Мятеж в “золотой клетке”, или Майкл Мур

«…Сенсация! Сенсация!» – трубили мировые СМИ в 2004 году, сообщая, что впервые в истории документального кино фильм Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту» завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. В названии фильма заложена игра образов: шкала Фаренгейта служит для измерения температуры, 9/11 – день крупнейшего в истории Америки террористического акта в Нью-Йорке, а всё, вместе взятое, отсылает к роману Рэя Брэдбери «491 градус по Фаренгейту». 

Написанный в 1953 году роман Брэдбери представляет собой классическую антиутопию, в которой сжигают книги за то, что они призывают людей думать. Профессия главного героя романа Гая Монтэга — пожарный, но пожарный, вооруженный не брандспойтом с водой, а огнеметом с керосином. Он не тушит, а разжигает пожары. Нечто подобное сейчас уже происходит: западная культура переходит в состояние антикультуры. Пожарные из романа уверены, что смысл их профессии заключается в том, чтобы по сигналу пожарной тревоги мчаться и сжигать книжную крамолу вместе с домами, а то и их владельцами. 

Изображенное Брэдбери общество убивает книги и людей не только физически. Оно прежде всего убивает души… Не такие ли существа, порождённые американской антикультурой, взорвали башни-близнецы в Нью-Йорке?

Брэдбери не ограничился предупреждением человечеству. Он призвал к протесту. Эпиграфом к роману «491 градус по Фаренгейту» стоят слова выдающегося испанского поэта Хуана Рамона Хименеса: «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк».

В своём кинематографическом творчестве Майкл Мур «пишет поперёк». 

В ленте «9/11 по Фаренгейту» проводится авторское расследование террористического акта 11 сентября 2001 года. Расследование не выявляет конкретных исполнителей этого преступления, зато камня на камне не оставляет от политики семейства Бушей, связанного крепкими узами с саудовским кланом миллиардеров бен Ладенов. Майкл Мур утверждает, что именно в этой связке нужно искать истоки глобального терроризма. Картина содержит исключительно резкую критику политики администрации США в Ираке, а президент Джордж Буш-младший выведен в ней в остро сатирическом виде.

Во время Каннского кинофестиваля публика аплодировала кинофильму стоя в течение 25 минут. Это было прямым указанием на поддержку мировой интеллектуальной и творческой элитой критической позиции автора. Наиболее грамотные граждане США уже тогда понимали, в какую затяжную авантюру втащил их клан Бушей, и не считали нужным скрывать свои чувства.

Между тем в Штатах уже действовало последнее изобретение американской демократии – «Патриотический акт», открывавший дорогу произволу спецслужб и ограничивавший права американцев до небывалого минимума. О последствиях этого акта, принятого по следам трагедии 11 сентября, станет ясно лишь после появления разоблачений Джулиана Ассанжа и Эдварда Сноудена, неопровержимо доказывающих, что логика денежных мешков во все времена одна – они пойдут на любые преступления, лишь бы не выпустить из рук деньги и власть.

И однако же громкий успех фильма Майкла Мура стал быстро сводиться на нет. «9/11 по Фаренгейту» должен был выйти в прокат в США через компанию Miramax, дочернюю компанию фирмы Disney. Однако Disney наложил запрет на распространение фильма, и на большой экран картина не вышла. Хотя заблокировать Интернет американские власти не могли. Пусть и не в таком объёме, как предполагалось, но фильм Майкла Мура пришел к мировой аудитории, увидевшей, что представляют собой правящие круги США.

Ярости семейства Бушей не было предела. Джордж Буш-старший обозвал Майкла Мура «козлом вонючим» или «мешком с дерьмом». Обычно выдержанный политик полностью потерял контроль над собой. Кинорежиссер достал его до самой  печёнки.

Но на этом, пожалуй, эффект от кинокартины и закончился. Она стала частью истории Голливуда, нарушитель общественного спокойствия продолжил работу в киноиндустрии, а правители Америки продолжили демократизацию планеты. За 11 лет со времени появления фильма «9/11 по Фаренгейту» они успели превратить Афганистан, Ирак и Ливию в территории бесконечно воюющих племен, устроить перевороты в Грузии и на Украине, подтолкнуть эти несчастные страны к военным провокациям, вскормить до размеров монстра «Исламское государство» и начать имитацию войны с ним в целях прокорма собственного ВПК. Короче, собаки лают, а американский караван идёт. 

И вот снова сенсация от автора «9/11 по Фаренгейту».

На днях Майкл Мур сообщил, что на кинофестивале в Торонто в сентябре он представит свой новый фильм, посвященный внешней политике США, с говорящим названием «Куда бы ещё вторгнуться» («Where to Invade Next»). 

По словам режиссера, Америка завязла в бесконечных войнах и набрать материал для сатирической ленты оказалось несложно. «После терактов 11 сентября стране постоянно необходим враг, чтобы США могли поддерживать свой оборонно-промышленный комплекс, а компании могли делать на этом деньги. Кто наш следующий враг?» — спрашивает режиссёр.

Самое примечательное, что фильм «Куда бы ещё вторгнуться» снимался в обстановке повышенной секретности. Как американец, Майкл Мур отлично сознаёт опасность конфронтации с системой. Эта система тоталитарна, коварна и беспощадна. Едва ли Мур сумел бы довести свою работу до конца, если бы известил о ней с самого начала. Работая над лентой о террористическом акте 9/11, он не мог не знать, сколько наивных свидетелей, пытавшихся опровергнуть официальную версию, ушли из жизни в результате «несчастных случаев» и «таинственных происшествий». И Мур сделал правильный выбор – работать в подполье. А затем выйти из подполья и нанести удар. Это тоже опасно, но в этом случае у человека есть хотя бы шанс переиграть систему.

Можно не сомневаться, что фильм «Куда бы ещё вторгнуться» станет сильнейшим ударом по американской корпоратократии. Снова Майклу Муру будут аплодировать стоя, и снова его фильм разлетится через Интернет по всему миру. Фильм будут горячо хвалить, будут призывать равняться на него в исполнении гражданского долга. И… всё, как и в предыдущий раз, быстро сойдёт на нет.

Потому что кино Майкла Мура – это попытка мятежа в «золотой клетке». Таких попыток было немало, некоторые из них даже перерастали в индивидуальную войну против системы. Вспомним хотя бы пассионарного красавца Дина Рида, протестовавшего против войны во Вьетнаме, покинувшего родину и погибшего при загадочных обстоятельствах в ГДР. Можно даже поздравить Майкла Мура с тем, что со своим новым фильмом он обманул американские спецслужбы, которые, имей они соответствующую информацию, ни за что не позволили бы режиссёру снять его новую картину.

Только никуда не деться от того удручающего факта,  что фильмы Майкла Мура представляют собой всего лишь одиночный протест совестливого члена американского кинематографического сообщества, создающего «империю грёз» для собственной и мировой публики. Они снова будут аплодировать ему стоя, затем вернутся в студии и продолжат клепать свои блокбастеры на патриотические, исторические и любовные темы, которые паровым молотом бьют по мозгам зрителей, придавая им кубическую форму, наиболее пригодную для устройства аквариумов со всякой нечистью. Америку мятежом в «золотой клетке» не пошатнуть.

Аплодисменты стихнут, и караван пойдёт дальше.

Дмитрий СЕДОВ

Источник: fondsk.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *