В Петербурге строится первая в мире плавучая атомная станция. Несмотря на уникальность проекта, строительство «Академика Ломоносова» идет по плану и уже известны примерные сроки, когда плавучий энергоблок начнет снабжать теплом и электричеством Чукотку.

 – В 2019-м плавучий энергоблок отбуксируют в Певек, а в 2021 году его подключат к энергосистеме Чукотки. Он будет вводиться в эксплуатацию параллельно с выводом Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ, которые почти отработали свой ресурс. Мощности плавучей станции хватит, чтобы освещать и обогревать крупный город с населением до 100 тысяч человек и обеспечивать энергией месторождения золота, меди, олова, – рассказал руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций филиала «Росэнергоатома» Сергей Завьялов.

Строится «Академик Ломоносов» на Балтийском заводе, со стапелей которого вышли почти все корабли «Росатомфлота», за исключением двух – ледокол «Ленин» строился по соседству, на Адмиралтейском заводе, и лихтеровоз «Севморпуть» – в Керчи.

Сейчас судостроители и атомщики приступили к этапу достроечных работ: идет сборка основных систем центрального отсека, реакторной установки и машинного отделения. Издали плавучий энергоблок больше похож на какой-то цех, чем на судно: крашенная суриком плоская металлическая стена 15-метровой высоты тянется вдоль пирса на сотню метров. Это надстройка ПАТЭС, а ее борта находятся ниже уровня причальной стенки. Только по характерным контурам прямоугольных иллюминаторов можно догадаться, что предназначено это сооружение для работы в море. Причем в суровых, труднодоступных районах, там, где строительство обычных электростанций просто невыгодно. «Академик Ломоносов» сможет работать в автономном режиме много лет: на Чукотку он выйдет с тремя комплектами ядерного топлива на борту. Отработанное топливо будет перегружаться в расположенные вокруг реакторного отсека баки выдерж, сообщает “Комсомольская правда” в Вологде.

Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

 

Строится «Академик Ломоносов» с большим запасом прочности, и ему не страшны ни арктические льды, ни жестокие штормы. Он сможет выдержать также столкновение с другим судном или береговым сооружением. А два ледокольных реактора снабжены дополнительными системами активной и пассивной защиты.

Проектировали атомную электростанцию, соблюдая принятый атомщиками жесткий принцип «зеленой лужайки». Через 40 лет работы энергоблок отправят на утилизацию, а на его место придет новый, при этом на месте эксплуатации не останется экологически грязных веществ.

Плавучей атомной теплоэлектростанцией уже сегодня интересуются за рубежом. Электроэнергия и тепло нужны во многих труднодоступных районах и островах мира. Энергоблок также может быть оснащен и опреснительной установкой. В случае выхода на серийное строительство, которое заметно снизит издержки и стоимость плавучих энергоблоков, заказы для наших атомщиков и судостроителей гарантированы.

До запуска плавучей атомной станции еще много времени, но уже сейчас формируется ее экипаж. В отличие от ледоколов руководить ее работой будет не капитан, а генеральный директор, как на стандартных наземных АЭС. А капитан будет заниматься обеспечением жизнедеятельности самого судна. На первую плавучую станцию берут только опытных атомщиков, имеющих опыт походов на атомных ледоколах. Они сейчас тренируются на полномасштабном тренажере, расположенном в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации госкорпорации «Росатом». На этом тренажере рабочие места операторов, мониторы, ключи, кнопки, лампочки и телефоны расположены точно так же, как их расположат на блочном щите управления «Академика Ломоносова». Все идентично, вплоть до цвета переборок. Это сделано для того, чтобы оператор, придя на борт ПАТЭС, не терялся и чувствовал себя в знакомой обстановке.

Но, несмотря на то что многие из работников станции хорошо знакомы с этой работой, их подготовка на тренажере займет минимум несколько месяцев. Например, главный инженер станции Михаил Тарасов, который 25 лет отходил на атомных ледоколах «Арктика» и «Таймыр», знает блок управления реакторами чуть ли не до винтика. Но и ему предстоит провести на тренажере больше 1 тысячи часов занятий. А когда в реакторы ПАТЭС загрузят топливо, его экипаж будет полностью готов и к дальнему походу, и к управлению станцией.

Главный инженер ПАТЭС Михаил Тарасов должен провести на тренажере пульта управления станцией больше тысячи часов. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

КСТАТИ

«Академик Ломоносов» – не единственный заказ «Росатома» Балтийскому заводу. На стапелях сейчас достраивается корпус нового атомного ледокола «Арктика». От своего предшественника он взял только имя, а в остальном представляет собой новый тип атомохода. Реакторная и паротурбинная установки, металл корпуса, система электродвижения – принципиально новые. А главное отличие в том, что новый ледокол имеет двойную осадку.

Сейчас в «Росатомфлоте» работают два типа ледоколов. Такие как «50 лет Победы» проводят суда по Северному морскому пути, а такие как «Вайгач» используются для работы в мелководных устьях северных рек. «Арктика» благодаря изменяемой осадке судна совместит оба типа этих ледоколов и сможет работать как в открытом море, так и на мелководье.

Это серийный ледокол: в мае на стапелях Балтийского завода заложен первый шпангоут такого же атомохода «Сибирь», а в скором времени начнется строительство ледокола «Урал».

Источник: vologda.kp.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *