Отечественная частная космонавтика в новостях отмечается не какими-то техническими достижениями, а рубрикой скандалы и расследования. Очередной виток произошел в истории с запуском 14 июля 2017 года ракеты-носителя «Союз-2.1а». Этот запуск был отмечен выводом на орбиту частных отечественных спутников. В СМИ событие прошло как «новый рекорд для отечественной космонавтики по количеству одновременно выводимых в космос КА» (73 аппарата). К сожалению это почти единственная положительная новость этого запуска. Частные аппараты, о которых были публикации на GT — спутники группы «Даурия Аэроспейс» и КА Маяк были потеряны.

Цепочка предшествовавших событий описана в статье Спутники группы «Даурия Аэроспейс» не выходят на связь, которая заканчивалась на предсказании линии развития событий, которые в общих чертах оказались верными:

Впереди вырисовывается еще один судебный иск «Роскосмоса» к «Даурия Аэроспейс», в котором Даурия будет отстаивать позицию исправности своих аппаратов, прошедших предполетные испытания, и аргументировать к форсмажорным обстоятельствам — «в процессе отделения ваших космических аппаратов, или во время установления с ними связи, или в ходе дальнейшей деятельности вами были выявлены какие-либо отклонения от нормы в их работе».

 

Частники настаивали на отсутствии своей вины, пытаясь связать выход из строя с форсмажорным обстоятельством —

предполагаем, что “Маяк” и другие отказавшие спутники, выведенные на орбиту с примерным апогеем в 600 км, вышли из строя из-за попадания на них продуктов разложения гидразина из одного или нескольких жидкостных двигателей малой тяги (ЖРД МТ) С5.221.00-0, использующихся в реактивной системе управления разгонного блока (РБ) “Фрегат”.

Эта версия подробно описана на GT в статье Исследование возможных причин аварии спутника «Маяк».

Несколько дней назад история имела продолжение. Похоже частники могли бы пойти на некий компромисс изготовив новые спутники, закрыв этот вопрос, не усугубляя конфликт. Однако развитие получила версия вины «Роскосмоса». И «Роскосмос» наносит ответный удар.

12 марта 2018 года в Известиях была опубликована новость “«Роскосмос» требует вернуть деньги за неработающие спутники”
«Роскосмос» настаивает на том, что производитель двух наноаппаратов «Даурия Аэроспейс» виновен в их неисправности и должен возвратить бюджетные средства в размере 290 млн рублей, уплаченные за их изготовление. О предысковом заявлении от «Роскосмоса», с требованием вернуть все деньги, представители Dauria Aerospace сообщили нескольким СМИ. В случае отказа в выплате госкорпорация рассчитывает вернуть деньги через суд.

В заключении госкомиссии по расследованию нештатной ситуации с МКА-Н (копия документа имеется у «Известий») отмечено, что вероятной причиной отсутствия связи со спутниками является воздействие на аппараты «внешних факторов». При этом, как указано в документе, было «зафиксировано замечание по функционированию двигателя системы обеспечения запуска» разгонного блока «Фрегат». Этот блок использовался для выведения полезной нагрузки на необходимые орбиты после отделения от третьей ступени ракеты «Союз-2.1а».
Судя по переданной на Землю телеметрии, в момент отделения от «Фрегата» наноспутников и российского аппарата «Маяк» в один из двигателей разгонного блока продолжало поступать топливо. Этот двигатель находился в непосредственной близости к МКА-Н. Тем не менее госкомиссия не увидела причинно-следственной связи между этой нештатной ситуацией и последовавшим отсутствием связи с наноспутниками. В заключении признается, что определить источник «внешних факторов», приведших к поломке МКА-Н, невозможно.

14 марта в Коммерсанте появилась публикация «Роскосмос» отрицает влияние неисправности в разгонном блоке «Фрегат» на успех миссии — ответ Роскосмоса компании Dauria Aerospace.

В публикации сообщается, что «Роскосмос» признает неисправность в работе разгонного блока, но блок не мог повлиять на работу космических аппаратов.

Согласно отчета «Главкосмоса», из 24 космических аппаратов, выводимых на данной орбите, сразу не передали телеметрию только три КА: 2 МКА-Н и студенческий «Маяк». «Главкосмос» подтвердил, что компания Dauria Aerospace официально обращалась в госкорпорацию с предложением сформировать аварийную комиссию в связи с отсутствием связи с их аппаратами.

«Главкосмос» рассмотрев отчетные материалы и изучив технические данные, в том числе телеметрию разгонного блока «Фрегат», пришла к выводу, что создание аварийной комиссии нецелесообразно в связи с тем, что аварийная ситуация не была зафиксирована.

15 марта «Роскосмос» сообщил ТАСС — Роскосмос: спутники Dauria Aerospace были в 1,5 км от «Фрегата» во время сбоя в двигателе.

В публикации «Роскосмос» отмечает, что выдвинутая Dauria Aerospace версия внешнего воздействия на спутники из-за сбоя в работе двигателя разгонного блока не соответствует действительности:

Отделение космических аппаратов МКА-Н №1 и №2 и ряда других спутников (включая Corvus-BC) в соответствии с циклограммой проходило в период времени (9180-9590 с) до момента выявления неисправности двигателя ДТ7 (11440 с).

При заявленной Dauria Aerospace скорости отделения МКА-Н расстояние до разгонного блока «Фрегат» за это время составило более 1,5 километров

Судя по всему впереди у отечественной частной космонавтики только судебные разбирательства. А «Роскосмос»(Главкосмос) надолго зарекутся от совместных проектов с отечественными частными компаниями.

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *