С 15 сентября этого года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства – документ, вводящий новый порядок рассмотрения для многих типов судебных дел.
В частности, только в соответствии с новым кодексом граждане и общественные объединения смогут жаловаться на решения и действия органов власти и отдельных чиновников, нарушающие их права.
Только в этом порядке они смогут обжаловать законы и другие нормативные акты.
И только в этом порядке они смогут жаловаться на фальсификации итогов выборов, незаконные отказы в регистрации на выборах и незаконную агитацию.
Делать все это станет труднее, а кроме того за проигрыш любого из этих дел заявители будут наказаны рублем. Что по замыслу авторов КАС, очевидно, должно отбить у граждан всякую охоту защищать свои права.
Что характерно, КАС вступает в силу аккурат через два дня после осенних выборов 2015 года, которые пройдут в «единый день голосования» 13 сентября. Обжаловать нарушения на них гражданам придется уже в новом порядке. И это очень сложно назвать совпадением.
Что меняет КАС в привычном порядке судебных жалоб граждан?
Первое. Представителями в суде по тем административным делам, которые подпадают под КАС, могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.
Поясним: во многих случаях гражданам, защищающим свои права, в судах помогают общественники и активисты, представляя их интересы и фактически ведя процесс вместо них. Формально у большинства из них юридического образования нет – но есть огромный опыт оспаривания в судах дел о незаконной застройке, разрушении исторических памятников, вырубке скверов и парков, нарушениях на выборах, подделке их итогов и многим другим.
С вступлением КАС в силу активисты потеряют возможность быть представителями в судах, а гражданам придется вести свои дела или самим, или звать на подмогу только тех, у кого есть диплом юриста. При наличии множества вузов, где дают (или оформляют) юридическое образование, найти юриста «вообще» просто, но найти юриста, который способен эффективно представительствовать в суде по делам о незаконных действиях властей – достаточно сложно. И так-то, как показывает практика, тех, кого можно привлечь на помощь в перечисленных делах, явный дефицит; в Петербурге, например, все они наперечет и нарасхват, и к ним стоят в очередь.
Второе. Если граждане захотят оспорить в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законы и другие нормативные правовые акты (например, постановления правительства), но сами они не имеют диплома юриста, они смогут вести в суде дело только с участием представителя. Как уже сказано, имеющего высшее юридическое образование.
Иначе говоря, без юриста «недипломированному» заявителю бессмысленно приходить в суд: он не сможет лично участвовать в процессе. Не сможет излагать свои аргументы, задавать вопросы ответчикам (представителям органа власти, который принял оспариваемый закон или постановление), вносить ходатайства, и так далее: все это он должен поручить представителю с юридическим дипломом. Теоретически, его могут даже не пустить в зал (или оставить в нем в качестве бессловесного зрителя). Это, конечно же, ухудшит положение граждан – отменить «правила игры», нарушающие их права, станет гораздо сложнее.
Третье. Сторона, проигравшая в административном суде, в обязательном порядке будет оплачивать «все понесенные по делу судебные расходы».
В них входит оплата экспертов, специалистов и переводчиков (для иностранцев и апатридов), оплата расходов свидетелей, оплата расходов на проезд и проживание сторон и заинтересованных лиц, связанных с явкой в суд, почтовые расходы, оплата услуг представителей и «другие признанные судом необходимыми расходы». Все это касается ведения дела во всех инстанциях – в том числе, апелляционной, кассационной и надзорной. Если заявитель в ходе судебного процесса отказывается от своего «административного иска» – он обязан возместить «административному ответчику» все понесенные им расходы.
Переведем с юридического на русский: если гражданин жалуется на действия властей и получает отказ в иске – он гарантированно будет платить за все. За экспертов и специалистов, за проезд и проживание оппонентов и их свидетелей, за услуги привлеченных ими представителей. Которыми, как показывает практика, могут выступать весьма дорогостоящие (или дорого себя оценивающие) персонажи.
Если речь идет о незаконном строительстве – инвестор может нанять юристов, а потом предъявить заключенный с ними договор на приличную сумму. Если речь о фальсификациях на выборах – избиркомы, как правило, посылают в суды юристов, специализирующихся на оправдании любых нарушений при голосовании и подсчете или на обоснованиях отказов оппозиционерам в регистрации. В Петербурге практически все эти «специалисты» давно и хорошо известны политическим и гражданским активистам – они переходят из суда в суд, привычно «отмазывая» своих клиентов и объясняя, что никаких фальсификаций не было, а подделанные протоколы голосования и есть настоящие. И в этом случае ничто не мешает потом предъявить в суд бумагу, подтверждающую высокую стоимость услуг этих «представителей».
Да, в КАС есть норма о том, что расходы на представителей суд присуждает оплачивать в «разумных пределах» – но какими именно будут эти «разумные пределы», остается на усмотрение судьи.
Петербургский адвокат Станислав Кушнер, имеющий большой опыт ведения судебных дел о нарушениях в работе чиновников, говорит, что служители Фемиды пока что придерживаются практики «никто не должен зарабатывать на суде» и требуют тщательно обосновать, почему на оплату представителя нужна именно такая сумма. Одним из главных критериев здесь обычно является количество судебных заседаний – чем их больше, тем больше «трудозатраты» представителя.
Однако, и угроза потери сравнительно небольшой (с точки зрения юристов) суммы может оказаться существенной для гражданских и политических активистов. И они, без сомнения, задумаются – стоит ли рисковать, учитывая особенности отечественной судебной системы? Ведь, например, выиграть дело о фальсификациях на выборах удавалось за последние годы считанным единицам граждан.
Впрочем, по словам Кушнера, и на этот «лом» есть «прием»: заявители, увидев выставленный им счет на оплату юристов, могут сказать избиркому: а зачем, собственно, вам представители? Вы не знаете законы? Это ваша обязанность. У вас нет юристов? Но руководителей и ряд членов избиркомов специально отбирают из лиц, имеющих юридические дипломы. И, кстати, где у вас в смете расходов на проведение выборов оплата услуг «привлеченных» юристов? К тому же, дела о защите избирательных прав, как правило, ведутся в сокращенные сроки, и крупные расходы на представительство сложно обосновать.
Что касается борьбы с незаконными стройками, здесь ситуация более оптимистична – активисты нередко выигрывают суды. Но если проигрыш такого суда будет грозить гражданам, – борющимся за свои права на чистый воздух, отсутствие шума и пыли и место для отдыха, – материальными потерями, то и они не раз подумают, прежде чем обращаться в суд. А властям, принимающим решения о спорном строительстве и действующим во многих случаях в трогательном единстве с застройщиками, именно этого и надо.
Наконец, последний важный аспект: закон о введении КАС в действие устанавливает, что дела, не завершенные в судах до 15 сентября 2015 года, будут заканчиваться уже в порядке, предусмотренном КАС.
По мнению петербургского юриста (и участника многих выигранных процессов против незаконного строительства) Владимира Чернышева, это приведет к тому, что по многим уже начатым делам будут ненавязчиво «тянуть» до осени, чтобы закончить их по новым, более суровым для граждан, правилам.
Борис Вишневский
Источник: novayagazeta.ru