Процесс создания легкомоторного самолета, призванного заменить легендарный “кукурузник” Ан-2, заморожен.

Как выяснили “Известия”, разработка легкомоторного самолета “Рысачок”, предназначавшегося на замену устаревшему “кукурузнику” Ан-2, приостановлена из-за нехватки средств и отсутствия поддержки проекта со стороны Минпромторга – выделенных ранее государством 740 млн рублей на проект не хватило.

Основной подрядчик проекта – государственное АО “Ракетно-космический центр “Прогресс” – наиболее известен как производитель ракет-носителей “Союз” (космические грузовики “Прогресс” выпускает РКК “Энергия”), выручка за 2014 год – 21,3 млрд рублей, чистая прибыль – 176 млн. Гендиректор “Прогресса” Александр Кирилин сообщил “Известиям”, что в этом году планировалось провести работы по сертификации “Рысачка” в девятиместном исполнении, получить сертификат типа воздушного судна и начать эксплуатацию самолета.

– В результате российский рынок местных авиаперевозок получил бы легкий самолет, на 100% укомплектованный отечественными готовыми изделиями, – сказал Кирилин “Известиям”. – Предложения по созданию кооперации российских разработчиков и производителей отечественных комплектующих наше предприятие подготовило и направило в Минпромторг. С начала 2015 года все работы по самолету “Рысачок”, включая и работы по сертификации, приостановлены.

Основное пожелание к проекту, поступившее летом 2014 года от президента Владимира Путина, не выполнено. Глава государства, в июле 2014 года публично поддержав проект и посидев за штурвалом “Рысачка” (машина представляла собой опытный образец), посоветовал разработчикам заменить американскую авионику и чешский двигатель Walter M601 на российские. Специально для “Рысачка” планировалось создать российский двигатель ТВ-500, его разработкой занимался научно-производственный центр газотурбостроения “Салют”. Как заявили в пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, в нее входит “Салют”), работы по этому двигателю в настоящее время не ведутся.

Впервые о создании “Рысачка” заговорили в 2007 году. Тогда Минтранс России провел конкурс на создание двухмоторного самолета для учебных заведений гражданской авиации. Конкурс на 740 млн рублей выиграла небольшая столичная конструкторская фирма “Техноавиа” (принадлежит Владимиру Макагонову), производство решено было организовать на площадке “Прогресса”, эта компания получала вознаграждение из суммы, выделенной “Техноавиа”.

Первый полет опытного “Рысачка” состоялся в 2010 году, процесс сертификации начался в конце 2013 года, и серийное производство самолета должно было начаться в 2015-м, одновременно разрабатывалось модификация на 16-19 пассажиров. За 10 лет планировалось выпустить около 320 машин, розничная стоимость каждой оценивалась в 2013 году “Прогрессом” в 100 млн рублей. Дальность полета “Рысачка” должна была составить 2 тыс. км, крейсерская скорость – 250-400 км/ч. Как уверяет источник “Известий”, “Прогресс” активно вел переговоры с потенциальными покупателями и “устных заказов” было на 300 самолетов. Создатели самолета также заявляли о возможном контракте с Минобороны, а сам “Рысачок” на авиасалоне МАКС-2013 был раскрашен в камуфляжные цвета.

Гендиректор “Техноавиа” Вячеслав Кондратьев также подтвердил, что все работы по проекту заморожены, отметив, что заниматься самолетом в его компании “больше не собираются”. Причины он пояснить отказался, однако известно о конфликте между партнерами: в 2012 году “Прогресс” через суд взыскал с “Техноавиа” 147,7 млн рублей по контракту на выпуск пяти опытных образцов.

По словам Кирилина, возобновление работ возможно после решения вопроса их финансирования. Как говорит источник “Известий”, знакомый с ходом дел, для РКЦ “Прогресс” этот самолет – не приоритетное направление. Предприятие сосредоточено больше на проектах космической отрасли. По словам источника, только на сертификацию самолета “Прогрессу” нужно еще несколько сотен миллионов рублей – к началу 2015 года момент она была выполнена наполовину. Процедура сертификации может длиться несколько лет, в проекте “Рысачка” предполагалось, что они займут порядка 30 месяцев.

“Прогресс” направлял заявку на продолжение финансирование проекта в Минпромторг, после того как в феврале 2015 года по итогам совещания по развитию авиапрома у премьер-министра Дмитрия Медведева было дано поручение профильным министерствам проработать вопрос о скорейшей организации серийного производства “Рысачка” и организации его послепродажного обслуживания. Собственно, на совещании губернатор Самарской области Николай Меркушкин тоже поднимал вопрос финансирования самолета.

– К сожалению, с учетом того что в Роскосмосе сейчас идет активная оптимизация, в программу Роскосмоса продолжение этого проекта не вошло, – говорил он про “Рысачок”. – По большому счету, может, это и не тема Роскосмоса, но нам осталось буквально 250-300 млн рублей, для того чтобы в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт, ведущий в России авиационный НИИ. – “Известия”) завершить все испытания.

В пресс-службе Минпромторга отказались от комментариев.

– Конкурентный анализ показал, что самолет “Рысачок” и в базовой девятиместной конфигурации, и в варианте с увеличенной вместимостью уступает существующим самолетам-аналогам по комплексу технико-экономических показателей, – заявил “Известиям” источник в Минпромторге. – По-прежнему остаются нерешенными вопросы производства (кто и где будет его производить) и сбыта (кто будет покупать и эксплуатировать) указанного самолета.

Если у “Прогресса” в приоритете космос, то у Минпромторга – проект Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) по ремоторизации Ан-2: в 2016-2017 годах запланирована ремоторизация 150-200 машин. СибНИА планирует в 2017 году начать производство своего легкого самолета, прямого наследника Ан-2 (названия у самолета пока нет). У проекта СибНИА те же проблемы – иностранные комплектующие. Директор СибНИА Владимир Барсук недавно заявлял, что на площадке завода осенью 2015 года может быть локализовано производство американских двигателей Honeywell (они будут использоваться в модернизованной версии Ан-2).

– В нынешней экономической ситуации, скорее всего, проект “Рысачок” так и не разморозят, – прогнозирует гендиректор консалтинговой компании “Инфомост” Борис Рыбак. – Наиболее поддерживаемый государством проект на данный момент – это ремоторизация Ан-2 СибНИА и потом создание своего легкомоторного самолета. Вряд ли Минпромторг сейчас настроен поддерживать создание других подобных самолетов.

Глава аналитической службы “Авиапорт” Олег Пантелеев тоже считает, что шансов получить бюджетное финансирование у “Рысачка” в ближайшем будущем нет.

– “Рысачок” создавался как учебный самолет и первоначально его создание финансировалось Минтрансом. Но программа забуксовала, и вовремя создать самолет не удалось. Понятное дело, что для “Прогресса” это продукт не первой важности, заинтересованности у авиакомпаний именно в этом самолете нет. Минпромторг, который является распорядителем бюджетных средств, неоднократно указывал, что для малой авиации в качестве оперативного решения проблемы нехватки самолетов будет предложен проект ремоторизации Ан-2, затем переходный проект – самолет иностранной разработки, чья сборка будет локализована в России, и затем – полностью новый отечественный самолет, конкурентоспособный на мировом рынке. Маловероятно, что Минпромторг в текущих условиях выделит средства на “Рысачок”. Создание нового собственного самолета курирует Сибирский научно-исследовательский институт авиации. СибНИА – сильная научная организация, и создавать новый самолет поручено именно ей, – говорит Пантелеев.

– Самый популярный среди таких самолетов – это L-410. Во-первых, он выпускается компанией Let, которой владеет российский бизнес. Во-вторых, этот самолет известен у нас еще со времен СССР, для него есть вся инфраструктура и квалифицированный персонал. Более того, у самолета понятные остаточная и залоговая стоимость, его с удовольствием финансирует Государственная транспортная лизинговая компания (новый L-410 стоит от $5 млн), – добавил он.

Изначально предполагалось, что “Рысачок” призван заменить устаревший Ан-2, который в свое время использовался и как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный и пассажирский самолет. На данный момент рынок легких самолетов по сути пустует – кроме “Рысачка” используется тот же устаревший Ан-2, Ан-28 (также разработан на базе Ан-2), чешский Let L-410 (его производитель Aircraft Industries с 2013 года целиком принадлежит российской Уральской горно-металлургической компании). Несмотря на обилие в последние годы разговоров о модернизации Ан-2, на практике этим в значимых объемах пока никто не занимается.

Мария Амирджанян

Источник: vpk.name

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *