Рубль обвалился вдвое – но цены пока что выросли вовсе не в 2 раза. Здесь многие видят спасительную “вилку”: мол, торговцы и хотели бы поднять цены тоже вдвое, вслед за долларом – ан нет, не могут! Ведь подъем цен упирается в границы платежеспособного спроса. Если повышать цены – товары и услуги просто не будут покупать, ведь клиенты не разбогатели, а наоборот, даже в рублях обеднели, судя по официальной статистике (по данным Росстата, заработная плата в 2015 году уменьшилась почти на 10%).

“Значит, – радуется наивный обыватель, – цены расти не будут, и кризис нам нипочем! Даже наоборот – повод для радости: ведь в долларах все дешевеет!” Увы, “это слишком хорошо, чтобы быть правдой”. На самом деле торговец, при сильно отощавшем рубле, в любом случае не станет продавать себе в убыток. Если цену “тупо” поднять вдвое нельзя – он, будьте уверены, найдет способ компенсировать себе потери и без явного повышения.

И резервы “удержания цены при тощем рубле” очевидны: если не удается “отбиться” за счет количества (рублей), можно вернуть свое за счет качества (товара). То есть попросту – при той же цене удешевить (ухудшить) сам товар. Именно это и происходит.

Самое простое – делать сам товар попроще, погрубее, из более дешевых “комплектующих”. Недавний мощный скандал с “пальмовым маслом”, из которого, как неожиданно оказалось, теперь делают чуть ли не все якобы молочные продукты в России – тому яркое свидетельство. Также нет сомнений, что там, где в “молочных продуктах” все-таки требуется молоко – будет использоваться разведенный молочный порошок, т.е. “сухое молоко”. Отныне и вплоть до выхода из кризиса пальмовое масло и сухое молоко – наше все. Хотя можно еще и с жирностью “поиграть”: на упаковке, скажем, написано 3,2% жирности, а на деле и 2,5 нет, остальное – вода. Ничего, не до жиру – быть бы живу!

То же относится и ко всем пищевым продуктам. В мясе будет меньше мяса и больше сои, в пиве – меньше солода, в колбасе – больше жира и костной муки, в томатной пасте – глютамата и сахарозаменителя. При этом также “сам бог велел” уменьшать вес упаковки. Были (когда-то давно) пакеты по 1 кг, потом стали повсеместно по 900 г – сейчас будут по 800 г. А кое-где уже и по 750. И прекрасно, зато “цена почти не выросла”.

Еще один “резерв” – меньше обращать внимания на внешний вид товара. Красочные упаковки, веселые картинки – это все долой, так как требует лишних расходов. Шмат “масла” вполне завертывать просто в бумагу, если не в газету. И мыть овощи с фруктами тоже не надо – это баловство. Да и сортировать/перебирать – тоже, в сущности, ни к чему – покупатель сам переберет. Бананы можно продавать зелеными, персики неспелыми, яблоки подгнившими, картошку проросшей… Зато, опять-таки – цены “приемлемые”, “как до кризиса!”

Да и это еще не все. В заботе о сохранении цены вполне можно пожертвовать и всякими сопутствующими удобствами для покупателя. К примеру, в магазине можно держать меньше продавцов и кассиров. Да, будут очереди (они уже есть), будет замордованный один продавец на один необъятный мясной прилавок, у которого на лице написано “вас много, а я…!” – но и это позволит удерживать приемлемый для покупателей ценовой диапазон.

Я мысленно окинул взором нарисованную картинку: разбавленное молоко, несъедобная колбаса, грязные и гнилые овощи, длинные очереди, зеленые бананы, никакая упаковка… ба! Да ведь что-то мне все это сильно напоминает. Ну конечно – это же СОВОК!! Это она – родная и привычная совковая нищета и убожество.

Да, удивительное открытие. Мы об этом как-то раньше не думали, а ведь многие проблемы совка были оттого, что он был реально очень БЕДНЫЙ.

Мы сделали круг, воссоздали совок – и закономерно въезжаем опять в совковую бедность и скудость. Все-таки нищета – это главное российское проклятие.

Алексей Рощин

Источник: ehorussia.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *