Традиционно патриотические российские и украинские ресурсы полнятся прогнозами ужасов, которые ожидают постмайданную Украину. Достаточно характерным примером является одна из последних статей Андрея Ваджры. В принципе, все эти прогнозы более или менее адекватны, но, как правило, игнорируют некоторые значимые факторы.
Набросаю соображения по нескольким фактам, которые должны были случиться еще в прошлом году. Но, вполне вероятно, не случатся никогда.
Дефолт. Собственно дефолт Украины произошел еще в прошлом году. Во всяком случае, весь набор негативных фактов, являющихся следствием дефолта, уже имеет место быть. Не произошло только одного — собственно дефолта. Т. е. официального отказа государства платить по своим долгам.
В нынешнем положении, когда платежеспособность Украины определяется исключительно Международным валютным фондом, официальное прекращение платежей, по сути, смысла не имеет. Он может быть объявлен самим МВФ для достижения своих целей. Например, для того, чтобы провести в Украине большую приватизацию в счет погашения долгов. Причем будет это не следствием неспособности Украины платить, а следствием ее способности провести реформы необходимые для защиты права собственности ТНК. При этом оформлять дефолт юридически не так уж и обязательно — ведь в этом случае придется допускать к переразделу собственности россиян.
Развал энергетической системы. Украинское правительство делает все, чтобы система развалилась. Предстоящий отопительный сезон, по утверждению многих авторитетных украинских специалистов, уж сорван. Так что зима будет холодной и сопровождающейся веерными отключениями света.
Однако сама система не рухнет. Ее, также как в прошлом году, спасет Россия. Пусть даже и за счет наращивания невозвратных долгов. И для этого есть две причины.
Во-первых, потому что за счет украинской энергосистемы питаются Крым и Донбасс. Создание же альтернативной системы потребует нескольких лет. Причем, если в Крыму эта альтернативная система запланирована и создается, то с Донбассом ситуация неопределенная.
Во-вторых, развал энергосистемы угрожает авариями на украинских АЭС. Что не радует ни Россию, ни Европу. Чтобы не допустить этого, ЕС, пожалуй, даже согласиться компенсировать России часть затрат на поддержание в жизнеспособном состоянии украинской энергетики.
В общем, крах украинской энергетики откладывается лет на 5 как минимум.
Прекращение транзита газа. Транзит газа действительно сокращается в силу убежденности и продавца и покупателя в неадекватности транзитера.
Однако в пользу Украины по-прежнему работает уникальное географическое положение. Это кратчайший маршрут от производителя к потребителям Южной Европы. Альтернативные маршруты поставок российского топлива в том же направлении даже в идеальном случае потребуют нескольких лет на реализацию.
В общем, транзит прекратится только в случае полного отказа Европы от российского газа. Проще тупо отобрать трубу у Украины (европейцам ее готовы отдать бесплатно) и торговать напрямую, без посредника. При этом, сама Украина будет получать российский газ из Европы.
Деиндустриализация. Сейчас причитания по поводу деиндустриализации касаются украинского машиностроения, которое фактически было уничтожено еще в 90-х годах.
Сейчас речь идет о далеко не самой важной части украинской экономики, причем в ее добивании заинтересован не только Запад, но и Россия тоже (импортзамещение + переход на более технологичную западную продукцию).
В то же время, часть украинской промышленности вполне конкурентоспособна и, по-видимому, таковой и останется, даже сменив собственников. Естественно, ни о каком экономическом взлете мечтать не приходится, но ресурсов украинской промышленности и сельского хозяйства все же будет хватать для поддержания существования украинского государства на протяжении нескольких десятилетий. Примерно так же, как это происходит в Прибалтике.
«Социальный взрыв». За последние четверть века я столько раз слышал прогнозы неминуемого «социального взрыва», который последует за теми или иными действиями властей, что разуверился хоть в каком-то содержании этого термина.
Два украинских Майдана, которые можно было счесть проявлением «социального взрыва», произошли отнюдь не в худшей экономической ситуации (во всяком случае, их экономические последствия были явно хуже) и под чутким руководством заокеанских товарищей.
Вообще, «социальных взрывов» не бывает. Революции происходят не тогда когда плохо, а тогда, когда есть опасения, что станет хуже. Когда плохо, людям бунтовать некогда — они ищут средства к существованию. Потому режимы, которые не дают хлеба (не так, чтобы вообще нечего было есть — тогда люди теряют инстинкт самосохранения, а так — умеренно), отличаются похвальной устойчивостью. Особенно если сформулируют какую-то осмысленную идею.
Дезинтеграция вследствие сепаратизма. Все, что могло отвалиться, от Украины отвалилось.
Возможны, разумеется, варианты, но пока что региональные и местные элиты исходят из того, что отделяться — себе дороже. Олигархи заинтересованы в единой и, более того, унитарной Украине (они все борются за ресурс центральной власти). Местные элиты в значительной степени живут за счет ресурсов центральной власти. Они даже в целесообразности децентрализации не уверены.
Самым большим дезинтеграционным потенциалом обладает нынешняя власть, равноудаляющая олигархов и уничтожающая местные элиты посредством административно-территориальной реформы. Однако самый худший вариант развития событий — не распад, а смена власти с сохранением нынешней системы.
Переориентация населения на Россию, или, как пишет Ваджра: «желание большинства населения нынешней украинской Руины войти в состав Российской Федерации несколькими федеральными округами».
Увы и ах. По итогам событий 2014−15 годов никакого такого желания в обозримой перспективе не возникнет, поскольку в стране, кстати — при активнейшем участии России, сформировался устойчивый антироссийский консенсус. Ни двуязычный и многонациональный характер этого консенсуса, ни межрегиональные противоречия, ни социальные и политические конфликты его основе никак не угрожают. Точно так же, как свержения Гамсахурдия и Саакашвили никак не повлияли на антироссийский характер грузинской государственности. Что касается той части населения, которая нынешней власти не симпатизирует, то она уже три раза зареклась проявлять какие-то желания, ибо запугана, лишена лидеров (опять же, не без участия России) и неоднократно убедилась, что за проявлением не только желаний, но даже и выраженной в юридически корректной форме воли ничего не следует.
В общем, на протяжении минимум поколения никакие пророссийские фантазии в украинском обществе не возникнут. Если они и появятся позже, то вовсе не вследствие превращения страны в «дикое поле», а в случае, если Россия захочет и сможет предъявить украинскому обществу некий общий проект, чего пока не наблюдается.
Источник: regnum.ru