Хона Лейбовичюс. Холокост, Россия, предыстория

Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. И сегодня в этот печальный день, отдавая дань памяти жертвам, нелишним будет вспомнить, как это случилось. Что именно явилось тем мощным импульсом, запустившим триггер кровавой машины уничтожения людей. Откуда взялся, куда и как этот импульс распространился?

23 января 2017 года вице-спикер Государственной Думы РФ и телеведущий Петр Толстой в ТАССе заявил, что “люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто разрушал наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганами в 1917 году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедов”.

Сам депутат и телеведущий позднее был вынужден оправдываться у себя в фейсбуке: всех, обвинивших его в юдофобии, он обвинил в том, что они являются людьми “с больным воображением”, но при этом добавил, что они “не знают истории своей страны”.

Такое заявление государственного мужа заставляет либо усомниться в знании им истории своей страны, либо в сознательном искажении истории в угоду неутихающей в России традиционной антисемитской пропаганде.

Однако, в зловещей иезуитской “шутке” г-на Толстого есть только доля шутки. Именно эта доля извращена до полной противоположности, когда жертву пытаются выдать за палача.

Холокост, имевший место во время ВОВ и на территории собственно России (РСФСР) и его масштабы, во времена СССР тщательно запрятанные от общественности в недоступных архивах под грифами секретности, скрываются там и поныне. Сама еврейская тема вообще была окружена таким непробиваемым молчанием, что даже мысль о поиске каких-то документов не возникала, а малейшие попытки затронуть её могли стать роковыми.

Известным фактом является, к примеру, такой случай: когда сотрудница аппарата Еврейского антифашистского комитета Мирра Соломоновна Железнова, опубликовала список 135 евреев, награждённых Золотой Звездой Героя, то и её и её помощника С.Персова расстреляли “За шпионаж и враждебную националистическую деятельность”. Е.Райзе, опубликовавший список, был осуждён на 10 лет лагерей. Сотрудник наградного отдела Главпура, предоставлявший им списки героев-евреев, был осуждён на 25 лет лагерей строгого режима. Где уж там вслух произнести “крамолу”, что русские люди зверски массово убивали евреев, а власть не только ничего не делала, чтобы убийства предотвратить, но тщательно замалчивала и скрывала факты убийства евреев партизанами и уничтожения ими мелких еврейских партизанских отрядов. Лишь малая часть документов стала доступной в горбачёвское и, в основном, ельцинское правление. Сегодня процесс обнародования этих документов зарублен, как якобы бросающий тень сомнения на официальную историю, декларирующую духовное и моральное превосходство, гуманизм и миролюбие русского человека.

Почва для Холокоста в России, подготовка к нему происходили задолго до рокового времени его осуществления. Антисемитская политика царского самодержавия и православной церкви, являвшейся его неотъемлемой частью, мягко говоря, не отличались благосклонностью к сынам Израиля. Самый мощный толчок и последовавшее стремительное развитие жидоненавистничество получило вследствие империалистической политики России, ввязавшейся, без естественных интересов и оборонительных оснований, в Первую мировую войну (ПМВ).

С началом ПМВ русское военное командование по инициативе начальника штаба Верховного главнокомандования, генерала Н.Янушкевича стало осуществлять ряд антиеврейских мероприятий. В 1915-16 гг. сотни и сотни тысяч евреев были депортированы из прифронтовой полосы во внутренние районы страны. Евреев бездоказательно обвиняли в измене и шпионаже. Это приводило к частым издевательствам над евреями, к их избиениям; многие евреи были убиты солдатами или казнены по приговорам военно-полевых судов. Доктор исторических наук Олег Будницкий пишет, что хотя “командование русской армии несло полную ответственность за антисемитскую политику, проводившуюся с начала войны”, тем не менее очевидно, что “антисемитизм был глубоко укоренён в народных массах”.

Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и его начальник штаба Н.Янушкевич приказали выслать все еврейское население из большей части Курляндской (28 апреля 1915 г.) и Ковенской (5 мая 1915 г.) губерний. В приказе также говорилось, что “… в отношении евреев, проживающих в ныне занятых германскими властями местностях, надлежит проводить указанную меру [выселение] немедленно вслед за занятием их нашими войсками”. В Виленской губернии из-за отмены приказа выселение оказалось частичным. В Ковенской губернии выселение состоялось, было поголовным. 160 000 человек, включая больных, раненых солдат, семьи фронтовиков. На сборы давалось 48 часов, часто не разрешали брать самые необходимые вещи. Высланные часто подвергались издевательствам, их нередко перевозили в товарных вагонах с надписью “шпионы”. По утверждению князя Щербатова, “евреи изгонялись поголовно, без различия пола и возраста. В общую массу включались и больные, и увечные, и даже беременные женщины”. Сотнями тысяч евреи высылались из Польши, Западной Белоруссии, Литвы и Западной Украины и рассеивались во внутренних губерниях Российской империи.

К концу 1916 года насчитывалось около 350 000 беженцев-евреев, бежавших от погромов, сотни тысяч были высланы и брошенных “во чисто поле” во внутренних губерниях Российской империи. По некоторым данным всего в отдалённых районах России оказалось от 1,8 до 2,1 млн. выселенцев и беженцев.

15 августа 1915 года был издан циркуляр разрешавший евреям “жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного”; таким образом, запрет на проживание евреев сохранился лишь в Москве, Петрограде, областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. Вместе с евреями из границ черты оседлости вышли и погромы, прокатившиеся по всей России – 7 мая 1916 года произошёл погром даже в далёком от черты оседлости Красноярске. В сентябре 1917 года уходившие с фронта русские солдаты по пути домой массово грабили еврейское имущество. Наибольшее число этих погромов произошло в Киевской, Волынской и Подольской губерниях. Всё это явилось репетицией Холокоста, начавшегося через 25 лет с приходом нацистской оккупации.

Принудительное выселение более 1,8 миллиона евреев, обвинённых в будущей возможной измене немцам и брошенных на произвол судьбы, из земель черты оседлости вглубь России в начале ПМВ, создали там экономическую конкуренцию местному простому люду, тем самым обострив существовавшую неприязнь к “инородному племени”, и народное “отмщение” не замедлило сказаться в Гражданскую войну от белых и от красных и от различных банд и от отдельных “правдолюбцев”. Правда, после окончания гражданской войны и установления относительного большевистского порядка мирного времени, когда насилие было монополизировано государством, эти “чувства народного гнева” были, как оказалось, временно загнанными внутрь, ибо любая частная инициатива в любой сфере пресекалась и нередко становилась наказуемой.

Неожиданным побочным эффектом обернулись однако, антисемитские меры, проведенные российским правительством, расширив евреям выбор территории проживания, де-факто ликвидировав черту оседлости. Принудительно вывезенным из родных мест без имущества, оказавшимся на новых территориях, в борьбе за место под солнцем, в который раз пришлось всё начинать с нуля, и выселенцы стали оказывать сильнейшую экономическую конкуренцию местному населению. Будучи поголовно грамотными, в отличие от местных и, зная кроме русского другие языки, они быстро стали заменой государственно-бюрократическому сословию. Тому сословию, которое до ПМВ в Российской Империи по большей части были этническими немцами, как и правящая царская династия.

Второе десятилетие ХХ века отличалось в России всплеском русских националистических идеологий и движений. Без надобности – на волне ура-патриотизма и шовинизма, подстрекаемая православной церковью, с внушённой самой себе идеей народа-богоносца и его претензиями на мессианство (Москва – Третий Рим), Россия вступила в войну. Внутри страны на той же волне ура-патриотизма и шовинизма Россия стала громить своих верных и преданных российских немцев. Главными врагами России в войне были Германия и прогерманская Австро-Венгрия, и российский плебс, подначиваемый разнообразными национально-патриотическими движениями стал громить и изгонять своих обрусевших немцев. Их стали повально увольнять с работы, смещать с занимаемых должностей, пошли жечь и разорять имения и хозяйства мелких и средних российских дворян немецкого происхождения, они стали подвергаться физическим расправам. Под рукой оказалась армия еврейских грамотеев, которым не надо было платить столь высокое содержание, как немцам, и быстро освоившись и подучившись они заняли значительную часть бывших “немецких” должностей, вызывая зависть и неприязнь у ущемлённых. И немалое число евреев этими возможностями воспользовалось. “Причем с таким успехом, какой не мог не вызвать у окружающих недовольства и зависти, питавших всплеск антисемитизма. В конце концов беспредел со стороны местного населения, действовавших в стране политических сил и бандитов, вынудили часть евреев искать защиты у тех, кто всё более успешно устанавливали контроль над территорией и населением. Грамотные евреи вовлекались в революционное движение и в налаживание послевоенной жизни большевиками, декларировавшими национальное равенство, и как бы бравшими евреев, страдавших от царившего произвола под свою защиту. Тем более, что была острая потребность в грамотных кадрах. Так, по данным переписи 1926 года, около 8% госслужащих в СССР были евреями, хотя до революции эта сфера деятельности была для них закрыта. В образовательных учреждениях при царизме действовала пятипроцентная норма для евреев, при советской власти она была многократно перекрыта – в тот момент в среднем по вузам РСФСР было 11,4% евреев-студентов, а для медицинских и художественных специальностей этот показатель был еще выше. В Украине же каждый четвертый студент был евреем, а в медвузах – почти каждый второй”. (А.Алексеев. Десять лет вместе.)

Именно еврейским массам, принявшим деятельное участие в строительстве новой жизни и оказавшимся в его авангарде, и была обязана Советская страна своими успехами.

Российские же немцы на рубеже ПМВ массово бежали в Германию, и там ненависть к дешёвой и дотошной еврейской рабочей силе, занявшей их насиженные высокооплачиваемые синекуры, стала их основным политическим и нравственным содержанием, витальным стимулом. Им удалось раздуть антисемитскую истерию и поднять уровень и силу жидоненавистничества на неведомую дотоле высоту. Раздувание антисемитизма нацистами имеет и свои корни, но в громадной степени происходило и вышло непосредственно из России.

В ходе Гражданской войны многие обрусевшие немцы уехали в Германию, принеся с собой туда популярные клеветнические антисемитские клише того времени. Самым известным из таких немцев был Альфред Эрнст Розенберг – один из крупнейших идеологов нацизма, остзейский (прибалтийский) немец из Ревеля (Таллина), некоторое время живший в Москве. Любопытный факт: в феврале 1918 года Розенберг вернулся в Ревель, где попытался вступить в германский добровольческий корпус, но не был принят как “русский”. В конце 1918 года переехал в Мюнхен, в конце 1919 года сблизился с Адольфом Гитлером и в 1920 году вступил в НСДАП (билет № 625). Именно он познакомил будущего фюрера Германии с печально известными “Протоколами сионских мудрецов”. Как заявлял Розенберг, революция в России произошла в результате тайного заговора, организованного мировым еврейством, которое, по его мнению, было виновно и в развязывании ПМВ.

“Отношения между евреями и Советской властью в первые послереволюционные годы были похожи на неудачный брак – за бурным романом последовало охлаждение, разногласия, скандалы и претензии, а заодно – требования измениться и “вести себя по-другому”. Через 10 лет совместной жизни Советская власть решила, что “она лучше знает”, что евреям надо, как они должны жить и о чем думать. Желательно – где-нибудь подальше, на Дальнем Востоке. Например, в междуречье Биры и Биджана”. (Алексей Алексеев . “Десять лет вместе.)

“11 июля 1919 года, на втором году Советской власти, историческое решение принял Наркомат просвещения – был запрещен “реакционный язык” иврит. Под запрет попали также различные еврейские общественные организации. В 1920 году сотрудники ЧК арестовали участников всероссийской сионистской конференции в Москве. Сионистов арестовывали и в других городах России. Еще одна волна арестов – более 3000 евреев в 150 населенных пунктах страны взято под стражу – прокатилась в 1924 году”. (А.Алексеев. Десять лет вместе.)

“Еще одним врагом компартии, которого она успешно поборола вслед за сионизмом и троцкизмом, стал НЭП. Он помог поднять разрушенную революциями и войнами экономику страны из руин. Гирш Яковлевич Бриллиант, вошедший в историю под партийным псевдонимом Григорий Сокольников, заняв пост наркома финансов, провел сложнейшую денежную реформу, и на смену ничего не стоящим бумажкам достоинством в миллионы рублей пришел свободно конвертируемый твердый червонец.

Еврейские торговцы и ремесленники, привыкшие к жесточайшей конкуренции внутри черты оседлости, вышли на новые рынки и добились там больших успехов. В Москве, где до революции купцов-евреев были единицы, каждый восьмой нэпман был евреем, а из крупных – каждый третий. Но с концом НЭПа даже мелкий продавец сигарет вразнос стал считаться буржуазией и “классово чуждым элементом”. Курс на свертывание НЭПа привел к массовой безработице среди евреев и еще большему усилению антисемитских настроений и взят был в судьбоносном 1927 году”. (А.Алексеев. Десять лет вместе.)

“Фундаментальный разлад в отношениях Советской власти и евреев произошел после смерти Ленина: в момент обострения борьбы за власть, Сталин решил использовать “национальную карту” против внутрипартийной оппозиции и своего главного политического соперника – Троцкого. И уже 7 ноября 1927 года, разгоняя манифестацию троцкистов, сторонники Сталина кричали: “Бей жидов-оппозиционеров!” Большевистская политика, направленная на введение в стране единомыслия, затрагивала, конечно, все нации и народности, но вот с евреями вышел парадокс: у них был за плечами огромный опыт выживания в условиях царской России с ее чертой оседлости, процентными нормами и запретами на образование и профессии”. (Александр Шульман. Холокост в России.)

Сторонники Сталина кричали: “Бей жидов-оппозиционеров!” не только потому, что Сталин их науськивал на “жида”, а оттого, что выросли в кондовой антисемитской среде, лишь поначалу немного нивелированной Октябрьским переворотом. Но время шло, “чувства народного гнева” зрели и набирали силу в тишине областных городов и посёлков, не смея выплёскиваться наружу, разве лишь на уровне бытовых разговоров, мелких перебранок и передачи, что называется из поколения в поколение, в виде “устного народного творчества” и дожидались вступления немецких оккупационных войск в российскую глубинку. Там, на российских полях и встретились оккупанты – селекционеры и местные бригадиры, и жнецы – носители сакральных чувств, и началась кровавая жатва; “битва за урожай”. Таким образом к началу ВМВ и, так называемой, Великой Отечественной войн была создана та питательная почва из которой вырос, в том числе, и российский Холокост.

“Cегодня в России также, как и в СССР, осуществляется замалчивание Холокоста, информация о нем малодоступна, и потому там широко распространено ревизионистское отрицание геноцида еврейского народа. Причины замалчивания Холокоста в России вполне объяснимы: Скрывается факт широкого участия местного населения в уничтожении евреев-советских граждан и беженцев. С началом вторжения германской армии в Польшу 1 сентября 1939 года поток еврейских беженцев из этой страны устремился на восток. Вначале СССР не препятствовал польским евреям, однако затем закрыл границы и бегущих евреев высылал обратно на территорию, занятую немцами. Огонь по еврейским беженцам, по свидетельствам очевидцев, открывали также советские пограничники. (Костырченко Г.В. “Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм”. — 2.— М.: Международные отношения, 2003. — 784 с. — ISBN 9785713310714).

В карательных отрядах, занимавшихся геноцидом еврейского народа на оккупированной территории СССР, на 1 немца приходилось 8 местных жителей: русских, украинцев, белорусов и др. Из числа местных жителей оккупантами были организованы 170 полицейских батальонов, которые и занимались геноцидом еврейского населения. В рейхскомиссариате Остланд в них служило 4428 немцев и 55 562 местных жителя. На юге России (Краснодарский край, Ростовская обл.), восточная Украина в полицейских батальонах было 10 794 немцев и 70 759 местных жителей. Кроме того, немереное количество местных жителей доносило на своих еврейских соседей, грабило еврейское имущество, добровольно сотрудничало с оккупантами. В советское время эти факты тщательно скрывались, поскольку противоречили официальной идеологии, лгавшей о “братских народах СССР” и мифу о всеобщем подъеме советского народа на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками”. (Александр Шульман. Холокост в России.)

“Весной 1942 г. в тыловых подразделениях германской армии служило не менее 200 000 хиви (добровольных помощников), а к концу 1942 года по некоторым оценкам их было до МИЛЛИОНА. Таким образом, хиви в конце 1942 г. составляли почти четверть личного состава вермахта на Остфронте. Так, во время Сталинградской битвы в 6-й армии Паулюса их было почти 52 000 (ноябрь 1942). В трех немецких дивизиях (71-й, 76-й, 297-й пехотных) в Сталинграде “русские” (как немцы называли всех советских граждан) составляли примерно половину личного состава”. (Александр Шульман. Холокост в России.) (http://volk59.narod.ru/vlasovtsy.html)

Точные цифры неизвестны, но по приблизительным оценкам 1,5–2 млн. советских граждан служили и воевали на стороне немцев – в Осттруппен, дивизиях войск СС, казачьих частях, как хиви и во вспомогательной полиции и в гитлеровской армии. Кроме того, сотни тысяч советских граждан служили в полицейских и охранных формированиях, не за страх, а за совесть сотрудничали с оккупантами.

“На оккупированных немцами территориях, входящих ныне в РФ, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и во многих других местах. Охрану гетто несли, как правило, местные полицаи, они же, при полном одобрении местного населения, захватившего еврейское имущество, проводили массовые убийства евреев. Наиболее крупное гетто было образовано в Смоленске. Полная изоляция гетто обеспечивалась русской полицией, набранной из местного населения.

Обычно до создания гетто не доходило – массовые убийства евреев начинались с первых дней оккупации, как правило, руками местного населения. Так, в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ейске, Пятигорске, Воронеже, в Ленинградской обл. и во многих других местах, тысячи евреев были зверски замучены в первые дни оккупации. Особо надо отметить убийства евреев в станицах и городах Северного Кавказа, куда в рамках эвакуации населения из блокадного Ленинграда были вывезены многие ленинградские предприятия, учебные заведения, среди эвакуированных было много и евреев… Самым крупным захоронением казненных евреев оказался могильник вблизи города Белая Глина, где в “братской могиле” похоронены около трех тысяч евреев.

Ростов-на-Дону был оккупирован дважды. Первая оккупация была очень непродолжительная – 21-29 ноября 1941 г., после чего город был освобожден до конца июля 1942 г. Потом снова оккупирован на полгода – до середины февраля 1943 г. В преддверии первой сдачи города бОльшая часть населения эвакуировалась, но после довольно быстрого освобождения многие (в том числе евреи) вернулись в город. Они-то и попали под вторую волну оккупации. Несколько десятков тысяч из них в течение короткого времени в августе 1942 г. были свезены и уничтожены в Змиевской Балке. Акции проводились немцами поначалу довольно халатно: многим евреям удалось сбежать по дороге на Змиевку, некоторым даже прямо из ямы. Наивности и доверчивости людей нет границ – многие из таких возвращались в свои дома в надежде на помощь друзей-соседей. Из многочисленных рассказов очевидцев известно, как многих таких “беглецов” бывшие соседи, которые к этому времени уже примерили на себя их квартиры, снова сдавали немцам. Поиском и частично расстрелами евреев в Змиевской Балке занимались ростовчане-полицаи. В первый день акции немцы не справлялись с потоком, ростовчане-полицаи помогали – 15 000 были уничтожены за первый только день. Детей не расстреливали, а травили, прыская из парикмахерского пульверизатора в лицо ядом – по слухам, новаторство ростовского умельца.

Евреев помогали истреблять местные предатели. Например, архивные документы рассказывают о том, как калниболотский атаман Георгий Рыков издал предписание, в соответствии с которым всем старостам необходимо было доставлять евреев в управу Калниболотского района. Атаману помогал начальник полиции Герасим Прокопенко. При уничтожении евреев в России кажется впервые были использованы передвижные душегубки, построенные на шасси грузовых автомобилей. Людей забивали в кузов, а потом пускали газ… Этот метод убийства зафиксирован в Ейске. Экипаж душегубки-газенвагена состоял из немца-начальника и русских полицаев. Подробности массовых убийств евреев в Ейске есть в книге Л.Гинзбурга “Бездна”.

Геноцид еврейского населения был тотальным во всех оккупированных районах России. У евреев не было шансов выжить и спастись – те, кому чудом удавалось избежать расстрельных ям и душегубок и пытался бежать – становились жертвами расправ местных жителей, в том числе и партизан.

Всего на территории собственно РФ в годы оккупации было уничтожено около 400 000 советских евреев.

Вот что рассказал в своем отчете в апреле 1943 года руководитель могилевского подполья Казимир Мэттэ:

“В первые месяцы оккупации немцы физически уничтожили всех евреев. Этот факт вызвал много различных рассуждений. Самая реакционная часть населения, сравнительно небольшая, полностью оправдывала это зверство и содействовала им в этом. Основная обывательская часть не соглашалась с такой жестокой расправой, но утверждала, что евреи сами виноваты в том, что их все ненавидят, однако было бы достаточно их ограничить экономически и политически, а расстрелять только некоторых, занимавших ответственные должности. Учитывая настроение населения, невозможно было в агитационной работе открыто и прямо защищать евреев, так как это безусловно могло вызвать отрицательное отношение к нашим листовкам даже со стороны наших, советски настроенных людей или людей, близких нам.

Такое отношение к евреям было характерно отнюдь не только для “обывательской части населения” – его придерживались и советские руководители высокого ранга.

Начальник Центрального Штаба партизанского движения, Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии П.К.Пономаренко направил осенью 1942 года командирам партизанских формирований радиограмму, запрещавшую принимать в отряды евреев, бежавших из гетто, якобы, потому, что среди них могут оказаться немецкие шпионы.

Для тех командиров, которые и раньше не принимали евреев, радиограмма П.К.Пономаренко стала не только директивой, но и официальной индульгенцией”.

Сейчас в России в ходу новая теория, что, мол, коммунисты (на новорусском языке к ним причисляют евреев) всячески притесняли русский народ, и потому истребление евреев было воспринято русским народом с чувством глубокого удовлетворения. Все это лежит в рамках антисемитской идеологии русских националистов.

Замалчивание Холокоста в России приобретает провокативно-скандальный характер. Об этом сказал Посол Израиля в России Ф.Мильман, выступая на конференции, посвященной 60-ой годовщине освобождения узников концлагерей и гетто.

Мильман выразил свое недоумение в связи с тем, что в стране, пострадавшей от нацизма и победившей его, могут рождаться и свободно функционировать фашистские и нацистские организации. “Я говорю не как посол Израиля, а как человек, члены семьи которого воевали и пострадали во время Второй мировой войны, — подчеркнул он. — И я не понимаю, как возможно, что в российских учебниках по истории не упоминается о Катастрофе еврейского народа”.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *