Итоги года: Роскосмос заканчивает «пятилетку аварий»

«Разочарованием 2017 года» можно назвать деятельность корпорации «Роскосмос», которая пятый год уже считает одну потерю за другой. Меняются начальники, проводятся реорганизации, а летать в космос становится все труднее…

В уходящем году NASA удалось запустить двигатели межпланетного зонда «Вояджер-1», улетевшего на 140 астрономических единиц от Земли. Это примерно в пять раз больше расстояния от Солнца до Нептуна – самой крайней планетой Солнечной системы. В это время мы снова уронили ракету с 19 спутниками. В несчастьях преследующих Роскосмос, пожалуй, уже можно запутаться. «НИ» вспомнили недолетевшие до орбиты устройства и причины неудачных запусков за последние пять лет.

2016 год

Этот год так же мог стать для нас годом без аварий, однако подвел декабрь. Кроме того, в 2016 году Россия впервые с 2004 года перестала быть мировым лидером по числу запусков ракет космического назначения, уступив первенство США и Китаю. Однако и они в этом году так же потеряли по одной ракете.

Прогресс МС-04

 

Космический грузовик «Прогресс МС-04»

Фото: РОСКОСМОС

 

Ракета-носитель «Союз-У» с космическим грузовым кораблем «Прогресс МС-04» стартовала с космодрома Байконур 1 декабря 2016 года. Транспортный корабль вез на Международную космическую станцию 2,5 тонны различных грузов и оборудования, в том числе топливо для дозаправки МКС, продукты, воду и воздух, научные приборы и комплектующие, одежду, медикаменты, средства личной гигиены и конечно новогодние подарки для членов экипажа.

Однако на 383-й секунде полета, когда корабль находился на высоте около 190 км над территорией республики Тыва, связь с ним пропала. Большинство обломков корабля сгорели в плотных слоях атмосферы, еще часть фрагментов упала примерно в 100 км западнее Кызыла, в Республике Тыва.

Расследовавшая причины аварии комиссия Роскосмоса установила, что наиболее вероятной причиной аварии стало разрушение двигателя третьей ступени вследствие возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя. К этому могло привести либо нарушение технологии сборки двигателя, либо попадание посторонних частиц в полость насоса, отметили в Роскосмосе.

Среди грузов на борту корабля также находилась оранжерейная установка «Лада-2», скафандр нового поколения «Орлан-МКС», система регенерации воды и урины «СРВ-У-РС», а также оборудование эксперимента «Пробиовит» для приготовления кисломолочных продуктов в условиях невесомости. Оранжерея «Лада-2», с помощью которой планировалось выращивать на орбите сладкий перец, пшеницу и салат, предназначалась для российского сегмента станции и обошлась в полмиллиона долларов.

 

Союз-2.1а так и не долетел до МКС

 

Вначале пуск и полет ракеты-носителя проходили в штатном режиме. Но за 1,5 секунды до расчетного времени отделения транспортного корабля от третьей ступени ракеты было зафиксировано исчезновение телеметрии. При этом позже было установлено, что отделение корабля прошло своевременно. Средства контроля космического пространства обнаружили «Прогресс» и третью ступень ракеты-носителя вблизи орбиты выведения. Связь с кораблем удалось частично восстановить. Однако, в ходе проведения дополнительного тестирования систем и агрегатов корабля, были установлены отказы отдельных элементов и узлов корабля, а также выявлена неисправность блока двигательной установки. Обеспечить безопасную стыковку «Прогресса» с МКС уже было невозможно. Корабль продолжил постепенное снижение орбиты и 8 мая 2015 года сгорел в плотных слоях атмосферы над центральной частью Тихого океана.

Стоит отметить, что полёт стартовавшего к Международной космической станции в июне этого же года космического корабля SpaceX CRS-7 также закончился неудачей, из-за неполадок ракеты-носителя Falcon 9. Впервые в истории МКС второй раз подряд космический корабль не смог долететь до станции. Из-за неудачных запусков транспортных кораблей, пришлось перенести и старты пилотируемых запусков к МКС.

 

MexSat-1

 

Мексиканский спутник связи MexSat-1 планировалось вывести на геостационарную орбиту и установить в орбитальную позицию 113 градусов западной долготы, с которой ему предстояло обслуживать территорию Мексики и ряда стран Латинской Америки. Ракета-носитель «Протон-М» со спутником и разгонным блоком «Бриз-М» стартовала с космодрома Байконур 16 мая 2015 года. «Протон-М» должен был вывести разгонный блок со спутником связи на опорную орбиту, а после разделения «Бриз-М» продолжил бы выведение спутника в заданную орбитальную позицию.

 

Нативная реклама Relap

Нештатная ситуация возникла на высоте 161 км на 498-й секунде полета, за минуту до расчетного времени отделения разгонного блока. Третья ступень, разгонный блок и космический аппарат практически полностью сгорели в атмосфере.

Межведомственная комиссия Роскосмоса, расследовавшая причины аварийного запуска, пришла к выводу, что авария произошла из-за отказа рулевого двигателя третьей ступени, вследствие несовершенства его конструкции.

Космический аппарат MexSat-1 был изготовлен по заказу Министерства коммуникации и транспорта Мексики американским концерном «Боинг». Спутник должен был отработать на орбите не менее 15 лет. Система MexSat включающая в себя несколько спутников, предназначена для обеспечения государственных и силовых структур Мексики фиксированной и мобильной спутниковой связью. Также MexSat-1 должен был использоваться для организации сетей телемедицины, дистанционного образования и систем связи и оповещения во время чрезвычайных происшествий.

 

Космос-2511

 

Ракета-носитель «Союз-2.1в» с разгонным блоком «Волга» и двумя спутниками Министерства обороны РФ «Космос-2511» и «Космос-2512» стартовала с космодрома Плесецк 5 декабря 2015 года. Это был второй пуск ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в», летно-конструкторские испытания которой проводились на космодроме Плесецк. Первый пуск ракеты успешно прошел в декабре 2013 года.

Космический аппарат «Космос-2512» приступил к работе, а вот «Космос-2511» так и не смог отделиться от разгонного блока «Волга». Позже он вместе с ним сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы. По выводам комиссии, расследовавшей причину нештатного запуска, космический аппарат был потерян из-за несрабатывания одного из четырех замков, удерживавших спутник на разгонном блоке.

Спутник «Космос-2511», так же известный как «Канопус-СТ» имел двойное назначение и создавался для дистанционного зондирования Земли и Мирового океана в гражданских и военных целях. На разработку спутника ушло десять лет. Он был способен осуществлять мониторинг водной и подводной обстановки, и в том числе обнаруживать подводные лодки в погруженном состоянии.

 

Европейский спутник связи «Экспресс-АМ4Р» на орбиту не вышел

 

 

Экспресс-АМ 4Р

 

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Экспресс-АМ4Р» стартовала с Байконура 15 мая 2014 года. На 545-й секунде полета, когда ракета находилась на высоте 160 км над уровнем моря, отказал рулевой двигатель третьей ступени. Большинство обломков ракеты и космического аппарата сгорели в атмосфере. Несколько фрагментов упали на территории КНР, в провинции Хэйлунцзян, которая соседствует с Амурской областью.

Геостационарный телекоммуникационный спутник «Экспресс АМ4Р» мог бы стать самым мощным и высокотехнологичным на сегодняшний день российским спутником связи. Для обеспечения устойчивого покрытия связью всей территории России и стран СНГ космический аппарат планировалось вывести на геостационарную орбиту в точку стояния 80 градусов восточной долготы.

«Экспресс АМ4Р» был построен компанией EADS Astrium по заказу ФГУП «Космическая связь». Спутник предназначался для замены выведенного на нерасчётную орбиту в 2011 году космического аппарата «Экспресс АМ4». В тот раз причиной аварии послужила нештатная работа разгонного блока. Так как «Экспресс АМ4» был застрахован, то средства полученные от страховых компаний пошли на строительство нового спутника «Экспресс АМ4Р», потерянного уже в 2014 году.

 

2013 год

 

Если не считать запуска с плавучего космодрома «Морской старт», когда в результате аварии была потеряна ракета-носитель «Зенит-3SL» с телекоммуникационным спутником Intelsat 27 на борту, то в активе Роскосмоса в 2013 году только одна авария. Хотя «Морской старт», выкупленный в 2016 году российским холдингом S7 Group, в 2013 году еще управлялся международным консорциумом Sea Launch Company, в котором Россия принимала активное участие.

 

 

Глонасс-М

 

Стартовавшая 2 июля 2013 года с космодрома Байконур ракета «Протон-М» с разгонным блоком «ДМ-3» и тремя навигационными спутниками «Глонасс-М» упала на первой минуте старта. Авария произошла из-за отказа двигателя первой ступени. Ракета упала примерно в 2,5 километрах от стартового комплекса. На борту упавшего «Протона» находилось порядка 600 тонн токсичного горючего. Однако, поскольку падение сопровождалось мощным взрывом, основная масса топлива прореагировала с окислителем.

 

Космические аппараты «Глонасс-М» не в первый раз не попадают на орбиту. В декабре 2010 года авария произошла с тем же составом участников – ракета-носитель «Протон-М», разгонный блок «ДМ-3» и три спутника «Глонасс-М». Но в прошлый раз ее причина была в разгонном блоке. Из-за ошибки в конструкторской документации в него залили на 1,5 тонны окислителя больше, чем требовалось. В тот раз спутники, разгонный блок и ракета упали в Тихий океан.

 

Ситуация с неудачами Роскосмоса продолжается не первый год. Мы собрали некоторые значимые на наш взгляд мнения экспертов о ее причинах и следствиях.

Павел Пушкин — генеральный директор российской частной космической компании «КосмоКурс» и один из разработчиков ракеты-носителя «Ангара»:

«Когда мы в 1990-х годах вышли на рынок пусковых услуг, оказалось, что востребованы наши изделия, оставшиеся с советских времен. Не требовались дополнительные вклады в развитие техники, и отрасль пыталась выжить на старом багаже. В 1990-х мы ничего не производили и не проектировали, поэтому сегодня мы сидим без новых технологий».

В самом деле «Протону» уже больше 50 лет, и на пенсию он не выйдет как минимум еще до 2025 года. А «Союз»- это фактически королевская «семерка», ракета Р-7, которая впервые стартовала в 1957 году. На ракетах-носителях это семейства были запущены в космос многие наши космические аппараты и все советские и российские космонавты, начиная с первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина.

Член-корреспондент РАН Григорий Чернявский:

«Космическая отрасль продолжает находиться в состоянии стагнации и не обеспечивает, на мой взгляд, сохранение России в XXI веке статуса ведущей космической державы».

Но, пожалуй, самую емкую характеристику происходящему дал помощник президента РФ, доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН Андрей Белоусов:

«Роскосмос» с советских времен живет за счет бюджета и работает практически без прибыли. 220 тыс. человек занятых, 20% из них — это люди в возрасте меньше 30 лет, причем не самые глупые люди.Из 90 организаций примерно две трети — это научные конструкторские организации. И вот эта огромная масса людей ни фига не может заработать деньги. Это нормально?» — задался вопросом Белоусов на конференции «Космос как бизнес».

«Госкорпорация «Роскосмос» в течении 3-5 лет должна перестроить бизнес-модель, чтобы стать глобальной корпорацией, зарабатывающей по-крупному». — подвел итог Андрей Белоусов.

Что касается последнего неудачного запуска, то, по мнению, академика Российской академии космонавтики имени Циолковского Александра Железнякова неудача с запуском 19 спутников с Восточного наносит ущерб имиджу России и не оказывает положительного эффекта на ракетно-промышленную отрасль страны, считает. Однако, по его мнению, позиции России на рынке коммерческих запусков не обязательно пошатнутся. «Я не могу сказать, что это кардинально ухудшит позиции России», — отметил эксперт. От себя добавим: возможно, потому,что имидж Роскосмоса в мире и так на весьма низком уровне.

Напомним, что доход России от коммерческих космических запусков в прошлом году, составил $130 млн. Для сравнения, США заработали $1,19 млрд, ЕС — $1,15 млрд. Разница уже на порядок…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *