Противостояние вокруг строительства православного храма в парке «Торфняка» продолжается уже три неделиУчасток парка «Торфянка», выделенный под строительство храмового комплекса, 18 июня был огражден, а на отданной под застройку территории установили крест. В тот же день местные жители, не согласные со строительством в парке, вышли на бессрочную акцию протеста. С тех пор «Торфянка» не исчезает из поля зрения гражданских и православных активистов, муниципальных властей и префектуры, органов правопорядка и СМИ.
По обе стороны ограды
Далеко не все местные жители, которые гуляют в парке «Торфянка», знают, где строится храм. «Одна церковь на Бабушкинской стоит, а другую на Джамгаровской строят», – пожимая плечами, говорит молодой человек. В итоге дорогу подсказывают бабушки на скамейке у пруда, успев напоследок поинтересоваться: «А вы сами за кого?»
Территория стройплощадки в 20 соток огорожена металлической сеткой с четырехугольными ячейками, как для игры в волейбол. Стволы нескольких деревьев забиты досками. Колышки с натянутой на них леской обозначают границы будущего фундамента временного храма в честь святителя Макария, митрополита Московского. Внутри них насыпан песок, как на детской площадке.
В стороне – времянка для рабочих, где живут активисты православного братства «Сорок сороков». По одну сторону стоит крест, у которого лежат цветы, по другую – два синих биотуалета, доставленных заботами иерея Олега Шалимова, и поставленные уголком деревянные скамейки.
На стройплощадку ведет дыра в решетке, перекрываемая крюком на уровне пояса. Ни рабочих, ни строительной техники здесь уже нет – объект заморожен.
Место между стройплощадкой и проезжей частью Осташковского проезда занимают протестующие – защитники парка. Сначала они были под тентом, но его демонтировали, и теперь через ветви дуба переброшено целлофановое полотно. Под ним разместился маленький склад еды для тех, кто остается дежурить на ночь, венчает его икона Богоматери.
И на стройплощадке, и в «лагере» протестующих на удивление чисто, нет даже бычков под ногами, только трава сильно вытоптана. Следят и за порядком, люди не ругаются матом, стараются быть вежливыми, улыбаются. Ловлю себя на том, что металлические ограды сразу создают ощущение напряженности – не будь их, можно было бы подумать, что люди приехали на выходные отдохнуть. Через такой забор трудно найти общий язык, но вокруг играют маленькие дети и собаки, пробегает раздетый по пояс пожилой человек.
«Власти нас лбами столкнули»
Временный храм, очевидно, будет заменен постоянным – во имя Казанской иконы Божией Матери. Но, по информации из интервью бывшего главы управы Лосиноостровского района Виктора Крамара, данного газете «Лосинка» (№ 1(113) январь 2012), храмовый комплекс займет 70 соток территории природного комплекса № 65 «Парк на Изумрудной улице» (таково официальное название «Торфянки» в уставных документах на строительство). Явная путаница в цифрах не привлекла в свое время внимание жителей района – а ведь 70 соток вместо 20 были названы еще на публичных слушаниях, проходивших 16 января 2012 г. в помещении школы №763.
Первыми со мной разговаривают протестующие из числа местных жителей. Молодой человек, представившийся Денисом, дает комментарии мне и успевает выступить с обращением на камеру. По его словам, неоднозначная ситуация длится уже около полутора лет, с момента принятия решения о строительстве.
Инициативная группа граждан начала с расклейки листовок, но единственный по-настоящему сильный козырь, который был у местных жителей – нарушение в проведении общественных слушаний, информация о которых не была распространена в местных СМИ – прежде всего, в газете «Лосинка» (данное издание формально не является печатным органом муниципальной власти или префектуры – прим. авт.).
Из 200 храмов, по данным Фонда поддержки строительства храмов города Москвы, на сегодня возведено 17 – и только закладка церкви в «Торфянке» привела к конфликту.
К сожалению, не обошлось и без столкновений с применением силы: вечером 30 июня неизвестными была избита местная жительница Мария, активно выступавшая против строительства в парке, до этого были разрешенные и неразрешенные митинги, потасовки, задержания.
Местные жители сознательно не хотят «политизировать» протест, они апеллируют к соблюдению законов, прав и норм, их лозунги – социальные, поэтому они прибегают к поддержке таких разных политических сил, как «Яблоко» (Сергей Митрохин) и КПРФ (депутат Госдумы Александр Потапов), а среди задержанных протестующих были и активисты «Левого фронта».
На 5 июля собрано около 3000 подписей против строительства храма и около двух – в поддержку (правда, данные разнятся, да и неясно, кто их считал и проверял: полномочной счетной комиссии нет ни у противников, ни у защитников строительства).
Люди говорят, что и префект СВАО Валерий Виноградов, и глава управы Лосиноостровского района Павел Литовченко, которые были в курсе ситуации, не сделали ничего, чтобы поставить население в известность о готовящемся строительстве. В итоге на местное население легла ответственность за отстаивание своих интересов в суде: «Можно ли все-таки нарушить закон или нет – спрашивают у жителей», – говорит Екатерина.
«Власти нас лбами столкнули», – подводит итог Николай. К этому остается добавить, что в повестке встречи господина Литовченко с населением района, которая состоится 15 июля, не стоит обсуждение строительства храма – хотя неизвестно, будет ли до этого вынесено окончательное решение Бабушкинском судом.
Складывается впечатление, что местные жители недовольны прежде всего бездействием собственных властей. Среди них много верующих, которые выступают против любого строительства на территории парка вообще. «Нет худа без добра: мы все, жители района, очень сдружились», – добавляет Денис. В случае благоприятного для них исхода дела могут быть назначены дополнительные общественные слушания, где инициативная группа граждан предложит другие варианты территории под застройку.
«Вежливые люди» в «Торфянке»
Перехожу к православным активистам, которых раза в два меньше, чем протестующих. У дыры в ограде меня встречают двое – мужчина в футболке со сценой из обороны Севастополя во время Крымской войны, оказавшийся актером Арием Чумаковым, и другой, в салатовой жилетке и с кавказским акцентом, представившийся Кобой (кличка Сталина).
Пока я прохожу внутрь, за мной пытается увязаться какой-то пьяный, который снимает происходящее на телефон. Актер и Коба пытаются его урезонить.
Арий Чумаков рассказывает о себе, что сейчас он — звонарь, окончивший Московскую школу церковных звонарей Ильи Дроздихина, и знает, какая благодать снизойдет на район после того как его окрестности огласит малиновый благовест. Конфликт разворачивается не против строительства храма, а против духовности: «Казанская Божия Матерь – оплот России». Он избегает слова «противостояние» и предпочитает говорить о «недопонимании». «Мы отучились слышать, уважать и просто любить друг друга».
За последующими разъяснениями я направляюсь к времянке. Рядом – 60-литровые пакеты с мусором, в них одноразовая посуда с остатками еды. На распахнутой двери круглая наклейка с желтыми буквами на черном фоне – «Вежливые люди», само помещение оборудовано под кухню со спальными местами, стена увешана иконами. Внутрь меня не пускают. Узнав, что я журналист, зовут Андрея. Он – представитель православного братства «Сорок сороков», с ним я и общаюсь.
По словам Андрея, воздвигнуть храм желают сами жители Лосиноостровского района, собравшие за две недели более двух тысяч подписей в поддержку строительства. Он говорит и о том, что многие протестующие уже перешли на сторону защитников строительства храма, а стройка приостановлена только по доброй воле православных христиан и по слову Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Активисты готовы провести в «Торфянке» столько времени, сколько потребуется – некоторые приехали даже с детьми. Получили ли они благословение на стояние во имя строительства храма – неизвестно. Их действия ограничены пока «мягкой силой», но могут обрести и «жесткую». Видимо, ища идеологической поддержки, люди обратились к политическим реалиям российского консерватизма («Вежливые люди»), и героический Севастополь тому свидетельством.
9 июля состоялся еще один санкционированный митинг в защиту парка с требованиями соблюдать градостроительные законы Москвы и привлечь к ответственности чиновников, допустивших незаконную застройку «Торфянки» – а рядом проходил православный молебен о строительстве храма. Несколько сотен человек были разделены металлической оградой.
Заседание Бабушкинского суда по иску об отмене итогов публичных слушаний о возведении храма, проходивших в январе 2012 г., состоится только 31 июля. До этого времени и защитники, и противники строительства будут продолжать сбор подписей в свою поддержку.
После «непонимания» наступило ожидание – ждут решения Бабушкинского суда. Ждать, как известно, труднее всего, но собравшимся вокруг строящейся церкви терпения не занимать. Вокруг всё так же прогуливаются парочки, молодые мамы с колясками, пожилые люди, словно не замечая ни сторонников, ни противников строительства.
Владимир Максаков
Источник: kavpolit.com