Британский археолог обнаружил замурованные двери, которые ведут в секретные помещения

Секретные двери

Ученые уже разобрались во многих тайнах древнего Египта: узнали, к примеру, что Тутанхамона никто не убивал – сам умер. Что не существует его проклятия, от которого якобы умирают все, кто “нарушает покой мальчика-царя”. Нашли его отца, которым оказался фараон Эхнатон… Но так и не додумались, кто, как и зачем построил пирамиды. И куда делась Нефертити – царица Египта и по сути богиня красоты.

Ответ на первый вопрос придется ждать еще очень долго. А ситуация со вторым, возможно, скоро прояснится. Британский археолог Николас Ривз (Dr Nicholas Reeves), работающий сейчас в Университете Аризоны (University of Arizona), полагает, что нашел две секретных камеры. В них можно попасть из гробницы фараона Тутанхамона – конкретно из помещения, в котором стоял его саркофаг с мумией. В одной камере, по мнению Ривза, и лежит Нефертити.

Археолог изучил сканы стен гробницы Тутанхамона, выполненные в высоком разрешении. И обнаружил следы замурованных дверей.

– Одна из дверей ведет к гробнице Нефертити, которая так и не была до сих пор обнаружена, – утверждает археолог в подготовленном недавно докладе.

Ни одна из двух

Нефертити, что в дословном переводе означает “грядущая красавица” или “прекрасная пришла”, жила примерно 3300 лет назад. Была женой фараона Эхнатона (Аменхотепа IV). И, возможно, матерью фараона Тутанхамона. Скончалась в 1334 году до нашей эры, когда ей было от 29 до 38 лет. Никто пока не знает, сохранилась ли мумия Нефертити. Но кандидатки на эту роль имеются. Они были найдены в тайной камере гробницы Эхнатона.

Еще в позапрошлом веке – в 1898 году – французский археолог Виктор Лоре, вскрыв одну из стен подземелья, наткнулся на боковой склеп. Там рядышком лежали три мумии: одна мужская и две женские. При жизни одна из женщин была моложе, другая – старше. Особого интереса они не вызвали. Мумии сфотографировали и забыли. Лишь недавно возникли подозрения, что кто-то из них Нефертити.

В 2002 году специалист по мумиям – британская исследовательница Джоан Флетчер из Университета Йорка, сделав мумиям рентген, объявила: останки более молодой женщины из гробницы Эхнатона принадлежат Нефертити. Мол, можно не сомневаться.

В пользу того, что нашлась именно “грядущая красавица” свидетельствовали высокое качество мумифицирования и анатомическое сходство останков с описаниями Нефертити. По крайней мере, госпожа Флетчер его – сходство – нашла в шее, плечах и – главное – в лице.

Мумия была лысой – обритой для ношения особого парика. На лбу у ней отпечатался след от характерного кожаного ремешка. В мочке левого уха находились две сережки, которые прежде были замечены на некоторых портретах царицы.

Чуть позднее рядом с мумией была найдена отломившаяся от нее рука. В руке – останки скипетра: то есть, атрибута царской власти. Джоан Флетчер и не сомневалась, что останки Нефертити наконец-то обнаружены.

Сомневались коллеги. Они полагали, что утверждать более-менее точно можно лишь одно: мумия принадлежит молодой женщине из королевской семьи, умершей во времена 18-ой династии.

Раскритиковал Флетчер и “самый главный египтолог” – генеральный секретарь высшего совета Египта по охране памятников древности доктор Захи Хавасс. По его данным, мумия, на которую указывала исследовательница, принадлежит девушке 16-20 лет. А Нефертити была старше.

Кстати, египтологи присматриваются и ко второй женской мумии из гробницы Эхнатона. К старшей. Она тоже имеет некоторое сходство со скульптурными изображениями царицы.

Надо туда войти

И вот новый поворот – двери в секретные камеры.

– Помещение, в котором в 1922 году нашли саркофаг Тутанхамона, довольно маленькое для фараона, – рассуждает Ривз. – Скорее всего это помещение – часть более крупного, которое было устроено для Нефертити. Она скончалась на 9 лет раньше Тутанхамона. Когда он отправился в царство мертвых, Нефертити перенесли в смежную камеру, а самого его разместили там, где фараон собственно и был найден.

Итак, мумии из тайной камеры гробницы Эхнатона – не те. Настоящая Нефертити лежит в одной из тайных камер гробницы Тутанхамона.

А что в другой? Ривз не знает. Возможно, полагает он, там тоже какая-то “знатная” мумия. А может быть, там лежат некие артефакты или сокровища.

Словом, чтобы разобраться, в камеры надо проникнуть. А для этого – “испортить” картины, которые имеются на стенах. Пойдут ли египтяне на это? Или обойдутся без Нефертити?

 КСТАТИ

“Эталон красоты” делала пластическую операцию?

До современного мира “дожил” бюст Нефертити – признанной красавицы, эталона женской красоты – “жемчужины Нила”, как ее называли. Его нашли немцы за два года до начала Первой мировой войны.

В 1912 году бюст обнаружили египтологи под предводительством Людвига Боршарда,который с восторгом записал в своем дневнике: “Описать невозможно, это надо видеть”. Сейчас этот бюст, выточенный из известняка, хранится в берлинском музее (Altes Museum).

Еще в 1992 году компьютерная томография показала, что бюст покрыт несколькими наслоениями. Словно луковица. Но рассмотреть, что находится внутри тогда не удалось. Техника не позволяла. Сейчас позволила.

Сначала исследование провел немецкий радиолог Александр Хуппертц.Просканировал бюст и увидел, что он местами подправлен известковой штукатуркой. Это вмешательство явно омолодило Нефертити. И сделало ее более красивой. О чем ученый сообщил в журнале Radiology.

По стопам Хуппертца прошла британская исследовательница Беттани Хагес. И подтвердила, что бюст был подвергнут пластической операции.

Изначально у Нефертити был нос картошкой, с горбинкой и загнут к губе. Скульптор “разогнул” его, убрал горбинку и чуть опустил сам нос. Замазал и морщины, которые были изображены вокруг рта. Убрал и ямочки на щеках. Скулы сделал острее, более выдающимися и приподнятыми. Глаза – более удлиненными и раскосыми.

У оригинала провисали еще и уголки губ – скульптор их приподнял. Словом, выражаясь современным языком, поработал фотошопом на доступном тогда уровне. Посредством штукатурки.

Ученые говорят, что и без “макияжа” Нефертити была достаточно хороша. Но видимо, заказчик скульптуры – фараон и муж – захотел, чтобы она выглядела лучше оригинала. И не зря вредничал – до сих пор Нефертити считается непревзойденной красавицей. А ее имя стало нарицательным.

С другой стороны, кто знает, а вдруг скульптор подправлял бюст, чтобы, наоборот, придать ему сходство с оригиналом после того, как сам оригинал, выйдя замуж за фараона, сделал себе пластическую операцию? Древние египтяне владели хирургией – проводили трепанацию черепа не только мумиям. Могли и нос изменить. Да и круговой подтяжкой побаловаться.

Ответы на подобные спекуляции могли бы дать исследования мумии Нефертити. Но ее еще предстоит найти.

Владимир Лаговский

Источник: msk.kp.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *