Дмитрий Соколов-Митрич о классическом образовании в информационном веке

Маленькая бесплатная реклама. В России бешеными темпами растет спрос на граммофоны. Я ничего не перепутал: не домофоны, а граммофоны. Все больше желающих купить этот ретрогаджет. Цены от двадцати тысяч рублей и выше. Причем спрос формируют не старички-старушки, а вполне себе продвинутая молодежь. Говорят, даже граммофонные пластинки с современными записями в продаже появились, бешеных денег стоят.

Чего это вдруг? Зачем это вдруг? Ведь граммофон – это жутко неудобно. Да, есть на рынке и апгрейд-версии этих аппаратов – с FM/AM-диапазоном, USB-портом и даже выходом в интернет. Но это так — игрушка для пижонов. Я имею в виду граммофоны настоящие. В которых нет не только интернета, но даже электричества – нужно ручку постоянно подкручивать. Они вдруг многим стали нужны, появилась целая индустрия их извлечения из небытия, формируется даже мелкое кустарное производство. Я сам был в одной такой семье с граммофоном. Она журналист, он программист-разработчик. Купили эту рухлядь, поставили на видное место. Думал, через месяц наиграются. Нет — вот уже второй год пошел, регулярно слушают, особенно когда приходят гости.

Мне кажется, это не просто так. Возвращение старых технологий – это не курьез, а тенденция. Я знаю людей, которые одну неделю в месяц проводят без мобильного телефона – и выясняется, что они при этом ничего не теряют. А цифровой детокс и вовсе стал явлением года. Люди хотят тишины. Люди устали от шума, от избытка информации. Людям хочется свободы и покоя. Граммофон – это лишь яркий символ того маленького, уютного, понятного мира, который еще совсем недавно у нас был. Того мира, где можно было прийти в музыкальный магазин и сделать выбор между Бетховеном и Берлиозом, а не между двумя видами доступа ко всей сокровищнице мировой музыки. Того мира, в котором еще можно было самому строить свою душу и голову. Того мира, в котором избыточная свобода выбора еще не убила само право на выбор.

Теперь доступно всё, но это всё слишком огромно, чтобы его хотеть. И это касается не только потребления, но и познания.

Есть сейчас такая модная тема: эпоха классического образования миновала, на дворе информационный век, научить всему никакой школы не хватит даже вместе с университетом. Поэтому не нужно давать детям знания, достаточно научить их методам поиска информации. Пусть лучше в голове у человека будет некий фримиум, а все остальное – лежит на внешних носителях. Понадобится – спросим у Яндекса или Гугла, не понадобится — пусть лежит дальше.

Картинка красивая. Картинки – они всегда красивые. Это общее свойство всех картинок, которыми человечество украшает ту или иную историческую эпоху.

Примерно с таким же энтузиазмом еще каких-то пятнадцать-двадцать лет назад весь цивилизованный мир гудел на тему постиндустриальной эпохи. Высокоразвитым экономикам ни к чему все эти дымящиеся трубы, сталеплавильные печи, станки и конвейеры. Пусть китайцы и прочие граждане третьего мира вкалывают по уши в масле, пусть у них там будет грязная мастерская планеты, а у нас тут теперь административный корпус мировой экономики, а мы тут займемся-ка лучше электроникой, дизайном, финансами, информационными технологиями. Постсоветской версией того же безумия стала святая вера первого поколения реформаторов в то, что России достаточно продавать нефть и газ, а все остальное мы купим на эти деньги. Пожалуй, только тупые немцы не повелись на эту постиндустриальную морковку: дизайн дизайном, но родные станочки, автомобильчики и паровозики мы все-таки еще пособираем, мало ли что, в хозяйстве все сгодится.

Этап деиндустриализации прошел благополучно и стремительно, в бывших цехах теперь процветают коворкинг-центры и галереи современного искусства. Но тут вдруг выяснилось, что граждане третьего мира тоже не совсем дураки. Наладив у себя производственные цепочки, они начали очень быстро осваивать ремесла белых воротничков, того и гляди вслед за грязными цехами из Европы и Америки в тот же Китай или Индию переместятся чистенькие рабочие места айтишников и дизайнеров. Запахло жареным – правительства передовых стран мира начали отыгрывать назад, возвращать на родину вонючие трубы и раскаленные печи. У некоторых получается, но не у всех.

Теперь у нас есть замечательная возможность поставить аналогичный эксперимент над нашими собственными мозгами. Отдать свои знания на аутсорсинг. Голову оставить для эмоций и впечатлений, а информацию хранить на внешних дисках и извлекать по мере надобности. Беспокоит ли меня такая перспектива? Нет, не беспокоит. Потому что я точно знаю, что это невозможно.

Разумеется, детей нужно учить ориентироваться в информационном пространстве. Только причем здесь конец классического образования? Когда вместо лошадей и извозчиков, на улицах наших городов появились автомобили и рейсовые автобусы, мы тоже стали по-другому переходить дорогу и перемещаться из точки А в точку Б. Но сами точки остались прежними и цели, с которыми люди между ними перемещались, тоже не сильно изменились.

В каком-то смысле люди всегда хранили информацию на внешних носителях. Были времена, когда за этими носителями нужно было идти из Холмогор в Москву. Потом стало немного проще – в каждом городе появились библиотеки и концертные залы. Затем в каждой приличной семье появились собственные полки с книгами и магнитофоны. Теперь доступ ко всемирному наследию совершается в пару кликов. Но это вовсе не означает, что этимологический смысл слова «образование» как-то поменялся. Человек не образованный, не потрудившийся выстроить свою собственную, качественную картину мира – он и с внешних носителей не будет ничего потреблять, кроме демотиваторов и порнографии.

Факты — это еще не информация. Информация – это еще не знания. Знания – это не сила, пока они не связаны в единый образ мира, достаточно полный, чтобы как-то в нем ориентироваться, но не окончательный, чтобы осталось стремление получать новые знания. Наличие в голове этого незавершенного образа и отличает человека образованного от балбеса с высшим образованием и гуглом под мышкой.

«То, каким ты будешь через десять лет, определяет две вещи: с кем ты общаешься и какие книги ты читаешь» – эта простая истина будет актуальна всегда. Кстати, кто автор этого афоризма, ни Гугл ни Яндекс почему-то не знают. Они ведь тоже не волшебники, они только учатся.

Дмитрий Соколов-Митрич

Источник: foma.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *