К современным горцам вернулась мода на подарочные куклы ручной работы.

Уже много веков куклу у кавказских народов дарят как пожелание счастья.

Свою первую куклу Залина Цахилова сделала 25 лет назад в СССР, когда была молодым этнографом в экспериментально-творческом подразделении Художественных промыслов Северной Осетии. Ее первую кукольную модель утверждали на художественном совете при Совете министров республики. Сегодня куклы фирмы «Асик» есть у многих знаменитых людей мира: Анджелины Джоли, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Ирины Хакамады, а у Александра Хлопонина есть не просто кукла, а целая коллекция кукол «Кавказ».
 

– Моя первая кукла стоила 150 рублей и Росгалантерея, через которую шли в продажу все сувениры, еще долго не пропускала ее, говорили: «А кому она нужна?», – вспоминает Залина.

Среди кукол Залины и сейчас есть крошечные модели по цене 150 рублей – столько стоит кукла – елочная игрушка. Стоимость же коллекционных кукол достигает 15 тысяч рублей: фигура и лицо такой игрушки делается скульптором, одежду и ювелирные украшения готовят мастера. 

– Моя кукла – не игрушка, – говорит Залина. – Это костюмная художественная кукла, неживая и очень красивая. Она дает прикоснуться ко времени, ее нельзя раздевать-одевать, она не игровая. У наших кукол разные лица – есть европейки, славянки, азиатки, в каждой паре – парень и девушка.

Материалы археологических раскопок подтверждают, что в традиционно-бытовой материальной культуре осетин куклам принадлежит особое место, – они на протяжении сотен лет сопутствуют этому этносу. Отдельное исследование куклам посвятил известный осетинский историк Вилен Уарзиати, который отмечал, что «в осетинском традиционном быту кукла не была предметом купли-продажи и изготовлялась для подарка».

Традиционная осетинская кукла кардинально поменялась со временем, превратившись из культового и обрядового предмета в сувенир, но по-прежнему осталась важным элементом национальной культуры. И сегодня это – один из самых популярных сувениров, который можно увезти из Северной Осетии. Эти куклы одеты в национальные осетинские костюмы, все детали которых прописаны до мельчайших подробностей. Лица для каждого экземпляра «Асик» делаются исключительно на заказ – иначе не удастся создать образ настоящей горянки. 

Богатые кукольные традиции осетин продолжает в 21 веке коллектив старейшего на Северном Кавказе североосетинского театра кукол «Саби», в котором вот уже 77 лет существует единственная на Северном Кавказе мастерская по изготовлению кукол. Мастера-кукольники из Северной Осетии десятилетиями создавали героев не только к спектаклям «Саби», но и для постановок ТЮЗов соседних республик.

– Наши куклы есть в музее Образцова, – рассказывает директор театра Влад Колиев. – А после возобновления гастролей театра по стране нашим мастерам вновь стали поступать заказы на кукол – впервые с 1975 года.

В мастерской театра изготавливают авторские сувенирные куклы, а «кукольные мастера» – художники и скульпторы «Саби» – уже разрабатывают специальные коллекции для туристов.

– Это может быть коллекция кукол – президентов и политиков, коллекция кукол-спортсменов и кукол-артистов, – говорит Колиев. – Наши мастера могут создать и эксклюзивную ростовую куклу по заказу.

Искусство создания кукол передается мастерами «Саби» от старших к младшим. По словам мастеров, на создание одной куклы из папье-маше уходит около двух месяцев. 

– В нашей мастерской могут сделать любую куклу – марионеточную, тростевую, перчаточную, маску героя, – говорит директор «Саби». – Среди наших кукол-актеров – герои русских народных сказок и северо-кавказского нартского эпоса, у каждой куклы свой характер и свой авторский костюм.

Историки отмечают, что именно тростевые куклы с элементами шуточного ряжения бытовали у осетин, как и у иранцев и курдов, являясь еще одним свидетельством тесной связи с иранскими народами.

«Девушки на посиделках играли в «къæхты чындз» (ножную куклу). Кто-нибудь из присутствующих девушек ложился на спину и перпендикулярно полу поднимал ноги. На них надевали женское платье, на ступнях ног сооружалась тряпичная голова, разукрашенная подручными красками. В итоге изображалось подобие обычной народной куклы, – пишет в своем исследовании Вилен Уарзиати. – К рукавам платья прикреплялись палочки, противоположные концы которых находились в руках у лежащей девушки. С их помощью она манипулировала руками изображаемой куклы. Присутствующие задавали «къæхты чындз» различные вопросы шуточного характера, а девушка-исполнительница отвечала на них, сопровождая ответ комичными движениями рук и ног».

В последние годы кукольное искусство вошло в моду настолько уверенно, что мастер-кукольник Аза Таутиева даже открыла во Владикавказе курсы по изготовлению кукол из полимерной глины. Куклы, или, как называет их сама мастерица, «куклята» Азы Таутиевой очень популярны. Она выполняет их из пластики, а потом одевает, снабжает ресничками, косами, усами, бакенбардами – в зависимости от пола и возраста. Аза говорит, что своих кукольных героев она находит в реальной жизни, например, на лавочках у домов в родном селе. Прототипами ее кукол часто становятся старики, потому что «вызывают умиление и восторг».

– Стариков стало так мало на экранах телевизоров, в СМИ, где сплошь – звезды, бизнесмены, актеры и режиссеры, где все гламурные, как на подбор. А старики – родные и светлые, мудрые и глубокие. Их морщинистые лица, натруженные руки, все понимающие глаза знают о смысле бытия не меньше, чем тибетские монахи, всю жизнь просидевшие в позе лотоса в поисках этого самого смысла, – говорит кукольница.

Уникальность кукол Азы Таутиевой заключается в том, что в них воспроизведены мельчайшие детали строения человека. 

– Морщины, пальцы с ногтями, даже волосы по одному вживляются и вены на куклах такие как на теле человека. Это главное отличие от других сувенирных кукол, которые ранее создавались в республике, – рассказывает она.

По словам кукольницы, идея о создании курсов появилась два года назад, когда она сделала свою первую куклу и отнесла в сувенирный магазин. С тех пор ей начали звонить желающие обучиться мастерству изготовления «живых» кукол. Вначале Аза собрала группу из 15 человек в возрасте от 13 до 60 лет. Потом таких групп стало три.

– Сейчас я периодически участвую в различных выставках прикладного искусства, поэтому времени, к сожалению, на обучение очень мало. Однако в перспективе я надеюсь, что уже мои ученицы смогут делиться с остальными «кукольными» секретами,– говорит Аза Таутиева.

Всего за два года своей деятельности мастеру-самоучке удалось создать около ста кукол. Работа над одной куклой может вестись от недели до месяца в зависимости от размера и сложности ее выполнения.

Самая маленькая кукла Азы помещается на ладони – это младенец с ресницами и редкими волосами, а в настоящее время она работает над куклой с изображением скифа в полный рост. Работу по реконструкции воина— всадника она начала с того, что перелопатила море исторической литературы, научилась работать с шерстью, потому что седла у скифов, оказывается, были валяными, а Аза ни в чем не хочет отступать от истины. Она увлекла своей идеей Аслана Алборова, создателя и руководителя предприятия «Арион», изготавливающего кавказское оружие, образцами которого гордятся многие главы государств и правительств, другие известные люди.

Аслан – мастер, известный всему миру, но кукольница была так убедительна, что и он «заболел» скифом, которого согласился снабдить оружием, исторически максимально достоверным. Фигура воина, по замыслу, будет выполнена в полный рост. И не из воска, как это бывает при реконструкциях, а из пластики. Одет он будет в изготовленные Азой доспехи, созданные по материалам раскопок. В перспективе за скифом последуют нарт, алан, сармат…

Много кукол Аза делает на заказ с изображением чиновников, как Северной Осетии, так и соседних республик. Так, на выставку декоративно-прикладного искусства в Чечне она повезла куклу с изображением президента республики Рамзана Кадырова. 

– Поначалу это взбудоражило организаторов фестиваля, ведь по мусульманским канонам изображение человека строго запрещено, о чем я раньше не догадывалась,– говорит мастерица. – Однако кукла приглянулась Рамзану, и он принял ее в подарок, что очень удивило и обрадовало меня.

География местонахождения осетинских кукол обширна. В качестве сувениров они отправлялись в США, Латвию, Турцию, во многие города России. При этом туристы из российских регионов чаще всего приобретают кукол с изображением осетинских старушек и стариков за бытовыми работами – вязанием, кошением травы. За границей же предпочитают нарядных осетинских красавиц и джигитов в национальных костюмах.

– Магазины кукол ручной работы – обязательный атрибут туристических столиц мира, а уличные кукольные представления собирают множество людей и пользуются огромной популярностью, – напоминает Влад Колиев. – Я уверен, что наши любимые нартовские герои – красавица Ацырухс и атлет Сослан смогут посоперничать с венецианским Арлекином, итальянским Пульчинеллой и французским Полишинелем за любовь туристов, а Северная Осетия превратится в туристическую зону, какими являются родные страны всемирно известных кукол.

Мадина Сагеева

Источник: kavpolit.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *