Интеллектуальная деградация в пост-СССР

На Украине разгорается очередной скандал: Генеральная прокуратура под руководством кума президента Виктора Шокина обвинила чиновников из Украинского центра оценивания качества образования в несанкционированном вмешательстве в реестр внешнего независимого тестирования (украинский аналог ЕГЭ).

Проще говоря, ГПУ подозревает чиновников от Минобразования в подделке сертификатов тестирования. В защите интересов государства украинских правоохранителей уличить сложно, потому споры касаются лишь причин разбирательства: то ли детям приближенных к украинскому Олимпу отказались добавить десяток-другой баллов, то ли дело в деньгах, которые не поделили.

А пока украинские чиновники выясняют отношения и обвиняют друг друга в смертных грехах, школьники в постсоветских странах в очередной раз, будто сговорившись, провалили ЕГЭ, ОРТ, ВНО, ЕНТ и ежегодные выпускные экзамены.

Дореформировались

С украинским ЕГЭ — внешним независимым оцениванием — в этом году явно не заладилось: на «отлично» украинский язык и литературу знают лишь — 0,06% — 158 человек из 300 тысяч потенциальных абитуриентов. 19% украинских школьников знают украинский язык на начальном уровне, и это при том что абсолютное большинство закончило украиноязычные школы. Высший балл по математике набрали всего 48 школьников из 106 тысяч, провалили тест 24% школьников. Отличное знание английского, набрав высший балл, показали только 13 человек из 72 тысяч. В прошлом году ситуация была такой же, потому списывать данные образовательные «достижения» на майдан и «революцию достоинства» не стоит. При этом к самим составителям тестов было множество вопросов.

В Казахстане единое национальное тестирование — ЕНТ — в 2012-м провалили 37% школьников, в 2013-м — 29%, в прошлом году — 25%, а в этом — 18,6%. Впрочем, есть и положительные тенденции: растёт количество тех, кто преодолел минимальный порог, однако вызвано ли это повышением качества образования — не ясно.

А вот «успехи» молдавского образования просто поражают. Тестирование — экзамены на степень бакалавра — в 2013 г. завалили 42% школьников, в 2014 г. 56% школьников провалили молдавский аналог ЕГЭ, а в этом заваливших стало чуть меньше: 46% школьников не преодолели проходной барьер. На «отлично» экзамен сдали только три школьника из 27 тысяч. На пересдачу отправились 7 тысяч человек.

В Киргизии в этом году общереспубликанское тестирование — ОРТ — сдавали 52 тысячи школьников, из которых минимальный порог в 110 баллов преодолели 24 тысячи выпускников. Таким образом, сдали тесты 48% потенциальных абитуриентов, тогда как 52% школьников тесты провалили. В прошлом году проваливших тесты было на тысячу человек больше.

В России ситуация со знаниями и сдачей тестов так же плачевна, как и в иных республиках бывшего Союза: в прошлом году Рособрнадзор снизил пороговый минимум ЕГЭ по русскому языку на 12 баллов. Причиной такого решения стало большое количество школьников, которые не смогли набрать минимальные 36 баллов, а, например, в Орловской области 18% школьников провалили ЕГЭ по физике.

Проблемы интеллектуальной деградации пост-СССР

Данные показатели «успешности» сдачи тестирования школьниками по разным странам Евразии свидетельствуют о том, что:

1. Падение уровня школьного образования продолжается, и пример Молдовы, а также догоняющей её Украины, показывает, что дна у процесса деградации нет.

2. Реформы школьного образования, проводимые в годы независимости национальных республик, ни к чему толковому не привели.

3. Опыт «честного» внешнего оценивания знаний на Украине показывает, что при желании и деньгах в сертификате можно нарисовать что угодно. Потому цель тестирования, которая заключалась в ликвидации коррупции на уровне вступительных экзаменов в вузы, не достигнута — коррупционные деньги просто начали течь в другом направлении и на других уровнях властной вертикали.

4. Школьное образование из качественного и всеобщего превратилось просто во всеобщее. Образование из жизненной необходимости превратилось в услугу, которая, в зависимости от слоя общества, может быть ориентированной на элиты и массы.

5. Чиновникам, реформирующим школы в национальных республиках, нет нужды учить своих детей среди простых смертных: у них более чем достаточно денег для оплаты обучения своих чад в элитных школах, как в республиках, так и в странах дальнего зарубежья. Людоедский и социал-дарвинистский настрой либеральных и националистических элит показывает, что власть имущие причисляют себя к элите общества, а дела плебеев их особо не интересуют. Вера реформаторов в правильность избранного пути реформирования непоколебима, а личной ответственности за провалы в реформах и катастрофическое падение качества образования никто из министров-реформаторов и авторов провальных учебников не понёс, да и, по всей видимости, не понесёт. Однако если элитам Британской империи и мелким национальным государствам Европы элитарное образование позволяло управлять колониями и своими странами, то России не позволит: у нас слишком большая площадь, невероятно протяжённые и уязвимые сухопутные границы при малой численности населения.

6. Элиты как России, так и её соседей по бывшему Союзу не ставят перед собой цель воспитания человека с более-менее целостной и непротиворечивой картиной мира. До тех пор, пока элитами не будут сформулированы данные цели, для которых и понадобится большое количество качественных специалистов, никаких внятных реформ в сфере образования не будет. Единственное, что может подтолкнуть элиты к осознанию необходимости коренных реформ в образовании, — угроза своего физического уничтожения либо невозможность обучать своих детей в иностранных школах. А пока такая угроза не станет более чем реальной, деградация продолжится.

7. С такими «успехами» в образовании о полётах в космос, масштабных базах на Луне можно забыть — через поколение-два поддержание уже существующей инфраструктуры может стать серьёзной проблемой.

8. Надеяться на тотальную компьютеризацию, которая теоретически позволит уравнять всех в доступе к формальной логике и знаниям, не стоит: созидать без творческого переосмысления и глубокой переработки общедоступной информации невозможно.

А пока в качестве «успеха» придётся довольствоваться новостями о том, что школьники из России на математической олимпиаде впервые за 50 лет не выиграли ни одной золотой медали, а в Киргизии больше мечетей, чем школ. Впрочем, если у государства появится цель совершить образовательный рывок, то опыт ЛИКБЕЗа 100-летней давности показывает, что нет ничего невозможного.

 

Иван Лизан

Источник: odnako.org

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *