Видели ли вы когда-либо, как служат литургию на скошенном лугу под открытым небом? Когда вместо купола – натянутый на жерди брезент, а вместо алтаря – обычная туристическая палатка? Я видел. Это происходит каждый год 28 июля в, казалось бы, умирающей и умершей даже тверской деревне Лысцево. А праздник называется «Кирики». И народу на него собирается уйма.
Откуда он только взялся? Неужто появилась новая поросль и вспомнила традиции отцов и дедов?
Поросль действительно новая. Только сеяли ее не здесь, и выросла она не на деревенских полях, а на городском асфальте.
Впрочем, все по порядку.
Я люблю ездить по деревенским проселкам. Незнакомая, едва просматриваемая дорога петляет, петляет среди лесов и болот, и вдруг – раз! – выведет тебя к какому-то поселению. Чаще уже оставленному жителями. В разваливающихся домах в беспорядке разбросана утварь, в углу свалены рамочки с семейными фотографиями. Такое ощущение, что хозяева в спешке убегали под натиском каких-то орд. И уже без них орды вынимали и уносили из оставленного дома рамы, половицы, потолочины – все, что можно увезти или унести с собой.
В других деревнях тоже разор, но уже не такой, а к некоторым домам притулились легковушки – это горожане, дачники.
И вдруг – Лысцево. Кирики. Праздник. Служба на свежескошенном лугу. Кто скосил луг? Кто заварил праздник? И почему Кирики?
Вообще-то, не Кирики, а Кирик, терпеливо объясняли мне новые деревенские жители. Это младенец. Его мать Иулитта жила в Малой Азии, происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына, но во время гонения на христиан оставила дом и под видом нищенки скрывалась в разных местах, пока не была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Ее били палками, а младенец Кирик, глядя на мучения матери, плакал и рвался к ней. Правитель пробовал его ласкать, ну, прямо как чиновник ювенальной юстиции, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я тоже христианин!». И тогда язычник Александр с высоты помоста, на котором восседал, со злостью швырнул ребенка на каменные ступени. Мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. А святую Иулитту после жестоких пыток усекли мечом – обезглавили.
Но это Малая Азия. А причем здесь тверская глубинка?
– «Кирики» в Лысцеве – это заветный праздник, – говорит главный организатор и вдохновитель праздника Николай Кириллович Головкин, географ из Питера.
– Как это – заветный?
– По преданиям когда-то пожар спалил здесь треть деревни, остановить его удалось лишь после молитвенного обращения к святым Кирику и Иулитте, с тех пор и завещано было каждый год праздновать день памяти этих святых. В прежние времена в домах к этому дню варили пиво, приглашали гостей из окрестных деревень.
Со временем традиция эта выродилась, как и сама деревня. Коренных жителей теперь – по пальцам пересчитать. Минины, Бойцовы… Вот, пожалуй, и все. Зимуют здесь всего две семьи. И умерло бы Лысцево, как 20 тысяч других сел и деревень России, если бы не эти питерские жители.
Да, возродили заветный праздник люди пришлые, или, как их называют, дачники. Первыми открыл эти места ученый из Москвы Андрей Суховской и его жена Елена. Андрей впоследствии стал священником. Теперь оба уже ушли в мир иной. Друзья Андрея, помогавшие будущему батюшке найти для жизни это уединенное место, вскоре стали селиться по соседству. Они и создали здесь православную общину, и возродили утраченную было традицию почитания святых Кирика и Иулитты.
Они – это, главным образом, семейство Головкиных. Николай с женой Катериной и сыном Арсением, студентом, будущим гидрографом. А также его мать Мария Николаевна, сестры Ксения и София, многочисленные друзья, которые либо приезжают сюда на время погостить, либо купили дома и живут тут лето. Все они люди православные, воцерковленные. Ксения Кирилловна, к примеру, служит регентом в одном из питерских храмов, организовала при храме большой детский, а затем взрослый хоры. Постепенно к ним примкнули и другие семьи, живущие летом в Лысцеве и ближайших деревнях.
Здесь, в российской глуши, они сеют по старинке хлеб и убирают его серпами, молотят снопы цепами, топят бани, варят чай в самоварах, трудятся в огороде, в поле, в лесу, собирая грибы и ягоды, а каждый вечер вместе с малыми детьми ходят за несколько километров к лесному озеру купаться. Да не просто купаться, а по пути убирают мусор, оставленный в лесу ягодниками и грибниками. Им это просто в удовольствие… Причем, баня, серп и самовар – не главное. Главное – это общинная жизнь в деревне. Костяк этой общины и составили люди, поющие с Ксенией Кирилловной в питерском храме. Вслед за ней, как когда-то Головкины за отцом Андреем Суховским, потянулись они в Лысцево.
Вот и нынче приехали Галина и Валентина. Живут пока на съемной квартире, но хотят купить здесь дом. Поначалу думалось, что сделать это при нынешнем-то деревенском неустройстве легко. Оказалось, проблемно. Пустующих домов окрест много, заходи и живи, как в популярном мультфильме про Простоквашино. Но в большинстве своем они не зарегистрированы в БТИ и не значатся в регистрационной палате, а значит, оформить на них купчую, даже если найдутся наследники и согласятся продать дом, совершенно невозможно.
– А очень хотелось бы сохранить все эти умирающие деревни, – говорит Галина, – создать здесь православную общину.
Спрашиваю:
– В деревне общинно легче жить, чем в городе?
– Ну, мы и там живем активной жизнью.
Но деревня летом очень хороша. Здесь можно и трудиться, и вместе с детьми находиться, и общаться со всеми своими. И дети в этой общине только хорошее впитывают.
– Нам в свое время некуда было выехать на лето из Питера, вывезти на свежий воздух детей. – рассказывает Валентина. – Так вот, Ксения Кирилловна брала наших ребятишек сюда. С девяти лет. И это запало. До такой степени запало, что они уже выросли, в институтах учатся, некоторые работают, а все равно стремятся приехать в Лысцево хотя бы на два-три дня.
Но вернемся на луг, в храм под открытым небом. Последние восемь лет здесь стараниями семьи Головкиных совершались лишь молебны с водосвятием святому равноапостольному князю Владимиру, почитание которого тоже приходится на этот день, и мученикам Кирику и Иулитте. В прошлом году впервые было решено провести уже не просто молебен, а литургию. Николай с соседями и сыном Арсением выкосили луг, натянули брезентовый тент, из подручных материалов смастерили необходимую для службы утварь. Знакомые из райцентра привезли палатку под алтарь, сообща поставили ее – и вот она, церковь под открытым небом. Походная церковь. В такой церкви, быть может, в свое время молились воины на Куликовом поле или под деревней Бородино.
Ну, а в остальном все, как в настоящем храме. По чину. По церковным правилам и канонам. Молитвы, проповедь, благовония. Нынче службу вел настоятель храма в честь иконы Божией Матери Казанская поселка Сандово, протоиерей о. Федор Лищенюк. Молились и старые, и молодые. Иные пришли с младенцами. А иные специально приехали из райцентра. Поминали живых и мертвых, здоровых и больных, Величали святого равноапостольного князя Владимира и святых мучеников Кирику и Иулитту. Молились за православных братьев Украины и за многострадальное Отечество наше, за себя и други своя.
А после службы питерцы – опять же под открытым небом – накрыли столы и пригласили всех разделить с ними праздничную трапезу. Но уже без пива, как в прежние времена, и вообще без спиртного. Вместо горячительного – квас домашнего приготовления и соки, а вместо отбивных котлет и селедки под шубой – чай из самовара и домашняя выпечка.
Кстати, по народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей.
Александр Калинин
Источник: stoletie.ru