«Если кто не обрящется на реке в назначенный день, тот будет мне противник»
Князь Владимир Святославович, память которого Русская православная церковь празднует 28 июля, вошел в отечественную историю не только как святой и равноапостольный, но и как родоначальник правоохранительных структур русского государства.
Родился он в Псковской земле, на родине своей бабки, княгини Ольги – уроженке этих мест и основательнице Пскова, ставшей позже по сути первой христианкой Руси. Владимир был младшим сыном знаменитого князя Святослава, известного воина, ходившего на хазар, Византию, печенегов, дунайские княжества и погибшего в бою у Днепровских порогов. Воспитываясь на примере отца-язычника, Владимир жил по варварским законам, царившим тогда на Руси, поэтому чувство мести, зависти, жажда власти владели им с раннего детства. По смерти Святослава он стал княжить в Новгородской земле. Киевский стол получил старший из братьев – Ярополк. Олег правил Древлянской землей.
Необузданный и мстительный нрав молодого князя проявился, например, при его сватовстве к красавице Рогнеде – дочери полоцкого князя Рогволда. Гордая княжна отказала Владимиру, поскольку его мать Малуша была якобы наложницей у Святослава. Разгневанный неудачей жених напал на Полоцк, разорил его, истребив полностью весь княжеский род, а Рогнеду взял силой. Позже, мстя старшему брату за убийство Олега, Владимир коварством заманил Ярополка в свои владения, где безжалостно расправился с ним, взяв за себя – опять силой – его беременную жену. Многоженство было в обычаях язычников, и сладострастный Владимир помимо нескольких жен содержал целый гарем, в котором насчитывалось до тысячи наложниц!
Став после убийства брата в 980 году киевским князем, Владимир продолжал жить, как и раньше: чиня много неправд вплоть до принесения идолам человеческих жертв. Искал утешения не только в пирах, охотах и кровавых оргиях. Известно, что князь ходил войной на Польшу, литовские племена ятвягов, добирался и до далеких берегов Волги и Камы, где принудил проживавших там булгар быть его данниками.
Выбор веры
Но совесть, как ни заглушай ее дикими развлечениями, не давала покоя. Воспитанный бабкой-христианкой, которой удалось посеять в сердце внука ростки православия, Владимир не забыл азов ее веры в Творца и Спасителя.
Узнав про колебания русского князя, в Киев устремились проповедники вероисповеданий соседних народов. Посланцам Волжской Булгарии – мусульманам он отказал по причине непонятных его славянскому сердцу обычаев, запретов и ограничений, принятых в исламе. Летопись свидетельствует, что на прощание он сказал им: «Вино есть веселие на Руси, и не можем без него быти!». Приходили к русскому князю легаты римского папы, но и их он отправил ни с чем: «Идите обратно, ибо сего отцы наши не принимали!». Позже явились ему посланцы хазарских евреев, загнанные его родителем в Причерноморские степи. Били и они челом, предлагая принять свою веру «в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова». Однако Владимир, узнав, что народ сей изгнан Богом из своей земли за грехи, отверг и их предложение: «Как же вы учите иных, будучи сами отвержены от Бога?..» Последними явились в Киев православные греки, посланцы древней Византии, второго Рима. Коротко и кротко изложив князю догматы христианской веры, монах-философ сумел возжечь в сердце князя огонь православия. Подтвердили его впечатления и побывавшие на богослужении в храме Святой Софии в Константинополе послы, заявившие по возвращении: «Не знаем, где мы были – на небе или на земле!».
«Познал я Бога истинного»
Но оставаясь еще язычником, гордым и надменным, Владимир не хотел идти на поклон грекам, решив говорить с ними привычным языком войны. Поводом для начала похода послужил отказ молодой византийской принцессы выйти за него, язычника и многоженца, замуж. В 988 году князем не без помощи местного священника Анастаса был взят город Корсунь. Устрашенные сим фактом, императоры Византии братья Василий и Константин согласились выдать замуж свою сестру Анну, обязав Владимира прежде креститься.
Окончательные сомнения разрешились для князя, когда он внезапно ослеп. Будущая супруга подсказала ему выход: «Крестись!». При троекратном погружении в воду глаза Владимира вновь стали видеть. «Ныне познал я Бога истинного!» – воскликнул, выходя из купели, прозревший князь. Это событие стало поворотным в жизни не только Владимира (в крещении Василия), но и всей Киевской Руси. Вернувшись домой уже православным христианином, венчанный церковным браком с царевной Анной, он сильно изменился. Им были отпущены с покаянием и большими подарками все прежние жены и наложницы. Он уничтожил некогда воздвигаемых им же идолов, сбрасывая их в Днепр. Начал строить повсеместно Божии храмы. Крестил народ. Оставаясь влиятельным и грозным самодержцем для своих подданных, Владимир прямо заявил народу: «Если кто не обрящется на реке в назначенный день, богатый или убогий, раб или свободный, тот будет мне противник». Народ внял авторитету и словам князя, устремившись к реке. Так, в 988 году состоялось величайшее историческое событие в истории русского народа.
«Добрых людей миловать, а злобных казнить»
Владимир переменился и внутренне, став кротким и смиренным, богобоязненным христианином. Известно о его сострадании, проявленном к больным и страждущим. С княжеского двора регулярно отъезжали телеги, груженные продуктами, для всех нуждающихся. Великий князь лично посещал на дому своих подданных, болящих и немощных. Каждый русич мог найти приют и понимание на княжьем дворе. Все это способствовало формированию в русском обществе совершенно новых отношений, основанных на нормах христианской этики и морали. Они и легли в основу будущего российского законодательства.
Однако этими переменами в государе воспользовались и лихие люди, число которых на Руси опасно увеличилось. Приближенные подступили к князю с вопросом: «Для чего не казнишь злодеев?». Бывший убийца и идолопоклонник смиренно признался: «Боюсь греха!». Однако убежденный митрополитом, что власть княжеская в том и состоит, чтобы добрых людей миловать, а злобных казнить, он скоро сумел навести порядок в своей земле, создав специальные дружины – прообраз первых правоохранительных органов.
Последние годы жизни, проводя значительное время в родовом селе Берестове под Киевом, князь сильно скорбел о раздорах среди своего многочисленного потомства, завещая между тем сыновьям беречь землю Русскую, хранить веру православную.
Там добрый князь 15 июля (28 по новому стилю) 1015 года и преставился. Его тело было перенесено в Киев и погребено в мраморном саркофаге под сводами построенной им Десятинной церкви. Впоследствии во время татаро-монгольского нашествия храм был разрушен и останки князя долгое время пребывали под руинами до тех пор, пока в 1635 году их там не обнаружили при раскопках. Часть его мощей была передана в Москву, в Успенский собор. В советский период святыня хранилась в фондах музеев Московского Кремля. В 2010 году мощи в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской православной церкви и размещены в храме Христа Спасителя.
В год тысячелетия со дня преставления крестителя Руси на государственном уровне было принято решение о предоставлении возможности поклониться мощам князя всем желающим в его сильно разросшихся владениях. Это важное событие началось 27 мая в Туле, а завершиться должно 1 декабря в Калининграде. Святыне смогут поклониться жители 50 городов России и Белоруссии. Увы, колыбель Святой Руси – древний Киев, как и сама нынешняя Украина, остаются вне этого праздника, что не может не тревожить.
Роман Илющенко
Источник: vpk-news.ru