году с началом военных действий на территории Донбасса. Сначала был в Москве, затем неожиданно для себя оказался тут – компания, где он работал, стала резидентом иннограда.
Зарплаты здесь приблизительно на столичном уровне или даже ниже, делится Артем, но для себя как для мигранта видит в городе много льгот. «Сколково» дает ему статус квалифицированного специалиста, что позволяет рассчитывать на получение вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание.
Работник может стать на вид в отдельной очереди и получает бесплатного юриста.
Центральный холл технопарка ведет активную жизнь – проводятся экскурсии для школьников, взрослым читают лекции в прозрачных «капсулах», то есть аудиториях. Правда, если выглянуть из этих огромных толстых окон, то увидишь вовсе не футуристический пейзаж, а бескрайнее поле и вялотекущую стройку. Работать тут комфортно, а вот жить…
По словам Артема Шкловца в наукограде скоро откроют транспортную развязку «Квадрат» и бизнес-центр «Амальтея» с магазинами и кинотеатром. Сроки возведения объектов инфраструктуры постоянно переносят. Зато на следующий год намечено открытие метро, в чем Артем точно уверен, ведь строит его не «Cколково».