Ученые поменяли пол амазонке с Укока

Генетики из Новосибирска выяснили, что «алтайская амазонка» из парного погребения могильника Ак-Алаха-3 на плато Укок (Горный Алтай), вопреки вердикту физических антропологов, на самом деле является юношей. Об этом сообщается в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии», а коротко об открытии рассказало новосибирское издание «НАУКА: Из первых рук».

Курганные могильники кочевников-пазырыкцев скифского времени (VI—III века до нашей эры) на юге Сибири получили известность благодаря мумии «принцессы Укока» — скифской (предположительно) аристократки-шаманки. Однако ученым известны и другие хорошо сохранившиеся захоронения той эпохи.

Одно из них — парное погребение в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3. Похороненные в нем люди имели довольно высокий социальный статус и относились к элите пазырыкского общества. В обеих колодах вместе с останками погребенных были помещены наборы вооружения, говорящие о том, что в кургане лежат воины-всадники.

Так как тела не были мумифицированы, их пол и возраст были установлены по скелетным останкам. Пол погребенного в первой колоде, мужчины возрастом 45–50 лет, не вызвал сомнений. Во второй, по мнению ученых, лежала девушка возрастом 16 ̶ 17 лет, при этом антропологи подчеркивали ее «неженские» черты: крупный череп, массивная нижняя челюсть, длинные кости скелета. Выдвигалась гипотеза о традиции боевой «практики» у молодых девушек пазырыкской культуры.

Однако в 2015 году для выявления родства погребенных и их половой принадлежности останки были изучены с помощью молекулярно-генетического анализа. Палеогенетики получили достоверные данные, свидетельствующие о мужском поле обоих погребенных.

Причиной ошибки при определении пола методами физической антропологии ученые считают молодой возраст погребенного индивида — определение пола индивидов подросткового возраста по морфологии скелета в некоторых случаях достаточно затруднительно.

Новые данные заставляют пересмотреть и возможные родственные отношения индивидов — ранее парное захоронение зрелого мужчины и молодой женщины рассматривалось в качестве погребения супругов, либо отца и дочери. Теперь же генетики установили, что индивиды не являлись прямыми родственниками — скорее всего, это дядя и племянник. Ученые допускают, что в могиле их свел не только общий социальный статус и родственные связи, но и тот факт, что они оба не пережили зиму и были похоронены весной.

Старший из мужчин к моменту смерти долгое время был малоподвижным инвалидом, который не мог самостоятельно сесть на коня. Умер он, по всей видимости, от прогрессирующего анкилозирующего спондилартрита (одеревенения позвоночника). Что до причины смерти юноши, то ее до сих пор не смогли установить ни антропологи, ни генетики.


 Изображение: «НАУКА: Из первых рук» Серьга из женского погребения представляла собой деревянную пластинку, обклеенную золотой фольгой (слева). Раковины каури – символ женской плодовитости (вверху). Гривна из погребения (внизу). Справа: рисунок к.и.н. Д. В. Позднякова (ИАЭТ СО РАН) по реконструкции войлочного шлема Е. В. Шумаковой (ИАЭТ СО РАН). Курган № 1, могильник Ак-Алаха-1

 

Источник: lenta.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *