Советский Союз был супердержавой, способной тратить миллиарды на оборонительные проекты. Часть из них устаревали на момент разработки, но все равно на них отпускались баснословные суммы. Другие же опережали западные разработки на десятилетия, но откладывались под сукно или существовали в единственном экземпляре.
Во многом это происходило из-за некомпетентности вышестоящих руководителей, добившихся своих постов интригами и не имевших соответствующего образования, а также косности мышления военных.
Так или иначе миллиарды рублей были потрачены впустую, хотя их можно было потратить с гораздо большей для населения пользой. 42.TUT.BY вспомнил одни из самых дорогостоящих видов вооружения СССР, так и не нашедшие применения в реальной жизни.
Авиационно-космическая система «Спираль»
Наносить удар по врагу из ближнего космоса и оставаться при этом неуязвимым для его бомб и ракет — это преимущество, которым хотели обладать военные по обе стороны конфликта в холодной войне.
Американцы разрабатывали гиперзвуковой орбитальный пилотируемый перехватчик-разведчик X-20, проект получил название Dyna Soar. В ответ в СССР начались работы по проекту «Спираль», включающему гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР), двухступенчатый ракетный ускоритель и орбитальный самолет (ОС).
Согласно замыслу, самолет-разгонщик с орбитальным самолетом должен был взлетать с аэродрома базирования и разгоняться до скорости около 7,5 тысяч км/ч. Затем, на высоте в 30 км, ОС отделялся от ГСР и при помощи двухступенчатого ракетного ускорителя разгонялся до первой космической скорости (около 7,9 км/с).
Благодаря этому он мог выйти на околоземную орбиту и выполнить поставленную боевую задачу: нанести удар ядерными ракетами класса «космос-земля» или перехватить баллистические ракеты противника, а также другие задачи.
Фото:
По сути в СССР строили настоящий космический истребитель. Работавшему над проектом главному конструктору Глебу Лозино-Лозинскому удалось заложить в проект ряд преимуществ: быстрый вывод орбитального самолета мог производиться в любую точку земного шара, посадка могла осуществляться при любых погодных условиях, на орбиту можно было выводить 9% полезного груза от общего веса всей системы, а стоимость вывода каждого килограмма груза была в 3,5 раза дешевле.
Работа над «Спиралью» шла довольно быстро для такого наукоемкого проекта, и уже во второй половине 1970-х годов планировались первые полеты. До этого было проведено несколько тестов с использованием подпроектов самолета-аналога МиГ-105.11, суборбитальных аппаратов-аналогов БОР-1 (беспилотный орбитальный ракетоплан), БОР-2, БОР-3 и космических аппаратов-аналогов «ЭПОС» (экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет) БОР-4 и БОР-6.
МиГ-105.11
Когда все необходимые испытания были завершены и можно было подходить к тестам самой «Спирали», пришло время утвердить проект в высшем руководстве СССР. Но бывший в то время министром обороны СССР маршал Андрей Гречко выкинул всю документацию по нему в мусорное ведро и заявил: «Фантазиями мы заниматься не будем». В итоге дорогостоящий проект СССР «Спираль» был закрыт.
Можно возразить, что наработки по «Спирали» были использованы при создании многоразового орбитального корабля-ракетоплана «Буран». Но этот проект, несмотря на ряд достаточно существенных преимуществ перед Space Shuttle и успешный полет в 1988 году, тоже был закрыт уже в 1993 году — у России в то время не было интереса к научным разработкам и их финансированию. Сам «Буран» был уничтожен в 2002 году в результате обрушения крыши ангара, где корабль доживал последние дни.
Система противоракетной обороны А-35
Построить свою систему противоракетной обороны в СССР смогли уже в 70-х годах, к этому времени она была испытана и поставлена на боевое дежурство, но безнадежно устарела. На разработку и испытания системы, получившей название А-35, которые проходили в 60-е годы, были потрачены огромные деньги, и это в стране, которая еще до конца не восстановилась после разрушительной войны.
ПРО предназначалась для защиты Москвы и центрального промышленного района от ударов. Работы над ПРО А-35 частенько задерживались из-за нехватки финансирования и производственных мощностей, поэтому в срок уложиться не удалось. Ко времени постановки на боевое дежурство в 1971 году система уже не удовлетворяла требованиям времени, так как в основе ее лежали технические решения 10-летней давности.
Главным недостатком А-35 стало применение стандартных параболических РЛС, неспособных отслеживать одновременно более двух целей, летящих по одной траектории. Получается, что число одновременно обстреливаемых независимых целей не могло превышать числа РЛС сопровождения. В составе комплекса было всего четыре стрельбовых позиции: каждая имела два радара РКЦ-35, что ограничивало возможности комплекса одновременным сопровождением до восьми парных целей.
К этому времени у американцев появились ядерные ракеты с разделяющейся головной частью, которые свели на нет эффективность советской ПРО. Так, ракета «Поларис А3» несла 6 боевых блоков и две последние ступени в качестве ложной цели. Получалось, что двух ракет было достаточно, чтобы перегрузить А-35. А ракета «Посейдон», предназначенная для вооружения подлодок, несла и вовсе головную часть с 14 ядерными боевыми блоками.
К тому же радары РКЦ-35 были не в состоянии распознать боевые блоки на фоне ложных целей, а сами компоненты А-35 — РЛС и пусковые установки — не были защищены от ядерного удара.
В итоге на выходе у СССР получилась безумно дорогая, но бесполезная система ПРО, которая после постановки на вооружение сразу же потребовала модернизации.
Атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал»
Этот корабль претендует на звание одного из самых дорогих и бесполезных судов, построенных в СССР. ССВ-33 «Урал» создавался для одной единственной цели — следить за американскими военными, развернувшими секретную деятельность на островах атолла Кваджалейн. Но судно, в постройку которого были вложены миллиарды, так и не доплыло до места своего боевого дежурства.
Виной тому — многочисленные поломки, а также просчеты конструкторов и командования ВМФ. При постройке судна его пытались максимально насытить передовым оборудованием. Чего стоит только один оптико-электронный комплекс «Лебедь», который оснащался оптической системой с диаметром зеркала около полутора метров. Он мог засекать пуск межконтинентальной ракеты за сотни километров.
А специально разработанный комплекс радиоразведки и радиолокации «Коралл» с сопутствующими системами позволял расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 километров.
Экипаж «Урала» был способен по составу выхлопных газов двигателей баллистических ракет определять состав их топлива.
Это в перспективе позволяло узнать многие секреты врага, ведь с 1983 года Кваджалейн стал одним из американских научно-исследовательских центров осуществления Стратегической оборонной инициативы. Здесь в рамках подготовки к «звездным войнам» запускались ракеты-перехватчики, призванные поражать советские ядерные боеголовки.
Правда, само оборудование было очень громоздким: обычный компьютер занимал пару комнат, поэтому и размеры судна были соответствующими. Чтобы уместить советскую вычислительную аппаратуру, производители микроэлектроники требовали корабль длиной 400 метров. Если бы это случилось, то «Урал» был бы на 70 м длиннее американского атомного авианосца класса Nimitz и на 58 м короче самого длинного в истории судна — супертанкера Seawise Giant.
Однако судостроители предложили создателям электроники ограничиться габаритами корабля длиной 265 м, шириной в 30 м и высотой в 70 м. Водоизмещение этого колосса составляло 34−35 тысяч тонн. В качестве силовой установки был выбран ядерный реактор.
В 1989 году корабль вошел в боевой состав ВМФ СССР. И сразу же отправился в двухмесячный переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. На протяжении всего похода прикомандированным специалистам приходилось устранять многочисленные поломки: постоянные сбои системы охлаждения ядерного реактора, некорректную работу компьютерного комплекса и комплекса сбора информации. Также возник крен на пять градусов на левый бок, устранить который не удалось.
В итоге «Урал» смог дотянуть только до базы в городе Тихоокеанске, где не было никакой необходимой инфраструктуры для приема такого корабля. Подать топливо, пар, воду и электричество на корабль было невозможно.
В середине 1990 года на корабле случился пожар, в результате которого была выведена из строя кормовая машина. На ремонт денег уже не было, «Урал» утратил возможность передвигаться самостоятельно. Через полгода сгорело носовое машинное отделение, которое обеспечивало весь корабль электроэнергией. После этого «Урал» потерял способность выполнять хоть какие-то задачи.
Финансовые проблемы, последовавшие после развала СССР, превратили корабль в плавучую казарму, технические отсеки реактора просто заварили, а экипаж постоянно сокращали. На судне процветали неуставные отношения, из-за которых погибли двое матросов.
В 2001 году судно окончательно списали. Так бесславно закончился путь одного из самых дорогих и уникальных кораблей ВМС СССР, а позже России.
Источник: 42.tut.by