Общеизвестно, что коррупция это бич всей человеческой цивилизации. Получение строительного подряда как сейчас, так и во времена Древнего Египта или Рима было связано с интересами заказчика и подрядчика.
И самые выгодные условия во все времена получал тот подрядчик, который мог заинтересовать заказчика не только качеством и сроками строительства, но и личным интересов в материальной или иной форме.
И касается это как государственного сектора, так и частного сектора экономики. Ведь не секрет, что всегда найдутся те, кто захочет заинтересовать в своих услугах не только чиновника, но и завхоза частной коммерческой структуры.
Как утверждают некоторые специалисты, в сфере государственных подрядов коррупция может достигать до 30% от суммы контракта.
Но бывают страны, где стоимость выполнения работ может отличаться кратно от реальной цены строительства. Особенно ярко это видно в дорожном строительстве, когда в одинаковых климатических условиях километр строительства дорожного полотна может отличаться в разы. И при этом в более дешевом случае качество будет в гораздо выше, чем в дорогом варианте.
Просто в одном случае строят дорогу, которая должна прослужить десятилетия, а в другом зарабатывают на строительстве и дальнейшем ежегодном ремонте.
Немаловажным фактором является то куда уйдут деньги, полученные по коррупционным схемам, останутся работать в экономике или перетекут в банки и оффшоры иностранной юрисдикции.
Некоторые страны коррупцию решили возглавить и организовали целый сектор экономики, в котором представители тех или иных заказчиков лоббируют свои интересы через официальные организации, которые платят налоги. А специальные службы следят за тем, чтобы чиновники не превышали свои полномочия, выполняя эти заказы.
Белорусская специфика борьбы с коррупционными проявлениями имеют свою особенность. После развала СССР и начала рыночных реформ девяностых годов государственная собственность чуть не оказалась в руках партийных и комсомольских функционеров, которые уже видели себя олигархами.
Вступая в капитализм и рынок, белорусская экономика едва не потеряла все промышленные предприятия, судьба которых была заведомо известна. А именно по обкатанной схеме, начиная с приватизации, кредиты на модернизацию под залог основных фондов, деньги в оффшор, а предприятие уходит в банкротство. А безработный трудовой коллектив падет в нищету и уезжает в другие страны в поисках работы.
Все эти процессы были остановлены и, несмотря на большие потери, началась модернизация всей белорусской экономики.
И сегодня основным заказчиком услуг по производству и модернизации инфраструктуры стала государственная власть, которая нацелена на развитие государства, в отличие от частного бизнеса, который заинтересован в получении быстрой прибыли.
Частный бизнес, который привлекается к выполнению государственных заказов, как по выполнению строительных подрядов, так и поставке товаров, оборудования и комплектующих на конкурсной основе участвует в экономической жизни государства.
Вот это и есть почва для коррупции
Личные связи, родственные отношения и прочие варианты отношений позволяют одним представителям бизнеса получать преимущества перед другими. И именно с этими проявлениями ведут борьбу правоохранительные органы.
А белорусские СМИ широко эти процесс освещают, показывая обществу, что неприкасаемых в коррупционных схемах нет.
Важно понимать, что белорусская экономика просто не потянет коррупционные аппетиты чиновников и бизнеса, если они получат возможность безнаказанно выводить бюджетные средства в оффшоры и на приобретение иностранной недвижимости.
Именно постоянная борьба с коррупционными проявлениями и привели к тому, что Беларусь в рейтинге расслоения населения на бедных и богатых находится в числе лучших стран, а в мировом рейтинге коррупции на 70-ом месте.
Насколько это место справедливо покажет время, ведь на этот результат основательно повлияла та публичность, с которой идет борьба с коррупционными проявлениями в обществе.