Черкесские организации снова затормозили законопроект о народных дружинах, опасаясь межнациональных столкновений.

Адыги выступают против создания в своей республике народных дружин, которые разрешены 44-м федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка». Они опасаются, что с полицией выйдут патрулировать улицы только казаки, получив привилегию присматривать за представителями других национальностей. ПоПыучастии граждан в охране общественного порядка”льку сч просьбе общественных активистов Госсовет-Хасэ РА отложил рассмотрение законопроекта о форме и символике добровольных помощников полиции.
Между тем в Майкопском отделе Кубанского казачьего войска подчеркивают, что формировать дружины могут представители любых национальностей, и раз уж закон принят, его надо исполнять.

С оглядкой на Кубань

В Адыгее снова разгорелись страсти по дружинникам. Если в прошлом году черкесские общественные организации выступали против, ссылаясь на отсутствие федерального закона, то теперь закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» под номером 44 подписан президентом России и ждет проработки на уровне субъектов федерации. На местах должны принять свои законодательные акты о форме и отличительной символике народных дружинников.

Второе чтение соответствующего законопроекта в Адыгее было отложено Госсоветом-Хасэ, к которому обратились сразу несколько черкесских организаций. Их пугает перспектива увидеть на своих улицах казаков с нагайками, которые стали привычными на улицах Краснодарского края.

В республике помнят и события 150-летней давности, когда казаки в авангарде российских войск завоевывали Кавказ, и сравнительно недавние высказывания экс-губернатора Кубани Александра Ткачева о том, что казачьи патрули призваны «выдавливать» мигрантов других национальностей с кубанской земли.

 «Казацкий патруль – это начало катастрофы»

«В прошлом году все общественники выступили и заявили: когда на территорию Адыгеи ступит казацкий патруль, это будет началом катастрофы, которой не будет конца», – предупреждает Заурбий Чундышко, председатель «Адыгэ Хасэ – Черкесский Совет».

Эта майкопская городская организация совместно с татарским культурно-просветительским обществом «Дуслык», движением «Старейшины Адыги» и региональным отделением партии «Правое дело» обратилась в Госсовет-Хасэ с просьбой не принимать закон о дружинах без проведения общественных слушаний.

В августе прошлого года на заседании общественного совета при комитете РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации этот вопрос уже поднимался. За исключением атамана Майкопского казачьего отдела Кубанского казачьего войска Александра Данилова, представители адыгских, греческих, армянских, русских, казачьих, азербайджанских, татарских, ветеранских общественных объединений высказались против участия каких-либо национально-культурных общественных формирований в охране общественного порядка. Так что результат общественных слушаний легко предсказуем.

По мнению авторов обращения в Госсовет-Хасэ, граждане республики и без дружин реализуют свое право участвовать в охране порядка, входя в общественные советы при правоохранительных структурах. К тому же республика, по их словам, «является одним из самых спокойных субъектов не только на Северном Кавказе, но и на всей территории России». 

Глава МВД Адыгеи не справляется?

Есть и другие причины, почему члены «Адыгэ Хасэ – Черкесский Совет» выступают против законопроекта. Как заявил корреспонденту КАВПОЛИТа член исполкома организации Арамбий Хапай, лично его не устраивает то, что на дружины в дальнейшем будет выделяться дополнительное финансирование, как это уже происходит в некоторых других субъектах ЮФО и СКФО.

«У нас на 450 тысяч населения в силовых структурах работают 5 тысяч человек. Зачем нам еще и дружинники? – удивляется он. – Люди говорят: если министр внутренних дел не справляется, пускай скажет. Мы Путину предложим кандидатуру человека, который может навести порядок. Но наш глава республики каждый день заявляет, что у нас все хорошо, никаких проблем. Если проблем нет, зачем создавать дружины и деньги им платить?»

Черкесскому общественнику также непонятно, зачем в Госсовете Адыгеи сидят 54 депутата, если их функция заключается в простом подтверждении принятых в Москве решений. «У нас ведь есть в республике свои интересы. Нам надо их защищать», – рассуждает он.

В свое время Арамбий Хапай, будучи спортсменом и комсомольцем, возглавлял молодежный отряд в Майкопе. «Тогда это нужно было, поскольку на танцах потасовки бывали. Сейчас такого не бывает. А если и будут на национальной почве столкновения, надо, чтобы разбиралась власть, а не какая-то добровольная дружина», – считает он.

Арамбий Юсуфович, как и его соратники по организации, уверен, что законопроект разрабатывается исключительно под казаков. «Мы категорически против, – подчеркивает он. – Мы не забыли, что казаки с нами делали, а они хотят еще и по Адыгее ходить, где мы хоть какое-то влияние имеем, хотя они не имели права и по Краснодарскому краю так делать, на черкесской земле. И вообще, по сословному, по национальному признаку нельзя набирать на службу. Иначе куда мы тогда докатимся?»

Вслед уходящему поезду

Иначе смотрит на перспективу создания дружин глава общественно-политического движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» Адыгеи Адам Богус. На недавней отчетной конференции движения он предложил решить, «поручаем мы нашему совету формирование этой организации или будем сидеть на перроне и смотреть на уходящий поезд».

По его мнению, еще полгода назад черкесов ставили перед фактом, что патрули будут. В этой ситуации Хасэ стоило бы сформировать структуры, подобные казачьим, которые бы несли дежурства в черкесках и действовали в соответствии с адыгейскими традициями и обычаями. Но тогда черкесы от этой идеи отказались.

«Теперь выясняется, что независимо от того, одобряем мы это или не одобряем, такие структуры казачество уже создало, – сообщил Адам Богус на отчетной конференции. – В количестве 130 человек сформирован состав. Они прошли все необходимые проверки, получили инструкции. Поскольку казачество является реестровой организацией, все эти люди подобраны из тех, кто активно проходит военную подготовку, выезжает на стрельбы, проходит семинары в правоохранительных органах.

Кроме того, создали старший состав, который не будет ходить ни на какие дежурства. То есть присутствуют обычаи и традиции. Молодежь после этого активно пошла в казаки. Год назад в майкопском казачестве состояли меньше 400 человек. Когда начали формироваться эти структуры, общий количественный состав казачества достиг 4 тысяч 330 человек».

Руководитель движения добавил, что параллельно в Адыгейском государственном университете создали студенческую дружину, но иллюзий, что она будет соблюдать традиции и обычаи адыгов при поддержании правопорядка, нет, поскольку это молодежная среда с меняющимся составом.

Торжество демократии

Несмотря на особую позицию руководителя, «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» Адыгеи на отчетной конференции большинством голосов решил обратиться в Госсовет-Хасэ республики с просьбой отложить принятие регионального закона о народных патрулях. В парламент было направлено соответствующее письмо. Поэтому вопрос был снят с повестки дня Госсовета.

«После парламентских каникул депутаты, скорее всего, вернуться к этому вопросу, и будут принимать законопроект», – предположил Адам Богус в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТа.

«В чем проблема? Многие возражают против этого закона, потому что у нас к дежурствам приготовились только казаки. Получается, что за общественным порядком будут следить и участвовать в его поддержании граждане, принадлежащие только к казачьему сообществу, а это создает, как многие считают, привилегию казакам. Им будто будет позволено следить за соблюдением порядка всеми остальными. Хотя на самом деле с точки зрения закона, кто создал добровольные дружины, тот и осуществляет поддержание общественного порядка», – уточнил Адам Шугаибович.

Он напомнил, что казаки имеют свою форму, традиционное оружие – сабли, шашки. «Это все накладывается на историческую память, – пояснил он. – Казаки и раньше в России были такой силой, которая в интересах самодержавия притесняла другие народы, и сейчас она вроде как снова возрождается. Казачество воспринимается как сила, подавляющая демократию и свободы. Лично я на заседаниях нашей организации говорил о том, что хорошо бы и нам создать такую структуру и наряду с казаками заниматься патрулированием, поддержанием порядка. Но у нас организация демократическая, и несмотря на то, что я председатель, большинство меня не поддержало».

По словам Адама Шугаибовича, в 90-х годах в Адыгее был негативный опыт участия казачества в охране общественного порядка. Тогда казаки без всякой законодательной базы укрепили посты ГАИ и проводили досмотры автомобилей. Многие адыги, особенно молодые, воспринимали это как ущемление их прав, и на этой почве возникали стычки, драки.

«Это было совсем недавно, наше поколение это помнит очень хорошо, и это тоже негативно воздействует на восприятие ситуации, – отметил наш собеседник. – Но думаю, что решение всегда можно найти».

«Есть закон, и его надо выполнять»

В свою очередь атаман Майкопского казачьего отдела кубанского казачьего войска подъесаул Александр Данилов обращает внимание, что 44-й федеральный закон касается не только казаков, а любых общественных организаций и объединений, «даже такого уровня как товарищества собственников жилья». «Собственники могут объединиться и принимать участие в охране общественного порядка на территории своего домовладения», – отметил он. 

Поэтому законопроект не ущемляет права адыгов, армян либо татар. Они тоже могут создавать свои дружины и патрулировать улицы совместно с сотрудниками полиции. 

«Казаки, как граждане Российской федерации, готовы подать заявку и принять участие в охране общественного порядка в рамках 44 Федерального закона. Но чтобы мы имели это право, должен быть принят закон на местном уровне, в котором будет прописан образец удостоверения и образец отличительного знака для дружинников», – пояснил Александр Анатольевич.

Будут ли казаки патрулировать улицы в национальной форме? Этот вопрос пока, по словам атамана, не ставится. «Форма одежды казаков, входящих в государственный реестр определена указом президента Российской Федерации, и любые действия казаков в рамках Устава казачьего общества позволяют носить форменную казачью одежду, соответствующую времени года. Форма у нас разная: от полевой до особо парадной. Вопрос, в чем патрулировать, мы будем рассматривать при создании дружин».

В любом случае, казачью форму в Адыгее надевать не запрещено. «Это национальная одежда, и я имею право выражать свою идентичность, – уточнил атаман, – но эта форма не будет являться отличительным знаком дружинника. Чтобы нас могли отличить, дежурим мы или нет, должны быть удостоверение дружинника и отличительный знак. На территории республики в качестве такого знака рассматривается повязка на рукаве».

Александр Данилов подчеркнул, что у казаков нет противостояния с этническими общественными организациями, в том числе и с черкесской республиканской общественной организацией, которую возглавляет Адам Богус. 

«Мы проводим совместные мероприятия, отмечаем вместе радостные и горестные даты, – рассказал атаман. – Мы готовы вместе выйти на дежурство по охране общественного порядка, если в этом будет необходимость и если будет принята соответствующая законодательная база».

Что касается аргумента о том, что дружинники не должны подменять собой функции правоохранительных структур, то этот вопрос Александр Анатольевич считает закрытым.

«Я человек в погонах и отношусь к этому так: закон есть закон, и мы должны его выполнять, – отметил он. – Уверен, что когда закон принимали на федеральном уровне, были достаточные обоснования. Реестровые казаки Майкопского казачьего отдела взяли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. И если возникает необходимость оказать содействие органам внутренних дел, мы к этому готовы. Если возникает необходимость оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях, мы тоже наготове. Россия наш дом, а мы ее жители. Кубанское казачье войско, в состав которого мы входим, зарекомендовало себя только с лучшей стороны, имеет положительное отзывы от жителей края и вызывает гордость у жителей России. Казаки всегда стояли и будут стоять на страже государства и его интересов, поэтому этот вопрос для меня закрыт. Будет решение – будем выполнять!».

 

Светлана Болотникова

Источник: kavpolit.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *