Станут ли Фуад и Самира примером для дагестанской молодежи?

«Семья Фуада и Самиры» ― жвачка по типу знаменитого бренда Love is ― появилась на полках магазинов Дагестана. Только во вкладышах новой жевательной резинки рассказывается не о том, что такое любовь, а о семейных ценностях ислама. Продукт появился почти одновременно с запуском мобильной службы знакомств для мусульман. Приложение позволяет найти, в том числе и вторую жену.

Помогут ли эти инициативы возродить традиционные ценности, роль которых в обществе, по мнению экспертов, неуклонно снижается? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспонденту КАВПОЛИТа пришлось обратиться за помощью к психологу. 

Счастье это…

В конце весны 2015 года группа компаний ARABIAN SECRETS выпустила новинку – необычную жевательную резинку на тему обретения счастья современной мусульманской семьей. Ориентирован новый продукт в большей части для детей от десяти лет, ну и отчасти на родителей.

В качестве персонажей для вкладышей жевательной резинки были выбраны члены небольшой мусульманской семьи, старающейся жить по исламским законам, соблюдая все заветы своей религии. Героями целой серии комиксов, напечатанных, на вкладышах этой жевательной резинки стали вымышленные персонажи ― Фуад и его супруга Самира, а также их дети Райхана и Джамиль.

Эта семья живет дружной полезной для общества жизнью. Помогает соседям и близким. Обучает своих детей добру и справедливости, состраданию и соучастию в жизни современного общества. Воспитывает в детях правильное отношение к семейным ценностям, согласно исламу. Вместо «Любовь это…» надписи на вкладышах начинаются как «Счастье в семье это…».

​ Разработка идеи и дизайна вкладышей происходила в Хасавюрте, а непосредственное производство велось на кондитерской фабрике в Подольске.

«Нам на глаза как-то попался один рисунок, выполненный, в стиле турецкой жевательной резинки на основе новозеландских и английских комиксов про любовь. Но выполненный в мусульманском стиле с хорошим позитивно-воспитательным смыслом, ― рассказывает Рамазан Эмеев о том, как зародился проект.

― Нас это сильно зацепило, и когда мы начали выпуск полезных жевательных резинок на основе экстракта сивака SIWAKPLUS, решили сделать подарок нашим детям в виде полезной, приятной жевательной резинки, напоминающей к тому же о мусульманских и исламских ценностях».

По словам руководителя компании, жевательная резинка – обычная, но туда не добавляется ничего запретного. Вкусовые композиции похожи на Love Is, но жевательная масса лучше – она испанская, дорогая и мягкая. И самое главное – в ее производстве не используется никаких красителей.

«Этот проект ориентирован на соблюдающих и просто этнических мусульман, на всех тех, кто относит себя к мусульманам, но и немусульманам, далеким от ценностей ислама будет интересно ознакомиться с этим интересным миром и его законами и правилами, по которым живут их соседи-мусульмане, ― сообщает компания.

― Жизнь героев этого комикса о семье Фуада и Самиры учить терпимости и солидарности, порядочности и гостеприимству, всему тому, что считается в любом нормальном человеческом обществе хорошим вкусом и эталоном положительного поведения».

Казалось бы, что плохого в семейных ценностях? Но в обществе начались обсуждения, появились, как водится, язвительные комментарии.

В уме не укладывается, как может вызвать негативные чувства безобидный продукт, на вкладышах которого написано: «Счастье в семье — это уважать престарелых родителей», «Счастье в семье — это ухаживать за супругой, когда она болеет» или «Счастье в семье — это когда дети учатся скромности от родителей».

«Цель нашей работы – создание нужных, полезных телесному и духовному здоровью человека продуктов. Размышляя о нравственном развитии наших детей, мы пришли к выводу, что воспитание начинается с самых низов, с семьи, улицы и двора, – говорит директор компании Arabian Secrets Рамазан Эмеев в интервью корреспонденту КАВПОЛИТа.

– Мы видели, что наши дети жуют вредные некачественные жевательные резинки и конфеты, увидели, что через вкладыши в этих разноцветных резинках дети получают массу негативной, чуждой детям информации, побуждающей их не уважать окружающих, а жить эгоистичной, асоциальной, развратной жизнью – жизнью без корней и чести, жизнью ради жизни без будущего».

«Наш проект социально важен. Мы преследуем только благие цели ради просвещения и объединения нашего общества. Мы за крепкие дружные семьи, чтящие своих родственников и соседей, помогающих окружающим в бедах и радостях», – добавляет Эмеев.

Не первая любовь

Кто-то может назвать традиции анахронизмом, но раньше у кавказцев семья была важнее личных капризов и интересов. Под влиянием массовой культуры сегодня жизненным приоритетом для молодых людей стала любовь. При этом романтические чувства мало ассоциируются с семейными отношениями. 

В поисках своего пути российские мусульмане создают социальные проекты, которые отвечают их потребностям и не противоречат религиозным и национальным нормам.

Еще одной инициативой такого толка стало создание сервиса для поиска второй жены. 

​ Это первая мобильная служба знакомств для мусульман Mydiaspora.mobi. Благодаря приложению можно найти вторую жену или единственного спутника жизни, соответствующего критериям, принятым в исламском мире.

Одним из отличий этого сервиса от подобных сайтов знакомств является то, что пользователи на первых этапах общения не могут увидеть фотографии друг друга. То есть поначалу люди общаются, не зная, как выглядит собеседник.

Подбор кандидатов в супруги происходит на основе обязательного подробного анкетирования. В приложении есть возможность добавить старшего брата или отца.

Насколько этот ресурс необходим республике, оценить пока трудно. Многим он не по душе, особенно дагестанским женщинам.

Но тенденция к созданию исламских социальных проектов указывает на то, что, по крайней мере, некоторая часть общества нуждается в защите от негативных проявлений глобализации.

У них на это пять причин

В то же время нельзя не заметить, что Дагестан становится все более светским, традиционные ценности и принципы жизни горцев отходят на второй план. Растет количество разводов и число незамужних женщин.

Насколько тесно связаны эти процессы? Разъяснить ситуацию корреспондент КАВПОЛИТа попросил известного семейного психолога Арсена Джабраилова.

– Арсен Набиевич, как часто к вам обращаются люди на гране развода?

– В Дагестане обращаться к психологу стало нормой в последние 2-3 года. По вопросам разводов, обращаются люди средних (30-45) лет. Молодые люди приходят, если их что-то не устраивает во взаимоотношениях.

Число разводов в Дагестане остается относительно высоким, на мой взгляд. И колеблется в пределах 25% в первый год совместной жизни – по республике, и 30% – по Махачкале. Это данные по зарегистрированным бракам. Число разводов растет.

– Почему, на ваш взгляд, разводов становится больше? Это результат неправильного воспитания, ослабления роли традиций, религии или причина в чем-то другом?

– Растущее число разводов есть результат и воспитания, и ослабления традиций, и «новых» проблем, с которыми никто из старших не сталкивался в своей семейной жизни.

Во-первых, число детей, которые сегодня выходят замуж и женятся, мало по сравнению с прошлыми годами. Сегодня это дети конца 1990-х, когда рожали мало, а значит и отношение к детям было более трепетное: родители бросились зарабатывать и забыли о детях.

Пробелы в воспитании решали, откупаясь от них подарками в виде модной одежды и навороченных стильных штучек того и этого времени. Дети выросли в системе «Я хочу» и «Мне дадут». Учиться, работать, ждать и терпеть они не умеют.

Это перешло в семейную жизнь. И если родители в прошлом говорили: «Терпи, ты вышла замуж. Все сложится» или «Это твоя жена. Ты за нее в ответе», то сейчас больше слышно: «Не надо терпеть. Возвращайся, если тяжело» или «Пошла она к черту, мы другую тебе найдем».

Во-вторых, традиции оказались пронизаны товарно-денежными отношениями, а не «тухумно-родственными» или куначескими, как было раньше. Сегодня деньги определяют, «брендовая» девочка или нет.

Те, у кого есть материальные возможности, решают, кто и как будет жить. Родители прямо говорят: «Или расходись, или убирайтесь из моей квартиры».

Вмешательство родителей, чаще всего матерей парней, это третья проблема и причина.

В-четвертых, проблема религизации региона – еще одна из причин разложения семьи. Дагестан – республика, в которой сосуществуют европейское и исламское воспитание и взгляды на жизнь.

Часто парни выбирают в жены европеизированных девчонок, которых сразу после свадьбы «закрывают» в хиджабы. Такие радикальные изменения в статусе дочери не нравятся по-европейски воспитанным родителям девочки, что тоже способствует распаду молодой семьи.

В-пятых, на мой взгляд, одна из самых важных проблем и, соответственно, причин – материальная зависимость от родителей и неспособность молодых людей вести взрослую самостоятельную жизнь.

– Какие причины разводов самые распространенные?

– В своей практике я сталкивался с проблемами «кризиса среднего возраста» у разводившихся супругов. Из этого часто следует другая проблема сегодняшней жизни – желание иметь вторую и третью жену, как правило, более молодую.

Еще одна из часто обсуждаемых проблем – это сексуальная дисгармония. Супруги не способны говорить на эту щепетильную тему, что негативно сказывается на их отношениях.

Насмотревшись порнофильмов или начитавшись глянцевых журналов, молодые люди ждут от супружества незабываемых эмоций в интимной сфере, забывая, что сами ответственны за эти самые эмоции.

Я также сталкивался с ситуациями, когда супруги просто устали друг от друга. Часто их удерживают дети. Но ненадолго.

Фаина Качабекова

Источник: kavpolit.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *