Сиэтл (Reuters) — Основатель Amazon.com Джефф Безос (Jeff Bezos) вынужден прикладывать все больше усилий чтобы его частная космическая компания перешла из стартапа в режим полноценного производства, что по оценкам некоторых людей, знакомых с проектом говорит о том, что старт тяжелой ракеты, изначально запланированный на 2020 год, может сдвинуться вправо.
Blue Origin наняла сотни инженеров за последние три года и продолжает наращивать их количество такими темпами, что один из сотрудников назвал их «запредельными». По словам одного из важных клиентов, компания, расположенная в городе Kent, штат Вашингтон рассчитывает удвоить штат до 3000 сотрудников за следующие два-три года.
Подобная срочность связана с разработкой ракеты New Glenn. Тяжелая ракета-носитель, рассчитанная на вывод спутников и в перспективе людей на орбиту, является ключевой для планов компании выигрывать выгодные военные и коммерческие контракты.
Первая ступень New Glenn будет повторно используемая, что является ключевым фактором в стратегии Безоса для обеспечения низкой стоимости эксплуатации и высокой частоты запусков. Руководство Blue Origin публично заявило что тестовые полёты начнутся в течение двух лет.
Однако сможет ли Blue Origin достичь заявленной цели остается неясным.
По утверждениям анонимных источников знакомых с проектом, несмотря на то что 2020 год уже не за горами, инженеры компании до сих пор дорабатывают детали дизайна ракеты и только приступили к изготовлению компонентов которым еще только предстоит экстремальное тестирование. Требование анонимности для источников вызвано запретом на коммуникации с медиа.
Компания Blue Origin частным образом признала в разговорах с французской спутниковой фирмой Eutelsat SA [ETLXCE.UL] — ее первым клиентом New Glenn, — что временные рамки 2020 года «очень агрессивны», — говорит источник с непосредственным знанием переговоров между компаниями.
Фирмы согласовали контракт на запуск геостационарного спутника в период 2021-2022 годов, так что Blue Origin имеет пространство для манёвра в случае если тестовый запуск произойдет позднее запланированного, добавил источник.
Йохан Лерой, заместитель генерального директора компании Eutelsat отказался вдаваться в подробности переговоров с Blue Origin, тем не менее он отметил что настроен оптимистично насчет New Glenn и планов по запуску спутника на конец 2022 года.
«Конечно я не могу гарантировать что они сумеют выдержать заявленные сроки, но мы уверены что существенных сдвигов не будет» — сказал Лерой.
Пресс-секретарь Blue Origin не ответила на вопрос по поводу найма сотрудников, стратегии или проблем с конкурентами. Частная компании держит рот на замке по поводу производства New Glenn и дальнейших планов по выводу ее на рынок.
По словам аналитиков, успешный запуск в 2020 году даст Blue Origin прекрасные возможности конкурировать с современными и перспективными ракетами, которые, как ожидается, выйдут на рынок в ближайшие несколько лет.
Соперники включают в себя авиационно-космический альянс United Launch Alliance — включающий Boeing Co и Lockheed Martin; французская ArianeGroup — совместное предприятие Airbus и Safran. Япония и Китай также скорее всего разрабатывают многоразовые ракеты.
Однако спустя 18 лет после основания, Blue Origin обнаружила, что отстает от конкурента, расположенного ближе к дому: SpaceX.
Основанная руководителем Tesla Inc исполнительным директором Elon Musk, компания зарегистрированная в городе Hawthorne, штат Калифорния, перевернула космическую индустрию своими относительно недорогими многоразовыми ракетами Falcon 9. SpaceX завершила более 50 успешных запусков Falcon и заключила контракты на миллиарды долларов, включая сделки с NASA и министерством обороны США.
Ошеломительный запуск новейшей ракеты — Falcon Heavy, самой мощной на данный момент ракеты-носителя в мире, приковал к трансляции огромную аудиторию в феврале.
Маск предсказывал «конец игры» для других создателей тяжелых ракет, в случае успешного запуска FH.
Однако, для Blue Origin хорошей новостью является то, что спрос на услуги запуска спутников, по прогнозам, будет стремительно расти.
По словам Марко Касереса, старшего космического аналитика из Fairfax (входит в Virginia-based Teal Group), около 800 малых спутников будут запускаться ежегодно начиная с 2020 года, что более чем в два раза превышает средний показатель за прошедшее десятилетие.
«Если New Glenn будет готов в ближайшие два года, Blue Origin сможет воспользоваться этим окном возможностей», — сказал он.
Как и Маск, Безос увлечен перспективой для человечества жить и работать в космосе.
Благодаря успеху интернет-магазина Amazon, Безос (самый богатый человек в мире) ежегодно продает акции на 1 миллиард долларов для финансирования своих межпланетных мечтаний.
Он развернул Blue Origin на складе примерно в 20 милях (32 км) к югу от Сиэтла. Девиз компании в переводе с латыни означает «шаг за шагом яростно», как отсылка на убеждение Безоса, что успех приходит через устойчивый, постепенный прогресс.
Однако спустя почти два десятилетия, и с обострением частной космической гонки, Безос намерен приблизиться к коммерциализации, сказали три сотрудника Blue Origin агенству Reuters.
Часть этих усилий включает продажу туристических экскурсий к границе с космосом на борту другой ракеты Blue Origin, получившей название New Shepard, с ценами на билеты в диапазоне от 200 000 до 300 000 долларов.
Компания Blue Origin со своим двигателем BE-4 также участвует в конкурсе на поставку двигателей United Launch Alliance для разрабатываемой ракеты Vulcan, сообщает ULA.
Недавнее празднество найма состояло главным образом в привлечении талантов для New Glenn и включало среди прочего найм более 60 инженеров, ранее работавших в SpaceX.
На текущий момент штат Blue Origin состоит из более чем 1500 человек, что более чем в два раза превышает показатели начала 2016 года, сказали три сотрудника. Ожидается, что когда начнет летать New Glenn, её ряды снова удвоятся, сказал Йохан Лерой. Для сравнения, SpaceX насчитывает более 6000 сотрудников.
Компания Безоса также инвестировала более 200 миллионов долларов в завод по производству ракет вблизи Космического центра NASA в Кеннеди во Флориде.
Тем не менее, Лерой сказал, что ожидает увидеть прототип New Glenn не раньше середины 2019 года.
В то же время NASA, ВВС США и спутниковые компании ориентируют свой бизнес на SpaceX.
Мэтт Деш (Matt Desch), главный исполнительный директор McLean, принадлежащий Virginia Iridium Communications Inc, крупнейший коммерческий клиент SpaceX, сказал Reuters, что Blue Origin «немного менее ясен» в плане своей стратегии.
«Никто не оспаривает, что с инвестициями, которые они делают, они в конечном итоге придут к успеху, но как и когда они станут надежными, пока неясно», — сказал Деш.