Недавно всплыли новые подробности о проектировании в России нового типа атомных подводных лодок пятого поколения.
Не получивший пока своего названия класс субмарин будет подразделяться на «подводных перехватчиков» и «убийц авианосцев», сообщила Moscow Times со ссылкой на руководителя отдела госзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолия Шлемова.
«Главное предназначение подводного перехватчика — это защита групп российских субмарин с межконтинентальными баллистическими ракетами от вражеских подлодок и борьба с ними. Второй корабль будет оснащен крылатыми ракетами и предназначен для нанесения ударов по прибрежным и надводным целям», — заявил Шлемов.
О возможных характеристиках российской подводной лодки пятого поколения мало что известно. В 2013 году Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» объявило, что лодка будет иметь новые характеристики малозаметности, новую технику снижения шумности, автоматизированные системы управления, оружие большой дальности и систему обеспечения безопасности реактора.
Генеральный директор бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев сказал в июньском интервью, что подводные лодки нового проекта будут использовать «сетецентрическую систему». Он также отметил, что не все технологии лодки будут новыми и революционными. «Реактор субмарины, конечно, будет основан на новых принципах, но революции не будет, да она и не нужна».
Дорофеев также сказал, что хотя размеры и скорость лодки остаются важными параметрами, они утратят свое первостепенное значение. Далее он подчеркнул, что строительство подводных лодок нового проекта начнется только после того, как будет завершено производство многоцелевых ударных атомных субмарин «Ясень».
Как было отмечено в июне (см. «Очевидное — невероятное: Россия создает субмарину пятого поколения»),
Так или иначе, завершения строительства лодок «Ясень» еще придется подождать. Эти высокоавтоматизированные ударные подводные лодки водоизмещением 13 800 тонн и длиной 120 метров должны были прийти на смену более старым многоцелевым атомным субмаринам советской эпохи к 2020 году.
Однако заоблачная цена этих лодок, которые в два раза дороже новых ПЛАРБ типа «Борей», привела к тому, что на сегодня в строй вошла лишь одна из восьми таких многоцелевых субмарин с крылатыми ракетами на борту. Еще три или четыре лодки могут быть построены к 2020 году.
В своей предыдущей статье я также отмечал, что в последние два года российская кораблестроительная отрасль неоднократно делала заявления о том, что она работает над субмаринами нового поколения, однако вопрос в том, сможет ли Россия обеспечить результат.
Американский военно-морской аналитик Норманн Фридман (Norman Friedman) в своем интервью, на которое ссылается Defense News, выразил сомнения по этому поводу:
Я отношусь к этому скептически. Эта страна известна тем, что она закладывает корабли, а потом долго не может закончить их строительство. Несомненно, лодки они заложат, но построят ли — это более интересный вопрос. (…) У меня такое чувство, что несмотря на все громкие заявления русских о строительстве нового флота, им очень трудно выполнять эти задачи.
Он также отметил, что российское кораблестроение утратило лучшие кадры и экспертные знания: «Многие люди ушли с верфей. Если они потеряли лучшие кадры, им будет трудно воссоздать то, что было. Возродить все через 15 лет — это вызывает определенные сомнения».
Это соответствует тому, что я сказал вчера (см. Is Russia’s Nuclear-Capable Sub Killer Helicopter Making a Comeback?):
Слушая новости из России о закупках вооружений, надо ответить на два вопроса, чтобы оценить осуществимость этого нового проекта. Во-первых, откуда появятся деньги на реализацию этой амбициозной программы строительства? И во-вторых, хватит ли российской оборонной промышленности квалифицированных рабочих, способных сделать всю практическую работу для претворения этого амбициозного плана в жизнь?
Франц-Стефан Гэйди
Источник: inosmi.ru