Британцы, глядя на все возрастающее количество неанглоговорящих семей в Великобритании, начинают волноваться за последствия, которые возникнут у двуязычных или неанглоговорящих детей при готовности к школе. Есть ли у двуязычных детей сложности в школьном обучении, в сравнении с их одноклассниками, которые говорят только на одном языке?

Используя выросших в Шотландии 8000 детей разных национальностей, ученые сравнили когнитивные и некогнитивные навыки трех групп детей в возрасте младше шести лет, живущих в Шотландии: с обеими родителями-британцами, (90% выборки); одним родителем-британцем и одним иностранного происхождения (9%); и двумя родителями-иностранцами (1%). Почти половина детей, не имеющих обеих родителей-британцев, говорили как на английском, так и на другом языке дома, по сравнению с 1% тех детей, чьи родители появились на свет в Великобритании.

Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что употребление двух языков никак не влияет на когнитивные и некогнитивные навыки детей младшего возраста, такие, как их способность распознавать объекты, создавать картинки, или на их отзывчивость и поведение в повседневных ситуациях. Однако, двуязычие действительно временно повлияло на их знания английской лексики.

Возможно, изначально двуязычные дети и отстают в создании словарного запаса, однако, неудобство исчезает, не достигнув пятилетнего возраста для большинства из них, за исключением тех, кто имеет двух родителей-иностранцев.

Предыдущими исследованиями установлено, что раннее образование детей имеет большое значение для их дальнейшей учебы и результатов взрослой жизни. Язык является особенно мощным инструментом, потому, что он влияет на способность ребенка быстро приобретать новые навыки.

Лингвисты согласны с тем, что двуязычие может дать обучающимся детям преимущество над своими сверстниками, изменяя их восприятие некоторых понятий и совершенствуя их творческое мышление. В то же время, некоторые исследователи считают, что это может вызвать задержки речи, так как требует одновременного приобретения словарного запаса на двух языках.

Детская языковая компетенция формируется домашней обстановкой и, следовательно, в этом заметно участвуют их родители. Способность родителей научить ребенка двум языкам, играет важную роль в билингвизме и часто упускается из виду. В частности, двое родителей-иностранцев могут оказаться в худшем положении, чтобы воспитать двуязычного ребенка из-за их ограниченного знания языка, на котором говорят в принимающей стране или отсутствия знаний о конкретной стране. Понимание этого становится все более важным в связи с растущим количеством многоязычных и мультикультурных семей в Европе.

Ученые не нашли доказательств, подтверждающих, что приобретение двух языков влияет на все другие навыки, кроме умения говорить слова на английском языке. Дети успешно исполнили сравнительные физические и поведенческие тесты, а также задачи тестирования их когнитивных функций, таких, как соответствие фотографий, которые содержат общие элементы.

Как группа, двуязычные дети трех лет получали более низкие оценки, чем их одноязычные сверстники в словарном упражнении, в котором их просили назвать объекты в картинке на английском языке. Но они уже почти настигали своих одноязычных сверстников в возрасте до пяти лет. Хуже картина выглядела, когда в семье оба родителя были иностранцами. В этом случае языковый разрыв к пяти годам достигал 25%.

В связи с этим исследованием, ученые Великобритании предлагают изменить формирование будущей политики в области образования. Например, создать отдельные программы, помогающие усвоению английского языка для семей иностранцев.

Сергей Кузнецов

Источник: ftimes.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *