Для начала –наглядный эксперимент. Введите в популярный поисковик запрос «грязная вода в кране». Во вкладках «новости», «картинки» и «видео» вы своими глазами увидите проблему, а десятки тысяч публикаций позволят удостовериться в ее грандиозном масштабе.
Есть Москва и Санкт-Петербург, где ситуацию с водоснабжением можно назвать благополучной, а есть огромная Россия, жители которой вынуждены все время что-то предпринимать с той жидкостью, которая течет в их кранах, потому что потреблять ее без дополнительной очистки просто невозможно.
Для водоканалов главное – обеспечить доведение воды до норм СанПиНна выходе в распределительную сеть, и они, как правило, обеспечивают хорошие показатели. Потому что в этих пределах четко регламентирован порядок ответственности и наказание за несоблюдение норм. Но что в итоге получают потребители у себя дома? Вы в ходе нашего эксперимента уже увидели. Хотя и сами не понаслышке знаете.
И это притом, что вода – это жизнеобеспечивающий ресурс, основа здоровья нации. А сохранение жизни и здоровья граждан – обязанность государства, прописанная в Конституции. Низкокачественная вода медленно и верно наносит непоправимый урон, и пока спасение от этой угрозы оказывается личным делом каждого.
С этим никогда и ничего не удастся сделать, пока для отрасли водоснабжения и водоотведения не будут прописаны своего рода «правила игры» − техническая политика, регламентирующая порядок строительства и эксплуатации всех видов объектов, которая позволит установить зоны ответственности и даст основания для привлечения к наказанию должностных лиц.
Президент страны требует от правительства РФ и глав регионов добиться конкретных результатов, а не красивой статистической отчетности. Конечно, наши чиновники грешат склонностью к приукрашиванию. Но есть и некрасивая статистика. Так исследование Роспотребнадзора 2017 года показало, что смертность от некачественной питьевой воды заметно выросла. Для примера, в 2016-м от употребления загрязненной воды погибли 19 тысяч россиян – это больше, чем погибших в том же году в результате убийства или ДТП. Есть и «антирейтинг» регионов России с самой грязной питьевой водой. В его ТОП вошли Вологодская, Костромская и Курганская области.
На большой пресс-конференции Владимира Путина, прошедшей 20 декабря 2018 года, журналист Роман Зыков озвучил актуальную для каждого россиянина проблему низкого качества воды и критического состояния систем водоснабжения и водоотведения в России.
Президент РФ отметил, что знаком с данной проблемой и согласился с тем, что для контроля качества сетей водоснабжения и канализации необходимы соответствующие технические регламенты.
Вопрос оказался в фокусе пристального государственного внимания. Ведь он чрезвычайно важен в свете задачи –добиться реальных, а не «бумажных» результатов в выполнении национальных проектов, в данном случае федеральной программы «Чистая вода» нацпроекта «Экология».
Прошло меньше месяца, и 16 января 2019 года в Госдуме РФ состоялось совещание представителей законодательной власти с отраслевыми экспертами на тему: «Водоснабжение и водоотведение в России: пути решения проблем и вопросы технического регулирования отрасли».
Такая оперативность отвечает призыву российского лидера, озвученному на Госсовете по стратегическому развитию в октябре 2018 года– «нe зacыпaть на xoдy» и нaпряжeннo paбoтaть для пpoдвижeния нaциoнальныx пpoeктoв. При этом, добавил Путин, национальные проекты призваны объединять граждан «для достижения прорыва».
В рамках состоявшегося совещания как раз и удалось объединить сообщество экспертов и производителей отрасли с депутатским корпусом для скорейшего и эффективного решения стратегически значимых проблем.
Участники обсудили недоработки ФЦП «Чистая вода». На реализацию этой программы выделяется внушительное финансирование, но, по сути, она не решает проблему комплексно, а, значит, рискует не достичь поставленных целей. Согласно программе, много говорится и планируется сделать в части водоочистки и водоподготовки, но вопрос реновации распределительных сетей в ней практически никак не решается. В Паспорте ФЦП «Чистая вода» содержится лишь одно ссылочное замечание – о том, что доля финансирования мероприятий по модернизации сетей водоснабжения не должна превышать 30% от общего бюджета региональных программ.
Такой подход, когда упускается из внимания потребность в обновлении гигантского инфраструктурного объекта – сетей водоснабжения и водоотведения, протяженность которых составляет 763 тыс. км, вызывает, по крайней мере, недоумение.
Ведущие эксперты сходятся во мнении, что ситуация в российской отрасли водоснабжения и водоотведения настолько критична, что ее можно назвать «миной замедленного действия» и «риском второго Чернобыля». И такие сравнения не просто эффектные метафоры.
По словам гендиректора Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислава Ткаченко, «на сегодняшний день гигантский объем сетей водоснабжения и канализации сильно изношен, в различных регионах страны износ доходит до 85 %. Согласно данным РОССТАТа, которые значительно ниже реальных показателей, уже сейчас около 44 %трубопроводов водоснабжения и 45 % сетей водоотведения требуют срочной замены. Их реновация происходит крайне медленно. Для трубопроводов водоснабжения она составляет 1,1% от всей протяженности в год, для канализации − всего 0,4 %. И это притом, что темпы нарастания износа превышают 3% в год».
Если существующая тенденция сохранится, то начнутся многочисленные неконтролируемые аварии на сетях водоснабжения и водоотведения. Это приведет к коллапсу отрасли и к массовым чрезвычайным ситуациям – выходу из строя сетей, долгосрочным перебоям в водоснабжении, отравлениям населения загрязненной водой.
«В сравнении с этим проблема скопления ТБО, которой сейчас уделяется так много внимания, покажется детским лепетом,– уверен член научно-технического совета по развитию промышленности строительных материалов и конструкций при Минпромторге РФ Игорь Ефремов. – Дырявые канализационные сети, потери в которых только по официальным данным Росстата, составляют более 30 %, наносят несопоставимо больший экологический урон в сравнении с ТБО, ведь за счет протечек происходит загрязнение неочищенными промышленными стоками и отходами жизнедеятельности человека почвы, подземных вод и источников забора питьевой воды. А это серьезнейшая опасность для жизни и здоровья населения, в конечном итоге, вопрос национальной безопасности».
Основополагающей причиной озвученных экспертами проблем является отсутствие в России современной и надежной системы трубопроводов для транспортировки питьевой воды и загрязняющих стоков. При этом засилье контрафактных и фальсифицированных труб, а также стальных труб, бывших в употреблении, на российском рынке материалов для водоснабжения не позволяет эффективно заменять стремительно ветшающие коммуникации. Поддельные трубы и трубы б/у, которые массово применяются при строительстве трубопроводов, имеют непрогнозируемый, но однозначно маленький срок службы и высокую аварийность. Получается, что израсходованные на новые сети бюджетные средства тратятся впустую, а проблемы с повсеместным выходом из строя трубопроводов только усугубляются.
По данным доктора технических наук научно-исследовательского института «МосводоканалНИИпроект» Олега Примина, доля стальных труб б/у в сегменте ЖКХ достигает 15 %, а поддельные и контрафактные трубы и вовсе занимают более 35 % всего объема трубного рынка.
Массовое применение поддельной трубной продукции наносит колоссальный и непоправимый вред экологии, жизни и здоровью россиян, ведь фальсифицированные трубы производят из вторсырья сомнительного происхождения без соблюдения требований ГОСТов. Крайне велик и экономический урониз-за роста аварий, большого процента потерь дорогостоящей воды питьевого качества, а также дополнительных средств на доочистку. Все это влечет стремительный рост тарифов.
По данным того же Росстата, из всех жилищно-коммунальных услуг в 2018 году сильнее всего повысились цены на водоотведение – на 5,7 %, холодное водоснабжение – на 5 % и горячее водоснабжение – на 4,4 %.
Присутствовавшие на совещании руководители Ассоциации водоснабжения и водоотведения Московской области говорили об острой нехватке средств у водоканалов, прежде всего, региональных для замены изношенных труб водоснабжения и водоотведения. Проведение их реновации за счет существующего тарифа на оказываемые услуги просто невозможно.По их мнению, необходимо увеличение субсидирования из бюджетов всех уровней и привлечение частных инвестиций.
Но, только лишь увеличение финансирования, к сожалению, практически никогда не дает пропорционального ему улучшения показателей. Нужен строгий контроль и анализ эффективности расходования средств.
Для достижения эффективности при реновации водопроводов чрезвычайно важно поставить заслон фальсификату и контрафакту. Для этого необходимо ввести обязательную сертификацию трубной продукции и ее производства. Сегодня же действует порядок добровольной сертификации, который, по сути, открывает беспрепятственный путь недобросовестным производителям.
«При существующей системе на тендер госзакупок можно выходить даже с «картонными» трубами, на которые будут все необходимые сертификаты, которые легко приобрести у многочисленных сертифицирующих организаций за несколько тысяч рублей без каких-либо проверок продукции и тем более производства»,–комментирует ситуацию Игорь Ефремов.
Все эксперты сходятся во мнении, что для предотвращения серьезнейших угроз отрасли, а также повышения качества питьевого водоснабжения и снижения негативного влияния сточных вод сегодня в срочном порядке необходим комплекс нормативно-правовых мер, совместно выработанных законодательными органами, профильными министерствами, научно-исследовательскими институтами и общественными организациями.
Речь идет о выработке единой государственной технической политики регулирования отрасли водоснабжения и водоотведения РФ. В числе главных мер − обеспечение безопасной транспортировки воды и стоков без ощутимых потерь, для чего необходим строгий контроль за строительством и реконструкцией коммунальных сетей.
«В ближайшей перспективе нужно ввести обязательную сертификацию трубной продукции и ее производства, разработать и законодательно закрепить Технический регламент на материалы и технологии для строительства и реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения», –резюмируют в Ассоциации производителей трубопроводных систем.
Участники совещания утверждают, что «изобретать велосипед» не придется. По словам Олега Примина, уже сейчас существуют регламентирующие документы регионального значения, и они успешно применяются при проектировании, строительстве и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения. Это «Устройство сетей водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге» и «Технические требования»АО «Мосводоканал». Практика использования данных технических требований и регламентов наглядно продемонстрировала положительный эффект и может рассматриваться как образец для повсеместного распространения.
Олег Морозов – гендиректор Всероссийского научно-исследовательского института по строительству и эксплуатации трубопроводов рассказал об отечественных научно-методических разработках в сфере топливно-энергетического комплекса. Соответствующие документы успешно решают вопросы регулирования в отношении материалов для трубопроводного транспорта в процессе закупки и применении в строительстве. Этот опыт целесообразно использовать применительно к трубопроводам водоснабжения и канализации.
Итоговая резолюция с изложением предлагаемых экспертами мер будет направлена в адрес профильных министерств и комитетов Государственной Думы. Присутствовавшие на совещании представители депутатского корпуса отметили актуальность обсуждавшихся вопросов и пообещали содействовать их решению в рамках своих депутатских полномочий.
Но есть одно НО.
Как сообщили эксперты, несмотря на всю очевидность проблемы и множество конструктивных предложений, профильные ведомства упорно ее игнорируют. На целый ряд обращений и писем они отреагировали либо молчанием, либо вежливой отпиской о том, что проблемой занимаются, в лучшем случае − обещанием рассмотреть и проработать поступившие предложения. Но, как говорится, воз и ныне там.
В некоторых же случаях сама идея Техрегламента на материалы и технологии для строительства и реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения в РФ вызывает принципиальное неприятие и жесткую критику. При этом ссылаются на «ошибочность» введения национальных отраслевых регламентов. Но почему тогда техрегламенты на игрушки, пиротехнику, упаковку, колесную продукцию, мебель и проч. существуют и способствуют улучшению качества и потребительской безопасности этих товаров, а техрегламент для жизненно важной отрасли снабжения водой и транспортировки опасных промышленных и бытовых стоков оказывается «лишним»? Возникает единственный логичный вывод – что подобный документ не вписывается в сложившуюся конъюнктуру отрасли… И чистая вода в России кому-то не нужна…
Прошедшее в Госдуме совещание,объединившее общественных представителей и депутатов Госдумы, наконец, вывело решение проблем водоснабжения и водоотведения в России на государственный уровень. И есть надежда на дальнейший прогресс. Так депутат Евгений Федоров предложил вывести обсуждение на уровень фракции. Острота вопроса и особый контроль реализации нацпроектов со стороны Президента РФ дает надежду, что правительство окажет всестороннюю поддержку инициативам экспертного сообщества. И тогда строгий госконтроль и система мер по техническому регулированию решит,наконец, проблемы жизненно важной отрасли водоснабжения и водоотведения.
Потому что россиянам чистая вода в России все-таки нужна.