Почему продолжаются сбои в российской космонавтике

На МКС произошла очередная нештатная ситуация: кратковременный самопроизвольный запуск двигателей корабля «Союз», пристыкованного к станции, привел к изменению ее положения. Насколько это происшествие укладываются в общую канву космических неудач России, наблюдаемых в последние месяцы?

По информации Роскосмоса, 9 июня около 18.30 по Москве был зафиксирован внезапный незапланированный запуск двигателей аппарата «Союз», проработавших буквально несколько секунд. Тем не менее, этого оказалось достаточно для того, чтобы изменить положение МКС, пускай и незначительно. Все необходимые меры для стабилизации орбитальной станции были приняты, никакой угрозы экипажу, самой станции и кораблю нет.

Инцидент произошел во время плановых испытаний радиотехнической системы взаимных измерений параметров движения «Курс». Эта российская система обнаруживает подлетающие к Международной космической станции корабли и используется для проведения их сближения и стыковки. Официальные причины произошедшего пока не называются, в качестве неофициальных фигурируют сбой в работе «Курса», программные недочеты и человеческий фактор.

Отметим, что сама по себе система «Курс» используется еще с середины 80-х, а тестируется, по всей видимости, ее последняя на сегодняшний день модификация «Курс-НА» («новая активная»). Разработка этой версии началась в 2003 году, а испытания – в 2012 году. Первые два прошли со сбоями: в одном случае осуществить стыковку удалось только со второй попытки после перепрограммирования, а в другом ее пришлось завершить вручную космонавту на МКС. В обоих случаях испытания проходили с участием беспилотных грузовиков «Прогресс», но теперь, очевидно, пришел черед пилотируемых «Союзов».

Как сообщается, угрозы возвращению на Землю текущей миссии к МКС «Союз ТМА-15М», которое запланировано на 11 июня, нет. Да и в целом некритичные неполадки при тестировании нового оборудования вряд ли можно назвать экстраординарными. Настораживает другое: участившиеся нештатные ситуации, в которых заметна тенденция перехода от количества к качеству.

Напомним, что только за последние полтора месяца произошли крупная авария при отправке к МКС «Прогресса», завершившаяся потерей корабля, неудачная попытка коррекции орбиты станции и ЧП во время запуска мексиканского спутника ракетой-носителем «Протон-М», которое также привело к уничтожению аппарата. Кстати, из-за происшествия с «Прогрессом» посадка «Союза ТМА-15М», предполагавшаяся в середине мая, была отложена на месяц.

Если обобщить причины всех этих инцидентов, можно обнаружить их системный характер. Так, официально озвученные российским космическим ведомством причины падений «Прогресса» и «Протона-М», если не углубляться в техническую составляющую, связаны с серьезными недоработками на этапе производства.

В вариантах трактовок этих неудач, предложенных политическими деятелями и разного рода экспертами, также идет речь об ухудшившемся качестве сборки, нарушениях технологической цепочки, кадровом голоде и старении кадров, нехватке финансирования. Даже маргинальные версии вроде возможных диверсий или «морального разложения» руководства космической отрасли и недостаточной идеологической подкованности сотрудников отличаются системностью.

При этом корень проблем специалисты склонны видеть в экономическом упадке и демографическом кризисе 90-х годов. На современном этапе к последствиям этой колоссальной «ямы» добавилось ухудшение международного промышленного сотрудничества – прежде всего с Украиной, на территории которой оказались сосредоточены некоторые важные предприятия советского космостроения. Противоречия наблюдались и до нынешнего кризиса, а теперь они, похоже, приобрели необратимый характер.

В любом случае, необходимо проводить комплексную работу. Будем надеяться, что преобразование Роскосмоса из ведомства в госкорпорацию, единогласно одобренное в середине мая Госдумой, станет залогом успешного решения назревших проблем.

Андрей Величко

Источник: riafan.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *