Юрисдикционный спор древних патриархатов может быть инициирован США.
10 июля 2015 г. Иерусалимский Патриархат официально опроверг выдвинутые ему со стороны Антиохийского Патриархата обвинения в нарушении канонической территории. Как известно, 26 июня Синод Антиохийской Церкви принял решение полностью прекратить общение с Иерусалимской Церковью. Главная причина – решение Иерусалимского Патриархата учредить в Катаре Экзархат с назначением епископа.
Спор между двумя древними патриархатами разгорелся еще два года назад. 4 марта 2013 г., Синод Иерусалимского Патриархата избрал епископом Катара архимандрита Макария (Маврояннакиса), который с 2001 г. окормлял проживающих в Эмирате православных христиан. Данный акт вызвал возмущение и осуждение в Антиохийском Патриархате. Дело в том, что Антиохийский Патриархат рассматривает Катар, как и все страны Персидского залива, своей канонической территорией.
В Патриархате существует целая митрополия по окормлению Персидского залива, которую с 1969 по 2014 гг. возглавлял митрополит Багдадский, Кувейтский и окрестных территорий Константин (Папастефану). Присутствие на своей канонической территории священника Церкви-сестры в Антиохии терпели и воспринимали с благодарностью как временную меру пастырского попечения.
Однако, рукоположение епископа и учреждение епархии в Дамаске расценили как прямую интервенцию со стороны Иерусалима.
Представляется неслучайным, что решение о создании Катарского Экзархата было принято в Иерусалиме в самый разгар гражданской войны в Сирии, когда внимание обескровленной Антиохийской Церкви было сосредоточено на решении внутрицерковных вопросов.
Иерусалим же обосновывает свои права на Катар традицией, а свои действия оправдывает тем, что с самого начала своего присутствия в Катаре еще с 1996 г. со стороны Антиохии не было высказано никаких возражений.
В 2014 г. Синод Антиохийского Патриархата уже прерывал общение с Иерусалимской Патриархией на уровне епископата. Это случилось 29 апреля после неудачных попыток переговоров и решения юрисдикционных споров между церквями, в частности при посредничестве МИД Греции. Межцерковный кризис усугубился в марте 2014 г., когда в Стамбуле состоялось совещание глав поместных православных церквей в рамках подготовки к Всеправославному Собору. Несмотря на просьбы Антиохийского Патриарха Иоанна X катарский вопрос не был включен в повестку дня. Более того, Вселенский Патриарх вручил сирийской делегации Послание от Иерусалимского Патриарха, в котором подтверждались права Иерусалимского Патриархата на Катар. К слову, тогда в марте 2014 г. антиохийская сторона так и не подписала итоговый документ Совещания глав поместных церквей, и не приняла участие в совместном праздничном богослужении.
В генезисе конфликта древних церквей прослеживается определенный американский след. В Катаре вплоть до 1997 г. существовал официальный запрет на проведение каких-либо церемоний, связанных с немусульманскими культами. Только в 1997 г. по инициативе посла США – Патрика Тероса, и с согласия высшего руководства Катара, в Доху для празднования Пасхи был приглашен православный священник, архимандрит, а ныне Иерусалимский Патриарх Феофил (Яннопулос). Первые богослужения проходили в частной резиденции американского посла.
С 2003 г. власти Катара официально разрешили христианским общинам отмечать религиозные праздники. При архимандритах Феофиле и Макарие в Дохе был построен храм в честь св. Георгия Победоносца и прп. Исаака Сирина на участке земли, который выделил Эмир Хаммад бин Халифа аль-Тани. В 1999 г. и в 2010 г. визиты в Эмират совершили Иерусалимские Патриархи – покойный Диодор (Каривалис) и ныне действующий Феофил. Отсутствие реакции и возражений со стороны Антиохийского Патриархата в Иерусалиме расценили как согласие.
На сегодняшний день православная паства Катара объединяет около 12 000 человек. Иерусалимский Патриархат декларирует свое присутствие в Катаре в качестве полиэтнического и мультиязычного центра, выступая в качестве альтернативы арабоцентричной позиции Антиохийского Патриархата.
Упрекая Антиохию в арабском национализме, Иерусалимский Патриархат сам испытывает проблемы на национальной почве. Основную часть паствы Иерусалимского Патриархата составляют арабы, в то время как епископат Церкви преимущественно состоит из греков. До 2013 г. в Иерусалимском Патриархате был только один епископ-араб – архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна), который был крайне неудобным для Патриархии: он активно отстаивал права арабов-палестинцев перед властями Израиля и в международных организациях; открыто поддерживал президента Сирии Башара Асада, критиковал Патриарха Феофила за сдачу в аренду земель, принадлежащих Патриархии в Иерусалиме и окрестностях израильскому бизнесу.
Из-за своей проарабской позиции иерарх регулярно подвергается преследованиям со стороны израильских властей. Православные арабы, недовольные действиями Патриархии обвиняют Патриарха Феофила в незаконных операциях с недвижимостью, дискриминации монахов-арабов и т.д.
Противостояние двух древних церквей, которое уже успело выйти за пределы региона создает дополнительную напряженность в ближневосточном кризисе, играя на руку третьим силам, заинтересованным в межцерковной конфронтации. Опровергая обвинения Антиохийского Патриархата, Иерусалимская Церковь предложила создать комиссию из экспертов по каноническому праву для урегулирования конфликта. С учетом провала предыдущих попыток решения спора при участии Греции и Вселенского Патриархата Русская Православная Церковь могла бы предложить свое братское посредничество в урегулировании спора, что могло бы упрочить ее международной статус и благотворно отразится на имидже России в регионе.
Андрей Александрович Серебрич
Источник: riss.ru