В Новочеркасске казаки России и зарубежья выработали программу совместных действий.

События XX века раскидали российских казаков по разным странам –  век XXI пытается их собрать воедино. В Новочеркасске с 13 по 15 октября прошел V Всемирный конгресс казаков, где они искали точки соприкосновения. Исторические исследования и воспитание молодежи в казачьих традициях, сохранение памятников и создание казачьей экономики — вот общие заботы казаков в России и за рубежом. Все это отразится в резолюции конгресса, которая вскоре будет опубликована. А пока КАВПОЛИТ расспросил терских делегатов об их впечатлениях от мероприятия.

Патриаршее благословение

Попасть в число приглашенных на V Всемирный конгресс казаков было непросто. В нем участвовало всего 300 делегатов, из которых около 120 человек представляли другие страны – Эстонию, Абхазию, Белоруссию, США, Аргентину, Германию, Сербию, Австралию. С российской стороны было очень много чиновников, которые участвовали только в пленарных заседаниях. Казаки выделялись мундирами и черкесками, но их было мало.

От Терского войска в Новочеркасск поехали реестровые казаки  – войсковой атаман Александр Журавский, его помощники и окружные атаманы. А вот делегации межрегионального общественного движения терских казаков «Терское казачье войско» Анатолия Маковкина, по его словам, в участии было отказано.

У тех, кого пригласили, впечатления остались хорошие, за исключением некоторых организационных моментов.

На второй день конгресса в промозглое октябрьское утро казаки и кадеты встречали патриарха Московского и всея Руси Кирилла у входа в Патриарший вознесенский войсковой всеказачий собор. Они ожидали, что сначала будет крестный ход. Но когда владыка подъехал и прошел в храм, их за ним не пустили. Видимо, охранники боялись столпотворения. В результате по информагентствам разлетелась новость о том, что глава Русской православной церкви поругал казаков за отсутствие на церковной службе.

 «Я очень надеюсь увидеться с вами еще раз в этом храме, а самое главное – помолиться с казаками в этом храме, чего я сегодня, к сожалению, был лишен. Потому что по непонятным для меня причинам казаки находились вне храма, а храм-то построен ради казаков. Здесь стояла казачья дружина, здесь казаки снимали свои фуражки, здесь они к Богу обращались. А сегодня, в день Патриаршего освящения, не было казаков в храме», – процитировали журналисты патриарха Кирилла

Святейший присутствовал на Всемирном конгрессе казаков первый раз, и это, несмотря на недоразумение в начале визита, придало мероприятию большую значимость.

Еще одной промашкой организаторов было голосование за концепцию Русской православной церкви по духовному окормлению казачества. Многие казаки ее не читали и даже не видели, однако послушно подняли папахи. Позже председатель синодального комитета по делам казачества митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл сообщил, что церковь приняла этот документ еще в сентябре. Атаманы казачьих войск участвовали в его разработке. Вновь утверждать концепцию по катехизации и воцерковлению казаков не было нужды.

Предложения с Терека

Обсуждение казачьих проблем проходило в форме круглых столов. Их было пять: «Казачье кадетское образование: основа традиционного духовно-нравственного, воинского и культурно-этнического воспитания казачьей молодежи. История и современность»; «Патриотизм как национальная идея. Роль казачества в становлении и укреплении российской государственности», «Об историческом, культурном и духовном наследии казачества в России и за рубежом» и «Экономика как основа партнерства и инструмент сближения казачьих обществ России и зарубежья».

Терские казаки вносили на них предложения по соответсвующей проблематике, сообщил КАВПОЛИТу атаман Михайловского станичного казачьего общества Ставропольского округа Терского войскового казачьего общества (СОКО ТВКО) Андрей Воронцов, который участвовал в обсуждении вопросов образования.

«Мы и через Ставропольскую краевую думу уже вносили предложения об изменении закона об образовании для того, чтобы за бортом не оставались казачьи классы и казачьи школы, чтобы все это финансировалось, и войско могло быть не просто сторонним наблюдателем, как сейчас происходит по закону, но могло быть и соучредителем учебных заведений», – рассказал он.

По его словам, МГУТУ им. Разумовского было дано задание разработать программу непрерывного казачьего образования в виде кластеров для дошкольных, школьных, средне специальных и высших профессиональных учебных заведений. «Университетом были предложены такие позиции, как разработка учебников, методических рекомендаций, курсов  повышения квалификации для учителей, которые преподают казачий компонент», – уточнил Воронцов.

Зарубежные участники форума тоже были озабочены отсутствием методических пособий для казачьего образования. Кроме того, они просили активизировать живое общение.

«Мы общались с казаками из Австралии, Калифорнии, Чехословакии, Белоруссии. Наша задача была в том, чтобы налаживать связи, чтобы мировое казачество могло развиваться, не обращая внимание на границы. Казаки есть казаки, хоть в Америке, хоть в Австралии, – считает Андрей Олегович. – Я познакомился с руководителями зарубежных Федераций рукопашного боя. Для меня, как соучредителя Федерации рукопашного боя Ставропольского края, это ценно, потому что можно будет в дальнейшем проводить совместные соревнования, выезжать к ним, приглашать их сюда».

Процент казачеству

Экономические дискуссии на круглом столе, где присутствовал атаман Ставропольского городского казачьего общества Александр Печников, касались коммерческой деятельности казачьих предприятий, охранных агентств и фермерских хозяйств.

В частности, конгресс собирался рекомендовать Совету по делам казачества при президенте организовать работу по формированию общероссийского целевого казачьего земельного фонда. Этот вопрос терские казаки в Ставропольском крае сейчас пытаются решить на региональном уровне.

Как налаживают казачью в Ростовской области, рассказал заместитель атамана Всевеликого войска Донского Михаил Беспалов. В свою очередь зарубежные казаки поделились опытом создания торговых домов.

 «Мы общались с сербами, с болгарами, казаками из Калифорнии, Белоруссии. У них созданы казачьи Торговые казачьи дома, и в этой области мы с ними планируем сотрудничать, –  сообщил Александр Печников. – Был на конгрессе Верховный атаман казаков Беларуссии Николай Еркович. Он создал казачий торговый дом “Беларусь”, и просит направлять ему товары. Такой же торговый дом действует в Болгарии. Болгары утверждают, что эмбарго не будет помехой в торговле, так как можно выбрать товары, которые под него не попадают.

1% прибыли от работы казачьего торгового дома в Болгарии идет на развитие казачьих обществ, казачьей культуры, казачьих школ. В торговле приоритет отдается товарам, произведенным членами казачьих обществ. Хорошо бы создать такой торговый дом и у нас. Сейчас мы пока решили проинформировать всех атаманов, что есть такая возможность реализовать излишки. Естественно, туда два мешка продукции не повезешь, нужны крупные партии. Торговому дому легче будет их формировать».

Наследие в эмиграции

На заседании круглого стола по истории казачества речь в основном шла о том, как сохранить за рубежом памятники, связанные с русской эмиграцией. «У каждой казачьей общины там есть кладбища, за которыми они ухаживают. Они просили, чтобы эти кладбища и памятники получили особый статус и охранялись государством», – рассказала КАВПОЛИТу редактор газеты «Казачий Терек» Ирина Щербакова.

Больной темой для казачьих войск России является прискорбный факт утери регалий, вывезенных за границу в начале прошлого века, когда белогвардейцы проиграли гражданскую войну и вынуждены были покинуть Родину. Кубанскому войску почти все – царские награды , атаманские булавы, знамена, элементы униформы – удалось вернуть в 2011 году в результате долгих переговоров с американскими казаками. Другие войска пока свою историю разыскивают по частным коллекциям и музеям. В частности, большая коллекция казачьих артефактов хранится в парижском музее.

 «Ведущий круглого стола правильно сказал, что мы должны быть благодарны тем, кто сохранил эти вещи. Если бы эти предметы в свое время эмигранты не вывезли заграницу, то их в советские годы ждала бы та же участь, что и храмы, которые разрушили, разграбили, поменяли куски позолоты на бутылку, – напомнила Ирина Щербакова. – От этих реликвий тоже бы ничего не осталось. За границей к ним очень трепетно относятся, поэтому сейчас речь не идет о том, чтобы их возвращать. Мы просто хотим знать, где это все хранится, чтобы, например, мы могли привезти туда кадетов и показать им».

Душою с Россией

Конгресс показал, что казаки из-за границы жаждут более тесного взаимодействия. Потомки казаков Семиреченского и Уральского войск попросили восстановить их в числе войск России. Их земли после распада СССР оказались в Казахстане и Киргизии. Но казачьи рода там до сих пор живут, и их представители  готовы служить своей исторической родине.

Надеются потомки казаков и на то, что Россия сможет им предоставлять гражданство в упрощенном порядке. В идеале им хотелось бы получить двойное гражданство, потому что многих связывает со страной проживания работа. Но российскими законами это запрещено.

С учетом присутствия казаков за границей и специфики российских регионов участники конгресса рекомендовали властям разработать новый закон о казачестве.

​Решено также создать Международный казачий центр, на сайте которого казаки со всего мира будут обмениваться контактами и информацией. Также определен комитет, который будет следить за претворением в жизнь идей конгресса и отчитается через три года на следующем съезде. 

На вопрос, как иностранные гости относятся к действиям российского государства на мировой арене, Андрей Воронцов уверенно ответил: «Внешняя российская политика казаками зарубежья полностью поддерживается. На финальном заседании конгресса мы почтили память казаков, которые воевали на территории Новороссии и погибли. О них были сказаны добрые, светлые слова».

Светлана Болотникова

Источник: kavpolit.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *