Наслушался фольклора и решил жениться

Организатор краснодарских вечерок – о казачьей культуре, молодежной политике и традиционных ценностях.

Кадриль, частушки, перепляс и молодецкие игры… Прохожие с удивлением встречают в центре Краснодара ребят, проводящих досуг так же, как и их прапрадеды. На вечерках нет зрителей и профессиональных артистов, танцуют и поют все. Сюда приходят школьники и бухгалтеры, студенты, менеджеры и блогеры. Краснодарцам просто интересно на пару часов оказаться в традиционной, но такой далекой от нас среде.

Организаторы вечерок признаются, что проводят их по личной инициативе, без поддержки и даже ведома местных чиновников: департамент молодежной политики Краснодарского края уверен, что народные забавы неинтересны молодежи, а фольклорные песни и танцы – прерогатива профессиональных коллективов. Участники вечерок готовы с ними поспорить.

О том, нужны ли молодежи такие мероприятия, КАВПОЛИТ расспросил одного из организаторов – 25-летнего Филиппа Конопий, в обычной жизни работающего в сфере интернет-продвижения.

– Филипп, как появились вечерки в Краснодаре?

– Может, они и проводились до этого, но именно в таком формате – посреди парка, с живой гармошкой и непрофессиональными участниками – первыми стали проводить именно мы. Все началось в 2012 году с акции «Русский хоровод». Сами вечерки регулярно, примерно раз в месяц, проходят с позапрошлого июня.

Впервые я задумался над таким форматом пять лет назад, когда учился на хореографа в краснодарском колледже и на День молодежи шел по центральной улице Красной. В самом ее начале, перед зданием Кубанского казачьего хора, в круг собралась черкесская молодежь, исполнявшая свои танцы. Я неплохо танцую лезгинку и присоединился к конкурсу, при голосовании за лучшего танцора девушки выбрали меня. В качестве приза вручили почему-то подушку.

Уличное мероприятие очень понравилось, поэтому когда уже в институте дали задание организовать какую-то массовую акцию, выбрал народные танцы. Одногруппники отговаривали: мол, у тебя это никогда не получится, не в русской традиции собираться вместе для танцев…

– С чего начал организацию? Где искал единомышленников?

– По большому счету, на тот момент сам практически ничего не знал о казачьей культуре, умел исполнять только несколько народных танцев. Первым делом пошел в Кубанский казачий хор, хотел попасть к его художественному руководителю Виктору Захарченко, но того не оказалось на месте, и меня принял директор хора Анатолий Арефьев. Он направил в департамент культуры, откуда перебросили в краевой историко-археологический музей имени Фелицына. Все это происходило перед Ночью музеев, в расписании которой оказалось «окно» после основного концерта, научные сотрудники предложили нам занять его.

Начал поиск людей – тех, кто, собственно, и будет танцевать. Обратился во все славянские общины (и языческие, и неязыческие), в казачьи организации. Очень помог культорганизатор одного из районных ДК Роман Павлюков. На «Русский хоровод» пришли больше 600 участников. Не скажу, что все массово воспламенились любовью к традициям. Причина другая: в Краснодаре привыкли к танцующей на улицах и слушающей музыку из машин кавказской молодежи, поэтому объявление о хороводе показалось вызывающе необычным.

– Насколько я помню, больше «Русский хоровод» не проводился. На этом все и закончилось?

– Не совсем верно, хоровод прошел и на следующий год. Если по порядку: я организовал мероприятие, получил в институте зачет и посчитал, что дальше этим заниматься не буду. Знаю, что другие участники после масштабного хоровода даже выбили место в департаменте молодежной политики под встречи, но как-то не сложилось, спустя несколько месяцев все сошло на нет.

– Почему?

– Русские слишком разобщены, никто не знает, по какому пути идти. Кто-то язычник, другой православный, один монархист, четвертый грезит о Сталине и коммунизме… Я тоже поначалу считал, что народные танцы не для массовых гуляний – на сцене «Барыня» и «Калинка» смотрятся нормально, но непрофессионалы, люди с улицы их исполнять никогда не будут. В общем, повторюсь: в тот раз все разбежались по своим делам.

Прошел год, позвонили из музея Фелицына и предложили повторить хоровод. Помню, на его организацию оставалось десять дней, тогда опять помогли Роман Павлюков и его жена Марина.

– Сказал, что обращался в казачество. Там как отреагировали?

– Если честно, для меня казачество – больше историческое явление, чем повседневное. Это образ кого-то благородного, мужественного, сильного. Действительно, я обращался и в Кубанское казачье войско – меня выслушали, вроде как заинтересовались, записали номер, так и не позвонили. Позже попал на войсковой праздник, который очень разочаровал: из фольклора, настоящих традиций там ничего не было. Если охарактеризовать одной фразой – много алкоголя и больше ничего.

– На твой взгляд, почему фольклор оказался невостребованным в реестровом казачестве?

– Потому что связь утрачена. Я как-то обсуждал эту тему с достаточно известным авторитетным человеком, он сказал: фольклор – это бытовое, он полностью зависит от образа жизни. Если в реестровом казачестве нет фольклора, никому не нужны традиции, значит, это не нужно в быту, они живут по-другому. Большая часть казачьей культуры связана с военной тематикой. Зачем строевые песни современным казакам, куда их внедрять, если эти люди не военные?

// Большой недостаток – почти не уделяют внимания возрождению культуры, образа жизни, все это преподносится как лубочное прошлое. Но культура очень живая, она востребована. Все обряды и традиции наших предков могут использоваться сегодня, нужно только слегка их актуализировать, изменить.

Например, петь частушки не о трех платьях, которые девушка надела, а о современной жизни. Или другой случай: девушке не обязательно носить аутентичный наряд XIX века, но есть русская традиция, в которой слабый пол закрывает части тела, не ходит в коротких шортах и с почти оголенной грудью. Это принципиальный момент.

Любая культура – определенный код, отдельные вещи нельзя воспринимать сами по себе. Нельзя быть скейтбордистом или байкером и не слушать западную музыку. Это самое большое противоречие в современном российском обществе, когда декларированные убеждения не соотносятся с образом жизни. Женщина ходит в храм, носит георгиевскую ленточку, в то же время надевает короткие шортики и топик. Или некий «патриот» бьет себя кулаком в грудь на 9 Мая, а тут же напивается как животное…

– Почему так происходит?

– Люди не соединены корневыми связями с традиционной культурой. Когда человек не знает корней, ему можно привить любое мнение: русские лучше остальных наций… Можно привить, что он не русский, а украинец, или что казаки – отдельная национальность, ничего не имеющая общего с русской.

– Что лично тебе дало знакомство с традиционной культурой? Как тебя изменило?

– Самым большим открытием стала мощь, заложенная в русских и казачьих песнях. Она действительно меняет человека, по-особому настраивает его. Что поменялось во мне? Сегодня уже не могу представить себя пьяным в ночном клубе, удалил из «ВКонтакте» фото прошлых лет, на которых вел себя неподобающе… Самое главное – появилось желание завести семью, стать отцом. Именно не потребительское желание к женщине, чем пропитано сегодняшнее общество, а крепкую семью.

– И как фольклор повлиял именно на это?

– Прослушал много народных песен, которые учат, в том числе, что страстная любовь, которая сейчас стала эталоном для попсы, разрушает человека, приводит к несчастью. В казачьих песнях, где девушка по сюжету не думала головой, шла по велению сердца или другого органа, она теряет все – мать ее проклинает, мужчина бросает, порой с ребенком, женщина либо топится («Вы матросы-моряки»), либо убивает оставившего ее возлюбленного («Катя Пастушка»).

– Кстати, постоянно говоришь о общерусской культуре, на вечерках исполняются и не казачьи танцы. А в чем для тебя разница между русской и казачьей культурой?

– Казаки – это военный быт, обуславливавший особенности их культуры. Вся Россия – женское пение, небольшие очаги мужского есть только в нескольких губерниях центральной части. У казаков пение только мужское, даже женщины поют по-мужски.

К тому же казачья культура очень неоднородная. Линейные станицы пели одни песни, черноморцы – совсем другие. Одни исполняли на балачке, другие на чистом русском языке, третьи на их смеси… Для меня казачья песенная культура ценна тем, что она сохранила многие русские армейские песни. После революции и гражданской войны песни императорской армии, превозносящие подвиги на русско-турецких войнах и войне с Наполеоном, остались только на бумаге, вживую их в Красной армии, естественно, никто не пел. Зато напевы остались у казаков, которые эти песни исполняли по-своему (например, казаки не любили маршировать, поэтому ритмика другая).

– Хорошо, вот приходит краснодарская молодежь на вечерки. Что они дают участникам?

– Это весело и задорно, можно отдохнуть после работы и найти вторую половинку. Люди приходят самые разные – бухгалтеры, программисты, студенты и школьники, инженеры. Им интересно общаться с единомышленниками, узнавать что-то новое о традиционной культуре. Все мы в этом вопросе дилетанты, профессиональных фольклористов среди нас нет, поэтому учимся друг у друга. Собираемся раз в месяц в городском парке или на «Доме книги», о встречах предупреждаем через группы в социальных сетях.

Как проходит вечерка? Водим кадриль – аналогия с популярной сегодня сальсой, где люди танцуют и познакомятся. Поем частушки – аналогия с рэп-батлами, устраиваем перепляс – параллель с брейк-дансом и хип-хопом. Все как у молодежи, только наше, русское.

– Среди прохожих, думаю, есть и представители других национальностей. Как они реагируют на хороводы?

– Знаете, кавказская молодежь действительно часто подходит. И признается, что им это нравится, по крайней мере, не вызывает такой негативной реакции, как лезгинка у некоторых русских. Они искренне удивлены, потому что не знали, что русские также танцуют вместе.

У нас, к слову, очень много общего с соседями. Правда, есть и отличия. Например, в русской культуре допускается прикосновение к девушке, те же целовальные игры, когда девушка и парень целуются в щечку. У нас разрешены прикосновения, поцелуи, которые ни к чему не обязывают девушку, если это сделано «на миру», то есть в присутствии всех. В кавказской культуре это недопустимо.

– Администрация Краснодара вас как-то поддерживает?

– Обращался в департамент молодежной политики, откуда пришел, как я считаю, оскорбительный ответ. Суть его в том, что чиновники занимаются современными формами досуга молодежи, а традиционные забавы ей интересны только в виде фольклорных концертов на сцене.

Филипп протягивает ответ из департамента, подписанный руководителем бюджетного учреждения «Молодежный центр развития личности» Евгенией Захаровой:

«Деятельность департамента молодежной политики Краснодарского края направлена на интеллектуальное, творческое, физическое развитие, духовно-нравственное воспитание молодежи посредством применения современных видов и форм досуга в молодежной среде. Современное молодежное творчество не является аутентичным, это творчество, которое идет вразрез с идеологией традиционной народной культуры… Деятельность в сфере популяризации народного художественного творчества и в целом народной культуры находится в компетенции министерства культуры Краснодарского края».

– Выходит, популяризация среди кубанской молодежи народной культуры «идет вразрез» с политикой департамента молодежной политики.

– Чиновники не понимают, что, поддерживая традиционную культуру, такие движения, как наше, экономят бюджетные деньги на социальные программы, межнациональную политику и воспитание подрастающего поколения. Посмотрите на традиционные общества в кавказских республиках – там женщины рожают не из-за материнского капитала, как некоторые у нас, хотя живут в гораздо худших условиях.

Современные формы досуга – брейк-данс, фитнес, паркур – вроде бы и хороши для физического развития, но завязаны на западную культуру, – продолжает Филипп Конопий. – Эти формы не привязаны к корням наших народов, не формируют личность. Традиционной культуре уже сотни лет. Наши прапрадеды могли уже и не знать, зачем кличут весной жаворонка или провожают зиму, но делали это.

Важность традиций приведу на личном примере. Некоторое время назад у меня умер дедушка. Все знают, что на похороны, на девять дней, нужно собираться. Так вот, многочисленная родня, живущая в разных городах России, собралась именно на эти похороны. Только они объединили семью, мы впервые оказались вместе. На поминках многие жалели о том, что вся семья собралась только по этому грустному событию, а ведь раньше было принято собираться за большим столом на Рождество, свадьбы, Троицу и другие праздники.

Андрей Кошик

Источник: kavpolit.com

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *