В начале лета крымскотатарское интернет-сообщество было взбудоражено появившимся в соцсетях видео с церемонии бракосочетания крымскотатарской пары. Все бы ничего — привычная церемония, но в конце ведущий восклицает: «А теперь, молодые, поздравьте друг друга», и пара обменялась легкими прикосновениями щеками. Этот момент вызвал шквал негодования и споров.

Свадебный переполох в Сети

Одни пользователи соцсетей призывали проклятия на головы жениха и невесты и их предков до седьмого колена. Другие недоумевали: что, мол, в этом такого? С какой целью пользователь выложил в Сеть это видео (оно было удалено в течение часа с момента размещения), уже не важно, но он поднял большую волну, которая вынесла на берег повседневной жизни различные мнения и суждения по поводу современных крымскотатарских свадеб.

Одни делились впечатлениями о свадьбе, которая больше напоминала вечеринку в ночном клубе, другие рассказывали, что за весь праздник так и не удалось увидеть невесту, третьи жаловались на засилье «не нашей» музыки.

Корреспондент КАВПОЛИТа  встретился с непосредственными организаторами и участниками «свадебного переполоха».

«Голые женщины на свадьбе — это харам»

Известная в Крыму сваха Мунивер-ханум Темешева, на личном счету которой свыше 10 тысяч соединившихся семейными узами пар,  не устает повторять, что нынешние крымскотатарские свадьбы слишком далеко ушли от традиционных правил.

 «В проведении свадебных церемоний появляются чуждые крымскотатарскому народу обрядовые элементы. Это вызывает тревогу», – говорит Мунивер-ханум.

По ее словам, появление чуждых обрядов не соответствует быту, укладу крымских татар, их обычаям: например, несколько лет назад в программы свадеб начали включать bellydance – танец живота.

 «Это вопиюще! Такого никогда на крымскотатарских свадьбах не было! Во-первых, это приватный танец для закрытых мероприятий, во-вторых, для нашего народа он чужд абсолютно», – горячится Мунивер-ханым.

Не раз в знак протеста она демонстративно покидала свадебное торжество, где был заявлен такой танцевальный номер. 80-летняя сваха считает невозможным появление полуобнаженной женщины на свадьбе, потому что на это торжество люди приходят семьями, в том числе с детьми.

«Я нажила много врагов среди мастериц этого вида танца. Понятно, им зарабатывать надо. Но я говорю и буду говорить, что голые женщины на свадьбе – это харам. И не вписывается в наши традиции ну никак», – подчеркнула Мунивер-ханым.

«Зачастую даже стыдно за наших людей»

Специалисты отмечают: музыкальный репертуар свадеб тоже изменился.

«Много заимствованной музыки, румынская, кавказская, узбекская. Никого не смущают «Лимончики» или «Одесса-мама». Народ весело отплясывает под Верку Сердючку, а народной танцевальной музыки все меньше и меньше. Кроме того, тамада ведет свадьбу на русском языке. Какие-то несуразные конкурсы, ритуалы. Зачастую даже стыдно за наших людей», – поделился  артист крымскотатарского академического музыкально-драматического театра Рефат Сейтаблаев.

Из заимствованных свадебных новшеств набирает популярность так называемая «Хна геджеси» – что-то вроде девичника, когда накануне свадьбы в доме невесты собираются ее подружки, чтоб подготовить ее к свадебной церемонии.

Ключевой элемент «Ночи невесты» – окрашивание ее рук и ног хной. Эта традиция заимствована из турецких обрядов. Мастер по росписи хной Земине Юсуфова вспоминает, что если еще два-три года назад «Хна геджеси» было новинкой, то сейчас практически каждая девушка перед свадьбой старается провести этот обряд.

 «Хна геджеси» каждый проводит по-разному: кто-то собирает пять-десять человек, кто-то полсотни. Обряд очень колоритный: музыка, танцы, красивый орнамент на руках, ну и, конечно, разговоры по душам, ведь у девушки начинается новая жизнь, и подруги ее провожают», – рассказала Земине Юсуфова.

Но старая гвардия не приветствует этот обряд, считая его чужеродным элементом в традиционной свадебной канве.

«Руки и ноги невесты покрывают узорами, как статую ее расписывают, и даже не знают, что на самом деле наши предки, выдавая замуж дочерей, окрашивали хной только ладони. Считалось, что хна таким образом придает ей сил и здоровья как будущей матери», – поясняет Мунивер-ханум.

Голливудская романтика для крымскотатарской свадьбы

Поезд современности набирает скорость, и вот уже не в новинку выездные брачные церемонии, когда на смену кабинетным стенам появляются площадки в живописных местах – на побережье, в горах, на цветущем поле. Обстановка весьма приближенная к тому, что показывают в красочных голливудских фильмах. Только в отличие от американской церемонии, брак скрепляет не духовное лицо, а уполномоченный работник загса. К тому же присутствует спиртное. Пусть даже в виде игристого…

К пропаганде антиалкогольных церемоний подключились свадебные агентства. Руководитель одного из крымских свадебных агентств Нияра Ногаева утверждает, что сценарии церемоний обговариваются с парами и непосредственно с их родителями.

 «Мы редко говорим “нет” своим клиентам. Но в некоторых случаях вынуждены это делать. Я твердо знаю, что не смогу организовать горку шампанского или популярное ныне бармен-шоу со спиртными напитками. Радует, что многие относятся с пониманием», – поделилась впечатлениями Нияра Ногаева.

Не секрет, что в церемонии присутствуют заимствованные элементы, однако в последнее время в нарядах невест и женихов, в убранстве мест бракосочетания прослеживается крымскотатарская символика.

«Знакомство — церемония деликатная»

При этом в крымскотатарском обществе утратил популярность институт сватовства. Если раньше молодых знакомили свахи или родственники противоположных сторон, то нынче молодые решают сами, с кем знакомиться и с кем строить совместную жизнь. 

Старшее поколение тревожится. Во-первых, создание семей с представителями других национальностей или вероисповеданий — это прямая угроза ассимиляции крымскотатарского народа. По мнению свахи Мунивер-ханум, это противоречит традициям крымских татар, и, самое печальное, сказывается на парах, которые вскоре разводятся.

«Необходимо знать, из какой семьи девушка, кто ее родители, бабушки, дедушки. То же самое касается и семьи молодого человека. Обязательно надо знать, откуда эти люди родом, какая у них репутация», – подчеркивает Мунивер-ханум. Она твердо убеждена, что молодых людей должны знакомить специально назначенные свахи или родственники.

Однако с ней не согласна совладелица крымскотатарского клуба знакомств «Севги» («Любовь») Фатиме Аблякимова. Она уверена, что надо шагать в ногу со временем, и роль свах с успехом заменяют клубы знакомств.

«Знакомство – церемония деликатная. Не все готовы прибегнуть к помощи свах. Стесняются, бояться сплетен, досужих разговоров. Преимущество знакомства в нашем клубе в том, что до первого свидания никто никого не видит. Вначале происходит общение, а уже потом встреча», – пояснила Фатиме Аблякимова. И добавила, что на сегодняшний день возраст клиентов клуба от 17 до 51 года, соотношение женщин и мужчин 70% на 30%, большая часть — женщины от 31 года и старше.

В любом случае неважно, свахи ли, родственники, друзья или коллеги поспособствовали знакомству молодых людей. Главное — результат. Если получилась крепкая крымскотатарская семья — дополнительный плюс в карму тем, кто оказал этому содействие.

Зера Эмирсуин

Источник: kavpolit.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *