Ширма для иноагента. Отчего запаниковали либеральные журналисты.

Запад начал напрямую финансировать российских либеральных журналистов и блогеров.

Внесенный в Государственную Думу 19 декабря законопроект о признании иностранными агентами не только юридических, но и физических лиц в России, вызвал весьма заметное беспокойство в стане либералов. «Законопроект подразумевает возможность наделить статусом иностранного агента не только зарубежное СМИ, но и любого блогера, получающего финансирование из-за рубежа», – забила 22 декабря тревогу на Znak.com журналистка Екатерина Винокурова.

Оказывается, финансовую поддержку из-за рубежа получают не только организации? Да. Спонсоры научились обходить принятые в последние годы ограничения на деятельность в России иностранных организаций и связанных с ними российских СМИ. Например, 4 декабря на сайте «Ведомостей» появилась очень интересная статья об источниках финансировании созданного в 2014 году и стремительно раскрутившегося (сейчас около 1 млн посетителей в месяц) сайта «Медиазона»:

«По данным сервиса Kartoteka.ru, главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов – единственный владелец компании – учредителя «Медиазоны» – ООО «ЗП» (СМИ зарегистрировано в Роскомнадзоре). Эта компания глубоко убыточна – ее выручка в 2016 г. составила 329 000 руб., прочие доходы – 8 млн руб., чистый убыток – 3,2 млн руб. Но как объясняет издатель СМИ Петр Верзилов, финансирование «Медиазоны» со стороны иностранных компаний устроено таким образом, что основная часть денег поступала не на счета компании, а сразу на счета сотрудников – журналистов, программистов и так далее. Из-за этого, в частности, «Медиазона» не отчитывалась о получении иностранного финансирования перед Роскомнадзором. В реальности, выпуск «Медиазоны» обходится примерно в 2,5 млн руб. в месяц, или около 30 млн руб. в год, заявил Верзилов».

Если оттолкнуться от данных «Ведомостей», разница между официально заявленным и реальным финансированием «Медиазоны» составила 22 млн руб. в год, или 1,8 млн руб. в месяц. Состав редакции на сайте издания указан в составе 16 человек (с учетом главного редактора), впрочем, возможно, речь идет только о пишущих авторах. В любом случае, речь явно идет о десятках, а не о сотнях человек, по счетам которых – как утверждает издатель «Медиазоны» Верзилов (опять-таки, без уточнений, всем ли и в какой пропорции) – распределялось миллионное иностранное финансирование.

«Два года назад «Медиазона» запускалась для того, чтобы, в отличие от федеральных каналов, объективно отражать российские реалии», – заявил 13 сентября 2016 года на вручении премии журнала GQ (где работает целый ряд его знакомых и знакомых Смирнова) «Журналист года» член редакции «Медиазоны» Никита Сологуб. Не знаю, получал ли лично Сологуб описанное издателем «Медиазоны» Верзиловым финансирование на свой личный счет, но в целом, объективность издания, спонсируемое иностранцами (причем довольно странными путями, в обход официальных счетов компании), неизбежно вызывает определенные вопросы.

Поскольку статья в «Ведомостях» озвучила информацию о финансировании российского издания иностранцами в обход официальных счетов для того, чтобы не отчитываться за такое финансирование перед Роскомнадзором (в той же статье экспертами говорится, что перевод спонсорами денег сотрудникам минуя счета компании «среди прочего… позволит «Медиазоне» сэкономить на налогах»), неизбежно встает вопрос о реакции на это правоохранительных органов.

Все-таки закон об иностранных агентах уже принят в отношении СМИ (в отношении физлиц – пока что в Госдуме на рассмотрении), и в его рамках стоило бы проверить эту информацию, установив также в рамках расследования, какие именно журналисты и прочие сотрудники «Медиазоны» получали иностранное финансирование, в какие годы и в каких размерах. Ведь они же так яростно борются за объективность, честность и максимальную открытость всякой информации, не так ли?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *