По всем видам целей

Т-50 ПАК ФА не зря называют перспективным авиакомплексом фронтовой авиации, истребителем последнего, пятого поколения. Помимо массы технических новинок, примененных на этой отечественной разработке, машину предполагается оснастить и самым совершенным оружием различного назначения.

Известно, что Т-50 является многоцелевым истребителем, эта многофункциональность отражается и в его возможностях по нанесению ударов. Помимо уничтожения самолетов противника в небе ПАК ФА будет способен эффективно действовать по наземным и морским целям.

Известно, что общая боевая нагрузка самолета может превысить 10 тонн. Не менее 1,5 из них составляет ракетное вооружение различных классов. Здесь и управляемые ракеты большой, средней и малой дальности, и ракеты «воздух-поверхность», и корректируемые авиабомбы. Всего, по имеющимся данным, для нового самолета разрабатывается не менее 14 типов различного оружия. Часть этих разработок сосредоточена в корпорации «Тактическое ракетное вооружение», и, как заявил ее генеральный директор Борис Обносов, на его предприятиях сегодня создается новое поколение высокоточного оружия, которое по ТТХ и по боевому потенциалу в два-три раза превосходит возможности своих предшественников, а также не уступает лучшим зарубежным аналогам.

Некоторые из новинок вооружения для Т-50 экспонируются на проходящем сейчас авиакосмическом салоне МАКС-2015. В их числе – ракета класса «воздух-воздух» Р-73Э, ставшая продолжением легендарной линейки ракет Р-73. Это оружие малой дальности действия и ближнего высокоманевренного воздушного боя предназначено для поражения воздушных целей (истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, боевых вертолетов, самолетов военно-транспортной авиации) в любое время суток, с любых направлений, на фоне земли, при активном противодействии противника.

В системе управления ракетой применена схема всеракурсного пассивного инфракрасного самонаведения, то есть действует принцип «пустил – забыл». Ракета настигнет цель, причем та может находиться на высоте до 20 километров и совершать виражи с перегрузкой до 12 g. Боевого заряда в восемь килограммов взрывчатого вещества, который несет Р-73Э, достаточно, чтобы нанести фатальные повреждения любому летательному аппарату.

Пустил – забыл

Еще бoльшими возможностями по поражению воздушных целей, в том числе крылатых ракет, обладает ракета РВВ-БД, которой также может быть оснащен ПАК ФА. Цель для этой ракеты может находиться на высоте до 25 километров и на дальности до 200 километров. В РВВ-БД применена проверенная временем инерциальная система наведения с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории. Боевая часть представлена осколочно-фугасным элементом массой в 60 килограммов.

Еще одна ракета из предполагаемой номенклатуры вооружения Т-50 – ракета РВВ-СД. Она предназначена для поражения не просто воздушных целей, но и, возможно, даже летающих бронированных объектов. Например, штурмовых вертолетов, которые, как известно, имеют частичное бронирование. Боевая часть РВВ-СД выполнена в мультикумулятивном варианте, а взрывательное устройство представляет собой лазерный неконтактный датчик цели.

Высок потенциал и противокорабельного вооружения нового российского самолета. К примеру, ракета Х-31АД, которой может оснащаться ПАК ФА, способна доставить заряд массой 110 кг к цели, находящейся на расстоянии до 160 километров. Ракета достигает скорости, в полтора раза превышающей звуковую, при этом самолет может запускать ее, находясь на высоте от ста метров до 15 км.

Уникальны характеристики и другой авиационной тактической противокорабельной ракеты – Х-35УЭ. Дальность ее пуска составляет 260 км, при этом захват цели активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения происходит уже за 50 километров. Особенность применения этого оружия еще и в том, что, совершая полет до цели на высоте около 15 метров над водной поверхностью, ракета на конечном участке снижается до минимальных пределов, что уменьшает возможность ее перехвата средствами ПВО. Применять Х-35УЭ можно при волнении моря до шести баллов, а масса боевой части составляет 145 килограммов.

«Процесс создания средств вооружения для ПАК ФА идет одновременно с летными испытаниями самолета и его бортовых систем, – подчеркивает гендиректор корпорации “Тактическое ракетное вооружение” Борис Обносов. – Испытания на боевое применение комплекса будет завершать процесс его создания. В целом идет нормальное рабочее взаимодействие: с разработчиком самолета согласованы планы-графики работ и протоколы информационного взаимодействия с бортом. Поставляются необходимые для испытаний макеты и технологические варианты ракет».

Достать под водой

Не менее впечатляющим получается «набор» бомбовой нагрузки, которой может быть оснащен Т-50. В возможной номенклатуре такого вооружения – корректируемая авиационная бомба КАБ-500С-Э с аппаратурой спутникового наведения и фугасной боевой частью. Эта бомба относится к высокоточным управляемым авиационным средствам поражения и действует по аналогичному для ракет по принципу «сбросил – забыл». КАБ-500С-Э обеспечивает поражение целей, координаты которых заранее известны, либо задаются с борта самолета. Сбрасывать бомбу можно на скорости и в 1100 километров в час.

Другая корректируемая авиационная бомба – КАБ-500Кр оснащена телевизионно-корреляционной головкой самонаведения, обладающей способностью «запоминать» местонахождение цели и корректировать полет бомбы до встречи с ней. Кстати, такие ГСН позволяют поражать даже замаскированные цели: нужны лишь ориентиры на местности и координаты, выстроенные относительно них.

Достанет бомба, сброшенная с ПАК ФА, и подводные объекты. Так, противолодочная корректируемая авиационная бомба «Загон-1» поражает подводные лодки, находящиеся в надводном, под перископом и подводном положениях при глубинах хода до 600 метров. Авиабомба может эффективно применяться по подводной цели при волнении моря до шести баллов, без ограничений по регионам Мирового океана.

Предпочтительная область применения – фиорды, заливы и другие районы, в которых затруднено применение иного управляемого оружия. Сброс осуществляется на парашюте: при касании водной поверхности он отделяется, и бомба, погружаясь за счет гравитации, движется к цели, благодаря наличию систем активной гидроакустической пеленгации цели и управления движением.

Самая легкая в мире

Еще одно новое средство поражения воздушного противника, которое также планируется применять на Т-50, – скорострельная авиапушка 9А1-4071К. Это модернизированный вариант отлично зарекомендовавшего себя оружия под маркой ГШ-30-1 разработки Конструкторского бюро приборостроения имени академика А. Г. Шипунова. Пушка идеальна для самолета – ее вес всего 50 кг, и она по праву считается самой легкой в мире 30-мм пушкой. Уникальная базовая схема автоматики (откатного типа) позволила придать 9А1-4071К самую высокую для такого вида оружия скорострельность на один ствол – до 1800 выстрелов в минуту.

Особенностью пушки является также автономная система водоиспарительного охлаждения ствола. Принцип его действия прост: в кожухе пушки находится вода, которая при нагревании ствола (в процессе стрельбы) превращается в пар. По винтовой проточке на стволе пар проходит наружу, охлаждая ствол. Огонь из новой пушки будет вестись осколочно-фугасно-зажигательными снарядами и патронами с бронебойно-трассирующими снарядами, способными поражать даже легкобронированные наземные, надводные и воздушные целей. По наземным целям пушка эффективна при стрельбе на дальности до 1800 метров, по воздушным – до 1200.

Вьетнамское «дежавю»

Если сравнивать Т-50 с его основным конкурентом – F-22 Raptor, то превосходство российского истребителя прослеживается прежде всего по вооружениям. Скажем, в отличие от уже упомянутой 30-мм пушки, установленной на ПАК ФА, F-22 оснащен пушкой калибром лишь в 20 мм. Ракета средней дальности AIM-120C AMRAAM, которой вооружен Raptor, снабжена боевой частью массой в 20,5 кг, тогда как наша РВВ-СД несет 22,5 кг боевой нагрузки. А ракеты AIM-9M Sidewinder, также входящие в комплект вооружения F-22, вообще можно считать ветераном авиационного оружия.

Нынешняя модель ракеты поставляется в войска с 1983 года, а ее первоначальный вариант – ракета AIM-9 поступила на вооружение ВВС США аж в 1956 году, став первой в мире эффективной управляемой ракетой класса «воздух-воздух». Дебютом AIM-9 оказался Вьетнам. Американцы утверждали, что в ходе конфликта ракета зарекомендовала себя с лучшей стороны по сравнению с другими типами управляемых ракет. При этом в цель попали лишь около 13% выпущенных AIM-9: на 80 сбитых вьетнамских самолетов пришлось 452 ракеты. «Победой» AIM-9 стал и американский истребитель F-4B, сбитый с помощью этого оружия другим таким же самолетом по ошибке.

К слову, F-22 на сегодняшний день считается самым дорогим истребителем в мире. По имеющейся информации, с учетом затрат на его разработку и прочих факторов стоимость каждого из заказанных американскими ВВС самолетов превышает 300 миллионов долларов. Не из дешевых и другая новинка американской военной авиации – истребитель-бомбардировщик F-35, стоимость которого достигала 221 миллионов долларов за машину.

Интересно, что для своего F-35 американцы также не отказались от «старушки» AIM-9. В то же время F-35, как и F-22, приспособлены для несения тактического ядерного оружия. Бомбы B6 мощностью 10 килотонн размещаются в этих самолетах на внутренних носителях.

Источник: tvzvezda.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *