В колонке “Трудовая этика” на сайте BBC Capital рассматриваются этические и межличностные дилеммы, с которыми сталкиваются наемные работники. Сегодня обсуждаем страхи и обиды, связанные с ежегодной аттестацией.
Даже от самого слова “аттестация” у сотрудника могут поползти мурашки по коже, и таких трясущихся от страха работников немало.
Аттестации, на которых оценивается работа сотрудника за прошедший год, стали обычным явлением в больших и малых компаниях. Согласно данным Общества управления человеческими ресурсами в американском штате Вирджиния, почти 90% компаний страны проводят это мероприятие, оценивая работников по крайней мере раз в год. Как считает консультативное агентство Mercer’s research, 78% компаний в мире проводят подобные собеседования.
Что же происходит, если ваша аттестация вдруг оказалась не такой звездной, как вы надеялись?
В ходе аттестации
Есть от чего разволноваться, когда ваша начальница заявляет, что ожидала от вас совершенно иного стиля работы за последние полгода-год. Постарайтесь не занимать оборонительную позицию, советует Рут Росс из Северной Каролины, консультант по вопросам трудоустройства и автор, часто выступающий перед различными аудиториями. “Вместо этого сделайте глубокий вдох и попросите, чтобы вам дали больше информации, привели конкретные примеры, которые помогут вам увидеть свои ошибки и выявить недочеты”, – пишет она.
Вместо того чтобы заявлять “не понимаю, чего вы от меня хотите”, скажите: “мне хочется быть уверенной, что я правильно понимаю, чего от меня ожидают”, предлагает Росс. “Попросите дополнительную информацию и время на ее обдумывание. Например, можно сказать начальнице, что вам требуется дополнительное время, чтобы обдумать все замечания – и что вы хотели еще раз встретиться для дальнейшего обсуждения ситуации”.
Важно не показать обиды
Доктор Юта Биндль, доцент кафедры управления Лондонской школы экономики, очень престижного вуза, пишет: “Вероятно, ваши чувства будут ранены, и может быть, вы даже обидитесь и решите немного подуться. Это нормально. Если вы вкладываете душу в свою работу и гордитесь своими карьерными достижениями, плохие результаты аттестации могут очень больно ударить по самолюбию”. Но будьте осторожны, не делитесь в офисе своими переживаниями слишком откровенно. “Чего вам абсолютно точно не следует делать – это выплескивать свои отрицательные эмоции на коллег или на босса, – пишет Биндль. – Выплескивание негатива на работе – даже если вам от этого станет легче в данный момент – скорее всего, не поможет, а наоборот повредит вам”.
Лучше всего оставаться вежливым и вести себя как профессионал. “Попытайтесь думать о негативных отзывах о вашей работе как о ситуации, которую вы сможете улучшить. Речь идет не о ваших человеческих качествах, не о вас как о личности, – подчеркивает Биндль. – Постарайтесь не видеть себя жертвой. Рассматривайте себя как активного участника ситуации, которую вы должны и сможете исправить в будущем”.
Позвольте себе немного отдохнуть
Если вы очень расстроились из-за аттестации, а вам еще до конца дня нужно оставаться на работе, сделайте небольшой перерыв, пойдите погуляйте вокруг здания или сходите за чашкой кофе, предлагает Биндль: “Сделайте что-то, что вас подбодрит в данный момент, а потом, когда успокоитесь, возвращайтесь на рабочее место”. “Добравшись домой, можете расслабиться и немного попереживать, порасстраиваться. Пусть вас утешают подруги за чашкой кофе, или супруг пригласит на вкусный ужин в ресторан, – предлагает она. – Чтобы улучшить настроение, займитесь тем, чем вы любите заниматься на досуге”.
Что дальше?
Как только придете в себя, медленно перечитайте замечания вашего начальника снова, чтобы переварить информацию. “Задайте ключевые вопросы для прояснения конкретных примеров или конкретной критики и сформулируйте план исправления ошибок”, – пишет Росс.
Если вам представилась возможность второй встречи, начните с благодарности за высказанную критику и предложите поработать вместе над планом, который поможет идти вперед. “Выразите благодарность, продемонстрируйте открытость и готовность меняться”, – предлагает Росс.
Что если вы не согласны с некоторыми замечаниями? “Признайте те замечания, которые вы считаете справедливыми, поделитесь вашими мыслями по поводу того, как вы собираетесь улучшать положение и не повторять старых ошибок, – советует Майк Сталлард из Коннектикута, основатель консалтинговой фирмы по бизнес-менеджменту E Pluribus Partners. – Разъясните, с какими пунктами вы не согласны и почему”. Только не готовьтесь к такому разговору в одиночку. Перед вторым собеседованием попросите пару хороших друзей послушать ваши ответы и дать вам совет.
Не конец света
Думайте о будущем, помещайте задачи и проблемы в перспективу. Обязательно найдите время “напомнить себе, что плохая аттестация – еще не конец света, что она может стать катализатором позитивного личностного и карьерного роста”, говорит Сталлард. “Мне однажды начальник сказал, что я пытаюсь всем угодить. Он был прав. Я извлек из этого урок и стал более эффективным лидером”.
Элизабет Гароун
Источник: bbc.com