Психолог Эдвин ван Льювин изучил взаимосвязь культуры и природы в поведении шимпанзе. Он провел большую часть года в заповеднике Замбии, собирая данные для научной работы.
«В этой уникальной обстановке я изучил четыре отдельные группы шимпанзе, проживавших в схожей окружающей среде. У меня была прекрасная возможность определить, какие виды поведения являются генетически обусловленными, а какие – нет.»
Культура приматов очень похожа на культуру человека: обе ориентируются на социально усвоенные модели поведения, которые передаются через подражание. Чтобы определить генетические и культурные типы поведения, Ван Льювин проследил за действиями обезьян.
Уход за телом и мода
Первое поведение, которое изучил Ван Льювин, – это обыскивание, когда шимпанзе выбирают друг у друга блох. Они это делают естественно (что указывает на генетическую основу), но методы, использованные ими, показали едва уловимые различия. «Взять к примеру метод «дай пять», когда один поднимает правую руку вверх и хлопает ладонью по ладони другого. Шимпанзе жмут друг другу руки, вытягивают их вверх и обыскивают друг другу подмышки.
Только две из пяти групп продемонстрировали такую обычную технику. Значит, это не передается генетически, а заимствовано у людей.
В прошлом году научное исследование Ван Льювина вызвало бурное обсуждение в СМИ, когда он обнаружил новое увлечение среди одной из его групп в Замбии. Шимпанзе закладывают травинку или соломинку в ухо. «Мы не ставили перед собой цель исследовать обычай, когда шимпанзе носит в ухе предмет, напоминающий больше дань моде.» Однако такая форма культуры приматов означает, что они используют палочки скорее не для красоты, а для питания из термитника.
Культура в копировании
В то время, когда мы рассматриваем культуру как явление уникальное, исследования Ван Льювина выставляют ее в широкой перспективе. «Моя работа предполагает, что культурой движет мотивация делиться информацией, она не требует очень сложных механизмов для процветания. Культура шимпанзе заставляет нас смотреть на их поведение через слепую призму естественного отбора, вместо того, чтобы увидеть уникальное социальное творение.
Источник: hport.ru