В начале октября «СП» уже писала о том, что в 2019 году «коммуналка» станет россиянам не по карману. Правда, на тот момент это было всего лишь предположение, и еще оставалась надежда, что власти не пойдут, что называется, в разнос, и, ограничившись только проведением грабительской пенсионной реформы, остановится и проявит реальную заботу о стремительно нищающем в массе своей народе. Но этим чаяниям, увы, не суждено было сбыться: 12 ноября глава российского правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о двухэтапной индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2019 году: на 1,7% с 1 января 2019 года, а еще на 2,4% – с 1 июля 2019 года. Согласно официальным разъяснениям, это сделано для того, чтобы сфера ЖКХ смогла компенсировать потери (предварительно оцениваемые в 16 миллиардов рублей) из-за посленовогоднего увеличения налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, но при этом общий размер повышения тарифов не превысил обычного ежегодного уровня.
С одной стороны, кажется, можно было бы и перекреститься — слава богу, худшие предположения не оправдались, и правительство выбрало вариант индексации, предложенный Минэкономразвития, а не тот, на котором настаивало Минэнерго (тогда бы индексация была заметно более высокой). Значит, понимает всю остроту момента и с социальной, и с политической точек зрения.
С другой стороны, основываясь на опыте всех повышений и индексаций последних лет, и прекрасно зная цену успокаивающим обещаниям чиновников самого высшего ранга (особенно в разрезе пресловутой пенсионной реформы), возникает ощущение, что не все в этом решении так однозначно, прозрачно и безмятежно.
— Мы наблюдаем, что с 1 января существует угроза повышения стоимости, по сути говоря, всех систем жизнеобеспечения человека, отнюдь не только тарифов ЖКХ, — подчеркивает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Юрий Павленков. — Тут и топливо, и цены на продукты питания. Так что этот шаг предпринят, чтобы не спровоцировать одномоментное усиление гнета на домохозяйство, в котором коммунальные платежи составляют одну из ключевых статей затрат.
Однако более содержательный, структурный анализ этой тенденции позволяет судит о том, что вот эти декларируемые на федеральном уровне цифры — сначала 1,7%, а потом еще 2,4%, чтобы якобы вписаться в средний уровень инфляции в 4% – носят совершенно условный характер. В регионах они практически невыполнимы, потому что сегодня регионам, в силу разных обстоятельств, вручили некоторые инструменты по внедрению так называемых концессий. А их реализация возможна только за счет средств населения в конечном счете. Поэтому я точно уверен, что этими процентами, сначала на уровне 1,7, а затем на уровне 2,4, повышение не ограничится. И эта «лазейка» с двухэтапным повышением в конечном счете обернется большим скандалом.
«СП»: — Поясните…
— Во-первых, как рассказывал Андрей Чибис (замминистра строительства и ЖКХ — ред.), он продавил в стране порядка 20 тысяч серьезных концессионных соглашений. Получается, в России нет региона, где бы не был запущен подобный процесс. Это влечет за собой повышение тарифа. Во-вторых, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) после перехода к ней полномочий упраздненной службы по тарифам (ФСТ), так до сих пор и не нашла форму регулирования этих самых тарифов, не может ее до сих пор выработать. Об этом говорится уже четыре года, но воз и ныне там. Поэтому посчитать достоверно и квалифицированно, с профессиональным пристрастием, экономически обоснованно тарифы на коммунальные услуги некому. Так что в результате такого методологического хаоса тарифы для граждан и предприятий по-прежнему находятся в руках региональных тарифных комиссий, на который ФАС прямо влиять не может. Раньше, пусть и с известными издержками, хоть какой-то порядок в этом был, а теперь складывается ощущение, что кто-то сознательно разорвал в стране эту связь. Все механизмы разрушены.
«СП»: — Как всегда, вопрос — что же делать, где выход?
— Нужно принципиально менять систему управления тарифами. Ведь, смотрите, на самом деле в производстве тепловой и электрической энергии существует взаимозачет. Проще говоря, если люди оплатили один киловатт электроэнергии, то таким образом уже покрывается производство гигокалорий как минимум в крупных агломерациях, в той же Москве. Ведь тепло, которое возникает в турбинах в процессе выработки киловатт-часов, это как бы утилизируемый продукт. И на самом деле это обман, когда с людей берут
плату дважды — сначала за киловатт-час, в котором уже заложены затраты на газ, на обслуживание турбин, а потом еще добавляют втридорога тепло и горячее водоснабжение. Получается, один и тот же продукт производства мы вообще оплачиваем трижды. Да, за доставку, конечно, сбытовым компаниям нужно платить, но все равно это не в таком удельном весе, который нам впаривают. Вы же видите, каких величин достигла стоимость гигакалории. В некоторых регионах она уже вплотную приблизилась к трем тысячам рублей, а кое-где даже и перевалила этот рубеж. И процесс этот неостановим. Я не знаю, куда мы так придем, но у меня очень плохое предчувствие. Посмотрите, какой кругом бардак. В Москве, например, ГБУ «Жилищник» говорит — мы только поставляем услуги гражданам и ни за что не отвечаем, Расчетно-кассовый центр говорит — мы только собираем деньги с граждан и тоже ни за что не отвечаем. Ресурсники вообще отвязаны от ответственности за качество поставляемых услуг. И конечному потребителю найти ответственного невозможно. ФАС же в этой ситуации все видит, но почему-то молчит, как рыба об лед. А им как раз пора бы уже рассказать, к чему готовиться и людям, и организациям.
Тревожные предчувствия от принятого Дмитрием Медведевым решения о повышении тарифов, к слову сказать, волнуют не только Юрия Павленкова, но и других независимых экспертов.
— В грядущем повышении, — обратил внимание эксперт Фонда «Институт Экономики Города» Дмитрий Гордеев, — помимо увеличения НДС, есть еще один фактор, который не учитывается. Он немножко закопан в словах — при индексации тарифов учитываются те коммунальные услуги, которые установлены на декабрь 2018 года. О чем это говорит? Фактически, о том, что там, где еще не перешли на коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами (а такой переход будет в 2019 году), там все пойдет сверх вот этой индексации. Будет рост, не будет роста, сейчас говорить пока нельзя, но появление этого нового тарифа на новую коммунальную услугу предельным индексом не охватывается.
«СП»: — А как соотносится сложившаяся в большинстве случаев плата за вывоз бытовых отходов в составе платы за содержание общего имущества и регулируемый тариф на коммунальную услугу по обращению с бытовыми отходами?
— Это другой вопрос, вообще не связанный с индексами. Например, управляющая компания сегодня имеет право, условно говоря, купить мусоровоз и самостоятельно вывозить отходы с подконтрольных территорий. Но скоро она будет вынуждена заключать договор с региональным оператором. А у него есть свои мусоровозы, свой штат и задание обеспечить рост объектов — полигонов, мусоросжигательных заводов и так далее. Трудно сейчас говорить о конкретных цифрах, новые региональные тарифы нигде пока не публикуются, но рост, предполагаю, будет в разы. В разы! Где-то в полтора раза, где-то в два, где-то больше. Если говорить в общем, без конкретики, повышение будет ощутимое.
«СП»: — Ну так, может быть, вот это анонсированное двухэтапное повышение тарифов и предпринято как раз с заботой о людях именно в этом разрезе?
— На самом деле это заботой о людях не является.
«СП»: — Почему?
— Потому что этот предельный индекс становится средним на регион и средним на муниципалитет. А в регионе и муниципалитете много ресурсоснабжающих организаций, с помощью которых предоставляются коммунальные услуги. И все они разные. Какой-то организации нужен рост тарифов на 3%, а какой-то — на все 10%. И если этого не будет, то она не сможет ремонтировать сети вовремя и так далее. У нас же каждую зиму то там, то сям какие-то гейзеры горячей воды пробиваются, где-то электричества нет, где-то холодной воды, потому что сети изнашиваются. С одной стороны, хорошо, что люди не будут платить за коммунальные услуги больше. Но тогда они будут получать менее качественные коммунальные услуги. Готовы ли люди жить энное количество дней без тепла, воды, электричества?
«СП»: — А разве качество услуг будет падать?
— Эта индексация — она безадресная. Условно говоря, и миллионер, и небогатый человек, все они будут платить не больше +4%. А зачем так ограничивать обеспеченных людей, средний класс? Это старый советский принцип. И это плохо. Вот представьте, вы руководитель условного «Водоканала» где-нибудь, предположим, на севере Мурманской области. Экономисты ваши рассчитали — нам нужно столько-то денег на ремонт труб и так далее. А власти области вам говорят — мы не может установить вам требуемый тариф, мы установим меньше. И вы, директор, будете принимать решения — тогда вот это делаем, а вот это не делаем. Это как раз параметры качества. И возникает риск аварии тогда. Если рванет в мороз труба, надо же будет ремонтировать. Это в любое время, в принципе, болезненно, если света нет или воды. И получается, что на словах-то все выглядит красиво — «мы регулируем тарифы». Но на самом деле это делается за счет ухудшения качества услуг, которые люди получают.