Вертолет-рекордсмен, вертолет-эквилибрист, «ночной охотник», «опустошитель» – каких только эпитетов не удостаивалась эта винтокрылая машина. По своим тактико-техническим характеристикам ей нет равных. Достаточно сказать, что этот вертолет способен выполнять в воздухе фигуры высшего пилотажа, подвластные только боевым самолетам.
Ми-28 – машина нового поколения штурмовых вертолетов российской армии – станет героем очередной передачи Алексея Егорова «Военная приемка», выходящей на телеканале «ЗВЕЗДА».
В небе – «Опустошитель»
Маневры, которые совершает эта машина в небе, поражают даже искушенного знатока воздушной техники. К примеру, движение назад Ми-28 способен осуществлять на такой же крейсерской скорости, что и вперед. Вертолет может выполнять вращение вокруг своей оси и при этом продолжать… одновременное движение по заданному курсу! В программе «Военная приемка» этот трюк будет показан отдельно. Кстати, фигуры пилотажа, которые вертолетчики демонстрируют в небе, – не воздушная бравада. Это способ реального противовоздушного противодействия, уход от зенитных средств противника.
При всей своей юркости Ми-28 не назовешь безобидным воздушным «циркачом». Этот вертолет – грозное оружие армейской авиации, самая эффективная и, главное, точечная поддержка наземных войск. Он готов обрушить на свои цели настоящий шквал огня. Ми-28 оснащен целым комплектом встроенного стрелково-пушечного вооружения, в составе которого – 30-мм пушка 2А42, (такая же устанавливается и на боевые машины пехоты), четыре точки подвеса неуправляемых ракетных снарядов, 16 управляемых ракет, а также ракеты класса «Воздух-воздух». Не зря по классификации НАТО Ми-28 дали наименование «Хэвок» (опустошитель).
Отсек, где находится экипаж из двух человек, защищен броней, а, кроме того, машина оснащена оборудованием, позволяющим ей действовать в любую погоду, в любое время суток. Кстати, именно поэтому Ми-28 и называют «ночной охотник»: наименованию таких машин добавляется литера Н.
Сегодня этот вертолет поступает на смену легендарной машине Ми-24. 28-я модель имеет улучшенные летно-технические характеристики. Как говорят эксперты, эта техника способна обеспечить приоритет российской армейской авиации на ближайшие 10-20 лет.
Небесная «ванна» для экипажа
Ми-28, как уже было сказано, виртуоз в воздухе. Именно на этой машине летает известная пилотажная группа «Беркуты». Интересно, что именно «беркутовцы» совершили первую в мире «мертвую петлю» (петлю Нестерова). Сейчас такие виражи выполняют и натовские машины, но – на специально оборудованных вертолетах. У нас же закрутить петлю может любой из стоящих на вооружении Ми-28. Это лучше всего говорит о реальном боевом потенциале российских боевых машин.
Выпускают «Ночной охотник» на вертолетном заводе в Ростове-на-Дону. Здесь же ведется сборка Ми-26 – самого большого вертолета в мире, а еще собирают Ми-35. Но именно Ми-28 называют вертолетом нового поколения. Он вобрал в себя все самое лучшее, что ранее было отработано на других моделях винтокрылых боевых машин для российской армии.
Как рассказал военный представитель на ОАО «РОСТВЕРТОЛ» Владимир Беляев, особое внимание при изготовлении этого вертолета уделяется защите экипажа. В качестве защитных элементов здесь применяются керамические плитки и алюминиевые бронеплиты.
«Такая защита выдерживает шквальный огонь из американского пулемета «Вулкан» калибра 20 миллиметров», – подчеркивает военный представитель.
При этом самые распространенные крупнокалиберные пулеметы – калибра 12,7 мм и вовсе отскакивают от обшивки «Ночного охотника», как горох. По особой технологии выполнено и остекление кабины. Стекло здесь тоже бронестойкое, оно выдерживает попадание 12,7-мм пуль. Фактически на этом вертолете создана бронекапсула для экипажа (ее здесь называют «ванной»). Такой защиты нет ни в США, ни в Европе, ни на одном натовском вертолете… К примеру, главного конкурента «Ночного охотника» – американский «Апач» в Афганистане сбивали из советских пулеметов времен Второй мировой…
Летающий компьютер
Боевые возможности вертолета строятся в комплексе. Это и высокая маневренность, и защита экипажа, и огневая мощь, и противодействие высокоточному оружию.
Последняя тема на Ми-28 отработана особо. Для увода ракет с тепловым наведением здесь применяется комплект инфракрасных пиропатронов. Каждый из них при выстреле дает температуру 2,5-3 тысячи градусов. В итоге головка наведения ракеты, выпущенной по вертолету, уводит ее на ложную цель.
Кроме того, на вертолете применена система защиты типа «Витебск». По словам представителя АО «КРЭТ» (компании-изготовителя этого оборудования) Владимира Михеева, принцип работы системы в том, что о любой атаке на вертолет экипажу сообщит бортовой комплекс обороны, который и подскажет, как лучше защититься: включить радиопомехи, поставить защитный экран, выпустить тепловые ловушки или совершить противозенитный маневр. Причем делается это все в автоматическом режиме.
С недавних пор Ми-28 стали неизменными участниками состязаний пилотов Вооружённых Сил России «Авиадартс». Во время соревнований вертолет выпускает серию ракет по наземной цели, после чего отрабатывает нанесение удара из стрелково-пушечного вооружения. К слову, боекомплект вертолета составляет 250 выстрелов. Расположение боезапаса обеспечивает селективный подбор как бронебойных, так и осколочно-фугасных снарядов. Пушка 2А42 бьет на 4 километра и запросто прошивает насквозь стальную броню толщиной 15 миллиметров.
При этом оружие «Ночного охотника» находится на подвижной турели. Кроме того, компьютерный «мозг» может удержать цель в перекрестье прицела даже в тот момент, когда вертолет совершает манёвры.
«Наша оптика – тепловизор, камера, лазерный дальномер – позволяет обеспечивать применение вертолета по движущимся целям в любой обстановке», – подтверждает военпред Владимир Беляев.
А в скором времени Ми-28 могут оснастить новейшей радиолокационной станцией, обеспечивающей одновременный круговой обзор на 360 градусов. По мощности и точности эта аппаратура превосходит все современные вертолетные радары. Автоматика управления способна жестко держать машину в «заданной точке» неба. Более того, есть функция автоматической посадки.
«Машина чувствует расстояние до земли и уровень горизонта, при этом применяется много других параметров, весь комплекс», – говорит летчик-испытатель военного представительства Сергей Котов.
Спасение без компромиссов
Вообще, уникальности Ми-28 придает целый ряд элементов. В их числе – шлем летчика-оператора. Считается, что он наиболее технологичный из существующих в вертолетной авиации. Установленные датчики могут поворачивать оружие в направлении, куда повернулась не просто голова пилота, но даже… его взгляд! При этом встроенные проекторы выдают информацию о целях, программном задании, высвечивают массу иных цифровых данных. А еще шлем позволяет вести вертолет вслепую в условиях плохой видимости. К примеру, в тумане проектор покажет пилоту местность такой, какой она выглядела бы в обычную погоду.
«Электронное зрение не зависит от погодных условий и времени суток: у летчика на его приборах всегда будет полностью оптимальное изображение для пилотирования и применения оружия», – говорит Владимир Михеев.
Новацией Ми-28 стало и расположение двигателей. Они установлены по бокам фюзеляжа и могут работать автономно.
«При отказе одного из двигателей есть возможность продолжить полет на другом и совершить безаварийную посадку, выбрав место для приземления», – говорит замглавного инженера ОАО «РОСТВЕРТОЛ» Руслан Ле.
Живучести машине добавляют и лопасти: они изготовлены не как раньше, из алюминия, который ломался при попадании пули, а из композиционных материалов. В итоге даже пробитый винт продолжает вращение, что позволяет вертолету оставаться в строю, выполнить задачу, невзирая на боевые повреждения.
Кстати, винт на Ми-28 Х-образный: именно такая форма и позволяет «Ночному охотнику» выполнять сложнейшие пилотажные фигуры на большой скорости.
Не менее важным ноу-хау «Ночного охотника» стала новая система аварийного покидания машины экипажем. Раньше летчик мог выпрыгнуть с парашютом только через дверь, что зачастую было невозможно – малая высота, кручение вертолета в падении, ранение летчика…Теперь члены экипажа в случае смертельной опасности покидают подбитую машину, «выскальзывая» со своих мест по специальному трапу. К слову, парашюты у экипажа тоже не простые. Это своего рода блок жизнеобеспечения, в котором есть ракетница, радиостанция, спички, рыболовные крючки, порошок, который расплывается по воде ярким пятном и даже надувная лодка.
Спасение машины обеспечивает и неубирающееся шасси. Оно выполнено таким образом, что при аварийной посадке «вбирает» в себя значительную часть энергии от удара, защищая тем самым экипаж.
Дмитрий Сергеев
Источник: tvzvezda.ru