Исламское Государство, или просто ИГ (также ИГИЛ) – организация, вихрем ворвавшаяся в ближневосточные пески, в мировое медиапространство и в сердца тысяч молодых людей по всему миру. Исходящая от него мощь, запах легкой и стремительной победы, смелая и грандиозная идея, заставили многих молодых девушек и юношей, отказаться от привычного образа жизни и начать свою жизнь заново, часто уже под другими именами и с другими ценностями.

ИГ для простоты называют террористической группировкой, хотя абсолютному большинству исследователей ясно, что это явление уникальное, вышедшее на качественно новый уровень. Исламское государство – это не кучка рассеянных по миру боевиков, не захватившая власть радикальная оппозиция, не законспирированное подполье. Это и все сразу, и ничего из этого одновременно. Вобрав все «лучшие» черты и научившись на ошибках своих предшественников, ИГ стало организацией, объединившей в себе черты как государства, так и некой подвижной аморфной структуры.

Но главная его особенность – это стремление завоевать сердца. Ни одна другая организация не проделывала такой колоссальной работы по укреплению своего имиджа. Эффектные видеоролики, психологические приемы, но главное идея и четко очерченные цели и задачи являются особенно привлекательными для тех, кто решительно рвет со своим прошлым и примыкает к рядам боевиков ИГ.

История студентки МГУ Варвары Карауловой, тайно отправившейся на турецко-сирийскую границу с целью присоединения к ИГ, всколыхнула общественность и заставила обратить внимание на ряд проблем, назревших уже довольно давно. Почему молодые юноши и девушки решаются на столь отчаянный шаг, ведь Варвара Караулова далеко не единственная? Как противостоять распространению радикальной исламской пропаганды?

Аскетизму нет

Согласно статистике американских спецслужб, каждый год к ИГ примыкают около 1000 иностранцев, а всего воюют не менее 16 тысяч иностранных граждан из 80 стран. Среди этих 16 тысяч, по последним данным, пришедшим из Сирии, около пяти тысяч выходцев из России и стран СНГ. И отнюдь не все из этих 16 тысяч маргиналы, нестойкие душонки, охотники за наживой.

Рекрутеры ИГ делают все возможное для привлечения на свою сторону самых лучших, сильных, талантливых, образованных людей.

Для сравнения, боевики Аль-Каиды, стараниями голливудских продюсеров, предстают перед нами в довольно отвратительном виде, но вот в глазах мусульман приверженцы этой группировки чаще были воинами-аскетами, искателями высшей справедливости, борцы за нравственность. Как пишет в своей статье американский исследователь Одри Кронин «Основная группировка «Аль-Каиды» привлекала последователей религиозными аргументами и псевдонаучным призывом к альтруизму во имя «уммы» – мирового сообщества мусульман. В своих пропагандистских видеоматериалах эти люди предстают воинами-аскетами, скрывающимися в пещерах, изучающими важные материалы в библиотеках или находящими пристанище в удаленных лагерях… основная группа отложила создание халифата на далекое будущее, считая это почти несбыточной мечтой: на первый план вышла задача обучения и мобилизации «уммы». В «Аль-Каиде» нет места спиртным напиткам или женщинам». В ИГ же все наоборот, неосуществимая, по сути, идея мирового халифата объявляется немедленной и готовой к исполнению, а пропагандисты Исламского Государства активно привлекают молодых мужчин и женщин не только и не столько поиском справедливости, сколько обещанием приключений, быстрой славы и наживы, возможностью самореализации. Тем, чего лишены многие бюрократизированные и закостенелые общества.

Основная целевая группа пропагандистов из ИГ, безусловно, мусульмане, составляющие, по разным оценкам от 1,2 до 1,5 млрд. человек, или около 22% населения Земли. Но представители иных конфессий также приветствуются в рядах исламистов. Кровавые видеоролики, должные вызывать отвращение и страх, часто создают среди молодых мусульман романтический образ свирепой и непоколебимой силы. Зараженные реваншизмом молодые люди устремляются в ряды боевиков. Ислам, будучи не агрессивной, но воинственной, мужественной религией, активно сопротивляется навязыванию западных либеральных ценностей, воспринимая это как попрание своего суверенитета. Особенно ярко это проявляется в странах, переживших военную агрессию, а также обширную культурную экспансию со стороны стран Запада. В то время как ближневосточные политики улыбаются на камеру, подписывая с американским Госсекретарем контракты, среди простых мусульман зреет недовольство влиянием Большого Сатаны, то есть США.

Таким образом, как успехи, так и неудачи боевиков ИГ, играют, в конечном счете, на укрепление их авторитета.

Не ходите девушки на Восток гулять

При отбытии в Москву из аэропорта Стамбула российская студентка Варвара Караулова, закутанная в никаб (одежда, прикрывающая даже лицо), не проронила ни слова, и единственное, что удалось узнать от неё журналистам, это то, что она вспоминает события последней недели, «как страшный сон». Подобным образом высказываются почти все, кому удалось вырваться с территорий, подконтрольным ИГ или его «филиалов», причем не только девушки, но и юноши, польстившиеся на обещания достойных мужчины приключений. Да, некоторые в рядах ИГ «находят себя», «делают карьеру», осуществляя ожесточенную борьбу с неверными, но для других восточная сказка оборачивается сущим кошмаром.

К женщинам в Исламском Государстве, равно как и в его «отделениях» (например, в Боко Харам, Нигерия), отношение особое. Если в других радикализированных мусульманских сообществах, таких как Талибан, женщины подвергались притеснению, но все же оставались членами общества и обладали определенными правами, то в ИГ «женскому вопросу» внимание уделяется особое, и участь большинства из них незавидна.

Поскольку в исламе нет некой верховной «церкви», способной объявлять одни учения правильными, а другие насквозь еретическими, любое учение, нашедшее верных слушателей, может провозгласить себя полноправной ветвью ислама, чем и не преминул воспользоваться «Халиф Ибрагим», духовный глава Исламского Государства. Его учение регулирует отношение и к женщинам исходя из его представлений о построении государства «истинного ислама».

Наибольшими правами пользуются женщины, добровольно примкнувшие к ИГ. Несмотря на строгую дисциплину, они сохраняют некоторые права, например, могут самостоятельно ходить в магазин, водить машину или выкладывать свои фото в соцсетях. Женщины-мусульманки, живущие на территориях, захваченных ИГ, являют собой гораздо более уязвимую категорию. Весь их образ жизни «до халифата» объявляется не соответствующим «истинному исламу», включая заключенные ранее браки, которые считаются не действительными. Женщин насильно выдают замуж, обучают владению оружием и, не мешкая, при необходимости, бросают в бой.

Но самая незавидная участь ожидает женщин, которые не успели покинуть территорию ИГ и исповедовали иную религию. Незнание строчек из Корана является достаточно веским основанием для, в прямом смысле, порабощения. Их покупают и продают, заставляют заниматься черной работой, их жизни не представляют ни малейшей ценности.

Несмотря на относительную свободу женщин, добровольно пополнивших ряды Исламского Государства, они также служат лишь средством для обслуживания боевиков. Как рассказывают в социальных сетях сами участницы этих событий, по прибытию на территорию «халифата» их знакомят с будущими мужьями, причем свадьба следует незамедлительно, в тот же день. Сами свадьбы имеют массовый характер, до 50 пар одновременно. Так, новоприбывшие джихадистки, часто не знающие арабского, с первого дня погружаются в семейную жизнь с малознакомыми боевиками.

Бегство от свободы

Такая же участь должна была ждать и российскую студентку, примерную девочку из МГУ, которой так и не удалось найти настоящих друзей в своей среде, что и толкнуло её на поиск общности, готовой принять её и сделать своей неотъемлемой частью. Именно эта история, а не история других задержанных вместе с ней на границе тринадцати человек, не истории тысяч, совершивших побег до этого и оставшихся воевать за «истинное вероучение», вызвала столь обширный резонанс. Оно и понятно, хорошее образование, благоприятная среда, кажется, должны служить иммунитетом от любой пропагандистской заразы. Но в том и дело, что именно интеллектуальная элита часто является более уязвимой к радикальным идеям. Представители именно русского дворянства массово вступали в тайные общества, пытались свергнуть монарха на рубеже XIX-XX веков, делали революцию. Отнюдь не маргиналы первыми вступали в НСДАП. Поэты и писатели славили революционный террор во Франции.

В своем монументальном труде «Бегство от свободы» немецкий социолог и философ Эрих Фромм исследовал ситуацию, в которой западный человек, член капиталистического, крайне индивидуализированного общества, сталкивается с острой проблемой одиночества и отсутствия причастности. Окончилась эра предопределенности, где социальное положение и жизненный уклад определялись происхождением, теперь для любого человека открыты все дороги, но не обеспечено прохождение ни по одной из них. Он волен идти в любом направлении, но подсознательно чувствует, что ни в одной из конечных точек пути, его никто не ждет, и на каждом жизненном этапе, он должен доказывать свое право находиться там. А главное, часто отсутствует всякая цель и понимание своего назначения, что рождает сомнение, страх, гнев. Это и толкает людей, особенно молодых, ищущих свое предназначение и высокую цель, примкнуть к различным сообществам, предлагающим заполнить возникший вакуум. И иногда этот вакуум заполняется различными радикальными учениями, такими как джихадизм и исламизм, не имеющими практически ничего общего с исламом, исповедуемым большинством мусульман. И до тех пор, пока западное, и в том числе российское общество, не предложит свою идею, оно рискует терять своих, порой, лучших представителей, в пользу ложных и опасных учений.

Источник: rusfront2012.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *