Американский портал Military Watch сообщил об идущих российско-индийских переговорах по новому контракту на поставку большой партии МиГ-35. Издание отмечает, что самолет уже прошел глубокую модернизацию с учетом пожеланий покупателя. Тем не менее, Нью-Дели не торопился заключить сделку, пытаясь по максимуму выжать из продавца уступки. Но, похоже, стороны все-таки договорились.
«Военно-воздушные силы Индии, вероятно, приобретут российский многоцелевой истребитель „4++“ МиГ-35 средней весовой категории, который дополнит существующий флот из более чем трехсот истребителей тяжеловесов Су-30МКИ», — отмечает Military Watch.
По наблюдению американских экспертов, Москва в переговорном процессе вела себя слишком заинтересовано. В частности, Military Watch приводит слова вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по военно-техническому сотрудничеству Илья Тарасенко, который не так давно говорил: «Мы готовы не только поставлять готовые самолеты, но и передать необходимые технологии и документацию партнерским предприятиям для производства этих истребителей на территории Индии».
Удивительно это потому, что речь идет о новинке российского ВПК, а не о технике вчерашнего дня. Тем более, позиции Москвы в диалоге с Нью-Дели на самом деле выглядят сильными.
Мало того Миг-35 относится к истребителям «4++», так еще индийские пилоты, летающие на Миг-29, подтвердили, что им нужна минимальная подготовка, чтобы освоится на новом элитном перехватчике. А это обстоятельство, особо отметим, дорогого стоит, так как во всех странах мира уходят многие годы, чтобы обучить летчиков до уровня реальной боеготовности.
Напомним, сегодня Нью-Дели эксплуатирует 55 истребителей МиГ-29УПГ и 45 МиГ-29К, причем последние размещены на авианосце «Викрамадитья» (бывший авинесущий крейсер «Адмирал Горшков» — авт.). Кроме того, базироваться самолеты МиГ-29К будут и на борту нового авианосца «Викрант». Таким образом, в ВВС Индии уже имеется штат необходимых профессионалов, которые достаточно быстро смогут выполнять боевые задачи уже на МиГ-35.
Отметим, что индийская сторона в качестве принципиально важного «пожелания» сообщила, что будет придерживаться политики ухода «от разовых закупок по необходимости» к максимально возможной самодостаточности. Иначе как завуалированным упреком в плохой русской логистике прошлых лет это назвать нельзя. Нью-Дели дает понять, что у индийских ВВС по-прежнему нет уверенности, что прошлый негатив с обслуживанием истребителей не повторится в будущем. Мол, за ошибки платить Москве придется по двойным счетам.
Более подробно об этом сказал в декабре 2018 года главнокомандующий Военно-Морского флота Индии адмирал Сунил Ланба. Он, в частности, заявил, что уже решены все проблемные вопросы, связанные с техническим обслуживанием и наличием запасных частей для МиГ-29К, которые ранее подрывали боеготовность ВМС. По его словам, «в 2016 году исправность истребителей МиГ-29К на индийской службе была крайне неудовлетворительной — всего 37,63%. Однако благодаря усилиям, предпринятым двумя странами в последнее время, исправность улучшилась примерно до 70%», что соответствует наиболее надежному американскому истребителю F-16.
В то же время адмирал не скрывает, что Министерство обороны Индии уже работает над решением платежных вопросов (по контракту с Россией — авт.), связанных с американскими санкциями. То есть сделка состоится, несмотря на то, что Казначейство США вводит штрафы для покупателей российского оружия в соответствии законом CAATSA.
Да, параллельно с этим Нью-Дели рассматривал вопрос о покупке еще 136 французских истребителей Rafale. Но, если заглянуть в оборонную концепцию этой страны, то обозначенное приобретение объясняется, как дополнение к уже летающим тяжелым истребителям превосходства Су-30МКИ ВВС Индии.
Поэтому контракт с Парижем можно смело назвать попыткой скрестить ежа с ужом или — что более вероятно — механизмом давления на Москву. Тем более что стоимость «француза» $ 200 млн. за борт отдает сюрреализмом, а не прагматизмом. Плюс к этому компания Dassault Aviation проявила сдержанность в вопросе передачи технологий индийской военной авиационной компании HAL.
Вот и получается, что, с одной стороны, МиГ-35 идеально закрывает пробелы ВВС Индии в средних истребителях, но с другой — ОАК объявила о своей готовности передать новейшие технологии наряду с продажей элитных истребителей. В этой связи невольно напрашивается риторический вопрос: с чего бы такая расточительность, если покупатель уже объявил, что больше 136 машин не купит?
Впрочем, даже поверхностный взгляд на структуру наших ВВС показывает, что Минобороны РФ сосредоточилось на закупках Су-30, Су-34 и, конечно, Су-35, относясь к МиГам по остаточному принципу.
Но, если «сушки» — это так хорошо, то зачем Индия приобретает МиГ-35 и даже готова развернуть их производство на своей территории?
Ответ можно найти в индийской, да и в американской аналитической прессе. Нью-Дели считает, что Москва сознательно пренебрегает средним истребительным флотом, мол, речь идет о прифронтовом самолете — концептуально устаревшем оружии, которому не будет места в Третьей мировой войне. Тогда как Су-35 летает до 4500 км (с двумя подвесными топливными баками) и может решать стратегические задачи по нанесению ядерных ударов. Однако те же индусы отмечают, что относительно небольшая стоимость МиГов, переводит их в лучшую категорию по соотношению цены/качества.
Кстати, Вашингтон неоднократно предлагал контракт на поставку своего «золотого» F-35. Но что показательно: Нью-Дели демонстративно не проявил интереса к письмам из Пентагона, назвав единственным преимуществом «американца» стелс-технологию, тогда как МиГ-35 превосходит звездно-полосатого конкурента 5-го поколения по всему спектру остальных характеристик, включая скорость (на 35%), полезную нагрузку (на 100%), а также маневренность и высоту полета. А по такому параметру, как срок службы, наш самолет вчистую переигрывает «одноразовый» заокеанский супер-истребитель: 40 лет против 10.
Именно поэтому готовность нашей страны в лице ОСК обеспечить трансферты технологий МиГ-35 вызывает двойственное отношение к обсуждаемой сделке. С одной стороны, хочется верить, что продаваемый в Индию самолет все-таки не является последним достижением российского военного самолетостроения. С другой стороны — так и не удалось найти аргументированного объяснения страстному увлечению нашим Минобороны «сушками» в ущерб средним истребителям.
Добавим также, что истребитель МиГ-35 по натовской классификации называется Fulcrum-F, то есть «точка опоры». Когда-то очень давно, знаменитый древнегреческий математик Архимед однажды сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Как бы ни получилось так, что в поисках больших индийских денег наши оружейники и впрямь не продали ту самую точку опоры, на которой всю послевоенную историю держалась национальная военная авиация.